Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Демонстрация "зацепинга" - пропаганда суицидального поведения.

Отсутствие доступа к формирующим у подростка примерам смертельно опасного рискового поведения при просмотре видеороликов со сценами "зацепинга", могут предотвратить реализацию объективной возрастной потребности молодого человека в таком поведении в форме, опасной для жизни. Законодательный запрет на демонстрацию видеосюжетов с «зацепингом», как действующий запрет пропаганды суицида, несомненно предотвратит гибель многих молодых людей в России.

Пункт 1 Статьи 20 Конституции Российской Федерации[1] гарантирует каждому право на жизнь. Пункт 1 Статьи 41[2] гарантирует каждому право на охрану здоровья.

В п.1 Статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"[3] здоровье определяется как состояние физического, психического и социального благополучия человека, а под охраной здоровья подразумевается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе профилактического, характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни.

В п.6 Статьи 2 под профилактикой подразумевается комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В п.3 и п.5 Статьи 4, п.1 Статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в числе основных принципов охраны здоровья обозначен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

Подпункты 1) и 8) пункта 1 Статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" относят к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и организацию осуществления мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни у граждан.

Пункт 3 Статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" подчеркивает, что формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста и обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни.

Статья 42 Конституции Российской Федерации[4] - право на благоприятную окружающую среду.

Очевидно, что понятия обеспечения права на жизнь, охрану здоровья и благоприятную среду взаимосвязаны. Информационная среда является неотъемлемой частью благоприятной окружающей среды и может быть определена как совокупность информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры, средств информатизации, информационных продуктов и услуг информатизации, позволяющая обеспечить качество жизни населения[5].

Таким образом, можно говорить о выделении безопасной информационной среды как части благоприятной окружающей среды и информационно-психологической безопасности личности в информационной среде в качестве самостоятельного предмета конституционно-правовой охраны и защиты.

Содержание понятия «информационно-психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы и девиантные поведения.

Другая часть безопасной окружающей среды - социальная среда, которую можно определить как совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий, в том числе связанных например в социальных сетях в Интернете), доминирующие общественные идеи и ценности.

Благоприятной социальной средой, таким образом,будет являться та, где доминирующие идеи и ценности (их пропаганда)будут направлены на развитие личности без девиантного поведения. Благоприятная социальная среда, в свою очередь включает в себя положительно воспитывающую среду, которая, в отличие от формирующей, является совокупностью окружающих подростка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и поведение. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение.

Подростковый возраст , сам по себе, является "возрастом риска", когда дальнейшее развитие может пойти как в позитивном, так и в отрицательном направлении. Одним из признаков "взросления" является подражательное поведение взрослым или "более крутым" доминирующим сверстникам, демонстрирующим "взрослое поведение": курение, азартные игры, употребление спиртных напитков, употребление не нормативной лексики и т.д. Подростки-мальчики хотят доказать, что обладают качествами «настоящего мужчины»: силой, смелостью, мужеством, выносливостью, волей и т. п. Формирующая воспитывающая среда, при этом, включая сеть Интернет, могут способствовать реализации вышеуказанной подростковой потребности как в приемлемых формах (например занятие определенными видами спорта) в формах асоциального девиантного поведения.

Склонность к рискованному поведению, таким образом, является одной из характеристик подросткового возраста по биологическим, психологическим и социальным причинам и которое может реализовываться в различных формах. В понятие опасного рискованного поведения входит широкий спектр действий, представляющих потенциальную или реальную угрозу здоровью и жизни человека, среди которых можно выделить также "зацепинг". С одной стороны, рисковые виды деятельности решают многие значимые в подростковом возрасте потребности − в автономии, свободе, аффилиации, компетентности, значимости[6], однако, с другой стороны, формы "рискового поведения" зависят от формирующей среды и в том числе от влияния, исходящего от сети Интернет и могут принять формы, приводящие к трагедии. Подростковое «ложное суицидальное поведение» также зачастую является этапом развития личности, когда подростки пробуют манипулировать взрослыми, или друзьями (объектом первой любви) угрозой суицида. Шантажно- демонстративное или ложное суицидальное поведение преследуют какие-либо цели (получение денежных средств или других материальных благ) и, таким образом, привлекают внимание к себе, действуют при помощи шантажа. Однако, если формирующая не благоприятная среда, в том числе посредством сети Интернет, будет осуществлять пропаганду суицида как приемлимого поведения, то ложная суицидальность может трансформироваться в истинную и закончится смертью подростка.

В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[7].

Данной стратегией прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, квалифицируется как угроза национальной безопасности: «Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие»[8].

Одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу является усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков.

Подпункт 1) и подпункт 5) пункта 2 Статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"[9] относит к информации, запрещенной для распространения среди детей, информацию, побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение.

В Статье 4 Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации Закона РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1[10] содержится запрет на использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье[11] (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ).

В настоящее время функционирует «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», — автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию. Реестр находится в ведении Роскомнадзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»" [12].

В подпункте а) пункта .5 Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 «Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются:

а) решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (далее - уполномоченные органы):

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении распространяемой посредством сети Интернет информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении: информации о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети Интернет;

Согласно пункта 5 подпункта 1) параграфов в) и г) части 2 Статьи 15.1 федерального закона N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[13]. предусматривается, что основаниями для включения в реестр запрещенных к публикации сведений, являются: 1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет: в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства[14]; г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами[15];

Последний пункт, на наш взгляд, должен распространяться также и на «новостные сюжеты о зацепинге» в СМИ и по Телевидению, которые могут быть источником информации о смертельно опасном увлечении для подростков, еще не попавших под влияние этого явления. В СМИ и на Телевидении должно быть распространено «табу» на «зацепинг», аналогичный «табу» на наркотики, алкоголь и курение табака.

21 ноября 2013 года в «Российской газете» был опубликован Приказ Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11 сентября 2013 г. N 1022/368/666 об утверждении критериев оценки материалов и/или информации, необходимых для принятия уполномоченными государственными органами решений о включении доменных имён и/или указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещённую информацию, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Критерии оценки информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства, необходимые для принятия решений, являющихся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в Единый реестр содержат требования к информации о способах совершения самоубийства, к которым относится: наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства; описания (демонстрации), в том числе текст, изображение или иная информация (материалы) (в том числе с использованием аудио- и видеосредств на рассматриваемой странице сайта в сети Интернет ), процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий, и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети Интернет способа самоубийства; наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства)[16]. Всеми указанными признаками обладают большинство видеоматериалов по теме «зацепинг», свободно просматриваемыми в настоящее время подростками в сети Интернет.

Важно подчеркнуть, что подростковое увлечение «зацепингом» является, не просто рисковым, смертельно опасным поведением, часто заканчивающимся реальным летальным исходом. С другой стороны, логика поведения «зацеперов» напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Так и «подростки-зацеперы» утверждают, что «падают только дебилы», «если соблюдать правила, то упасть невозможно» и т.п. (информация взята из интернет-группы «Зацеперы»[17]). Таким образом, ряд специалистов полагает, что «зацепинг» можно считать одним из видов зависимости, как, например, курение или алкоголь, в данном случае, адреналиновой.

Важно также отметить, что "Зацепинг", является особой формой девиантного аутодеструктивного поведения, при котором подросток ориентирован не на самоактуализацию и личностный рост, а именно на разрушение личности. Таким образом, демонстрация в сети Интернет сцен, пропагандирующих "зацепинг", является для подростков, склонных к девиантному поведению, ничем иным, как провокацией к суициду.

Исходя из вышесказанного, страницы в сети Интернет , содержащие указанный контент с «зацепингом», подлежат блокировке и внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Константин Андреев

Кандидат юридических наук, адвокат

Источник: baznica.info


***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 1646
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна