Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Духовные потребности – миф?

Прочитал статью “9 вещей, которых мужчины ищут в церкви” и мне стало невыносимо грустно. Даже немного страшно.

Возможно, моя статья покажется кому-то слишком жесткой, но вопрос идет о самой сущности церкви. Ведь церковь в первую очередь – не клуб, не место увеселения, не средство почувствовать свою значимость, не способ достичь успеха, понять мужскую сексуальность и т.д. Суть церкви заключается в том, что она удовлетворяет, прежде всего, духовные потребности. И само понимание возрожденного христианина означает, что у него ЕСТЬ эти духовные потребности, и он приходит в церковь УДОВЛЕТВОРЯТЬ эти духовные потребности.

В упомянутой же выше статье нет даже намека на эти потребности. В ней даются советы, как удержать в церкви мужчин, не имеющих этих потребностей – да, не имеющих, иначе бы они остались в церкви (хотя бы в какой-нибудь).

Церковь, которая не удовлетворяет духовные потребности и состоит из людей, не имеющих духовных потребностей, превращается просто в религиозный клуб. На лицо полная имманентность Бога, поклонение Которому и потребность в Котором полностью зависит от того, что может предложить церковь. Бог как бы сливается с общиной, что является ересью последнего времени. Однако Бог – отдельная Личность. И я не могу себе представить, чтобы «верующий мужчина» отвернулся от Бога только потому, что в церкви унылые лица, нет веселья или хорошего видения.

Я не отождествляю поместную церковь с Богом, однако существует только один способ принадлежать Телу Христа – христианская жизнь и служение, разделенное с другими верующими. Можно ли, отвернувшись от Тела Христа, не отвернуться автоматически и от Самого Христа? Вопрос, как говорится, риторический. Поэтому проблема «уходящих мужчин» не в том, что поместная церковь не сделала чего-то, чтобы их удержать, а в том, нужен ли таким людям Бог вообще и есть ли у них вообще какие-нибудь духовные потребности?

Прочитайте внимательно 1 Послание к Коринфянам, Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам. Как высоко поднимает знамя Церкви Павел. Она – наиболее великое, что есть во Вселенной после Бога. Но эта величественная Церковь проявляет себя в видимых группах людей, которые собираются вместе для поклонения и служения Богу. Без этого идея Вселенской Церкви превращается в абстрактный, никому не нужный довесок. Говоря проще, Невеста Христа и Тело Христа проявляются через поместные церкви. Даже самая «скучная» церковь – это лучшее, что есть в этом мире. Ибо только там вы можете услышать что-то о Боге, что-то прочитать из Библии.

Итак, утеряно чувство сакральности церкви, она перестала быть святыней. Для современных мужчин только та церковь хороша, где есть хороший лидер и отличные церковные программы. И забывается, что в каждой (в большинстве, по крайней мере) церкви есть Бог, освящающий эту церковь. Что Бог не теряет силы из-за ухудшения качеств программ или лидерской команды.

Существует жесткая дилемма: “Или апостол Иоанн ОШИБСЯ, написав, что любящий Бога любит и рожденного от Него (а я не могу себе представить любви к верующим без общения с ними), или НИ В ОДНОЙ ЦЕРКВИ НЕ ОСТАЛОСЬ НИ ОДНОГО РОЖДЕННОГО ОТ НЕГО! 

   Духовные и не-духовные потребности

 Библия ясно говорит о том, что существуют духовные потребности, которые не исчезают, даже если не удовлетворяются самые насущные телесные потребности в еде и крове, не говоря уже о “душевных” потребностях в значимости или «быть вовлеченным во что-то больше». Написано: “Не одним хлебом будет жить человеком, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”. Почему же мужчины уходят из церкви из-за неудовлетворенных не-духовных потребностей? Скорее всего, не потому, что духовные потребности исчезли из-за не удовлетворения не-духовных потребностей, а потому, что этих духовных потребностей не было изначально.

Писание говорит о следующих главных духовных потребностях:

  • Искать Бога, общения с Ним.
  • Славить Бога, благодарить за Его спасение.
  • Поклоняться Богу.
  • Служить Богу.
  • Познавать Бога.
  • Общаться с другими верующими.
  • Ожидать пришествия Бога.

Я даже не буду тратить время для подтверждения этих духовных потребностей Писанием, настолько они очевидны. Но если кто-то в этом сомневается, пусть хоть раз внимательно прочтет Библию.

Но в указанной выше статье ни одна из этих духовных потребностей не упомянута. Мужчины этого не ищут. Кто из них искренне ждет возвращения Христа? Кто мечтает о встрече с Богом на небесах? Кто жаждет всем сердцем Бога и ищет Его? Кого интересует, как стать благочестивым?

Нет, их интересует совсем другое:

• Что есть настоящая мужественность?

• Что такое успех?  

• Как мне быть с чувством вины?

• Что такое мужская сексуальность?

• Возможна ли непорочность сегодня?

• Как должен выглядеть здоровый брак?

• Как я могу вырастить моих детей успешными?

• Как я могу быть целостной личностью?

• Как мне быть лидером дома, в церкви, на работе и в этом мире?

• Каков смысл моей жизни?

Многие из этих вопросов кажутся резонными, важными, но они уже содержат подспудную концепцию мирского успеха. Ответьте на следующие антитезисные вопросы:

  • Если человек научился отображать Христа, нужно ли Ему знать, что такое настоящая мужественность?
  • Если человек являет плоды Духа и верно совершает служение, нужно ли ему знать, что такое успех?
  • Если человек получил прощение, если чувство вины является неизбежным и очень важным спутником каждого греха, и если он верит, что исповедание греха дарует прощение, нужна ли ему серия проповедей на тему «как мне быть с чувством вины»?
  • Интересовал ли когда-нибудь Павла вопрос мужской сексуальности? Или вы думаете, что все мужчины тогда были лишены сексуальности?
  • Может ли человек быть верующим, если он не верит, что непорочность возможна? (Если есть Бог, есть и те, кто непорочны.)
  • Является ли проблемой для семей незнание, что такое здоровый брак, или нежелание что-то делать для оздоровления брака? (Никогда в истории церкви верующие не получали столько информации о браке, и никогда еще христианский брак не был в столь жалком состоянии, как сегодня.)
  • Вы хотите видеть своих детей успешными или благочестивыми? (Многие христиане помешаны на спорте; они скорее отвезут своих детей в спортивный клуб, чем на богослужение.)
  • Вы хотите быть целостной личностью или святой личностью? Почему мы говорим не о благочестии, святости и священстве в семье, но об успехе, значимости, целостности? Почему предпочитаем мирскую терминологию библейской? (Это не адаптация библейских терминов в контексте современности, но замена или выхолащивание их истинного смысла.)
  • Неужели кто-то из истинно возрожденных не знает смысла жизни?

 Большинство из того, что интересует современных «верующих мужчин», не освещается в Библии вообще или, по крайней мере, не стоит в топ-списке – например, “получить вызов” или “мужская сексуальность”. Отсюда – неумолимый вывод: или Библия нерелевантная, или мы больше заняты удовлетворением не духовных потребностей, а душевных. И, пожалуйста, не нужно мне доказывать, что “все это есть в Библии”. Я уже устал от книг, в которых то утверждают, что Иисус был великим политиком, то убеждают, что Павел был великим бизнесменом. Я достаточно хорошо знаю Библию, чтобы отвергать с полуоборота всякую подобную муть.

Например, многие видят в Христе образец современного лидерства. Но достаточно указать хотя бы на то, что ни один уважающий себя лидер не выбрал бы в «команду мечты» тех, кого избрал Христос. Более того,  за три года хождения с Иисусом эти ученики не показали никаких признаков личностного или лидерского роста. Незадолго до смерти Христа они требовали первых мест в Царстве Божьем. Затем упрекали Марию за пролитое на Иисуса миро. Один из них Его предал, один отрекся, остальные разбежались. И только сила Святого Духа сделала их новыми людьми – даже не лидерство Христа (том смысле, как его трактуют современные проповедники успеха) .

Я окончил две семинарии (в Одессе и Киеве), получил степень магистра. Моя жена также учится на магистерской программе в Киевской Богословской семинарии по программе душепопечительства. Мы оба преподаем в Кременчугском Библейском Колледже (Полтавская обл. Украина). Кроме того, у нас есть опыт пребывания в сетевом маркетинге. Мы глубоко изучили, что означают такие прекрасные на первый взгляд фразы, как «великая мечта», «успех», «видение» и т.д. И пришли к очень категоричному выводу: философия успеха убивает на корню духовные потребности. Ведь когда «разрушают твою мечту», тебя уже не радует ни Христос, ни вечность, ни духовные богатства. Все эти духовные благословения кажутся абстрактной демагогией, в которую уже никто не верит (Оговорюсь, есть разница между успешным бизнесом и философией успеха, но моя статья не об этом.). Вам кажется это преувеличением? Тогда попробуйте предложить духовные богатства во Христе тем мужчинам, которые ушли из церкви из-за пресловутых «девяти причин». Вдохновят они их? Вряд ли.

Конечно же, церковь должна уделять много внимания удовлетворению и не-духовных потребностей. Но подлинная вера означает, что человек не уйдет из церкви только из-за неудовлетворенных не-духовных потребностей. Вспомните, что ропот Израиля исходил именно из-за отсутствия жажды по Богу. Если Моисей жаждал Бога, умолял Его остаться с народом, то большая часть народа спокойно вернулась бы в Египет. Им не нужен был «просто Бог» - без мяса, лука, чеснока и т.д. Точно так же как не нужен “просто Бог” многим современным «верующим мужчинам».

Бог умер?

Концепция “смерти Бога” является одной из фундаментальных предпосылок постмодернизма. И хотя мы умом отвергаем эту идею как худший вариант безбожия, мы одновременно можем следовать ей, если перестанем верить, что у истинно возрожденных мужчин есть глубокие духовные потребности.

Одной из характеристик “смерти Бога” является исчезновение религиозных потребностей. Разумеется, атеист Ницше и его последователи не считали всерьез, что реальный Бог умер. Они лишь утверждали, что человечество «взрослеет», в результате чего постепенно умирают религиозные потребности. Если, например, у наших прадедушек была потребность приходить в  храм, то сейчас эта потребность встречается все реже и принимает больше спонтанную форму (периодически проблемы побуждают людей иногда забежать в церковь). Мы признаем отчасти «смерть Бога», когда перестаем верить в простой условно-категорический силлогизм: если есть живой Бог, Он возрождает людей, и в них неизбежно появляются духовные потребности – потребности «нового творения». И если наша церковь эти духовные потребности удовлетворяет, мужчины с этими потребностями останутся в нашей церкви.

 Боюсь, что если я предложу список духовных потребностей как основу жизни церкви, многие христиане отреагируют так: “Да, все это звучит красиво, но современных мужчин это не особо интересует. А если вы будете отвечать на вопросы, которые они не задают, то в вашей церкви не останется мужчин”. Это и есть признание «смерти Бога».

Скучающие лица в церкви, где звучит прославление Бога и читается Писание, – это, чаще всего, признак того, что Бог в этих душах мертв. Я готов признать, что проповеди бывают до смерти скучны, что община бывает бездуховной, что не так часто проявляется Божья сила. И я был бы рад, если бы хотя бы эти причины были в “списке девяти”. Но их там нет.

Боюсь, мы перестали верить в возможность того, что людям может быть нужен «просто Бог». Представьте себе, что я говорю жене: “Я люблю тебя, но не могу просто с тобою общаться. Мне нужна какая-то великая цель. Без нее я просто умираю морально. Если ты мне не предложишь такую цель, я уйду. Мне нужно видение, захватывающие приключения, какой-то вызов, динамика…”. Ирония, однако, в том, что такая пародия на отношения все больше входит в нашу жизнь. Мужчинам мало “просто побыть с любимой”, их не удовлетворяют прогулки с женой под луной и общение с детьми за столом или на природе. Им нужно ради собственной значимости что-то делать, делать, делать…. “Просто общение” им кажется попусту потраченным временем. Как мы можем укрепить семью, если разрушаем главный принцип отношений: «хочу просто побыть с тобой»? Итак, “смерть Бога” – это когда у нас нет потребности «просто общаться с Ним» (без видения, программ, целей, “приключений”, мужской сексуальности, «вызовов», значимости, релевантности – список продолжите сами). 

Созидание церкви, в центре которой лежит удовлетворение не-духовных потребностей людей является косвенным признанием “смерти Бога” и представляет собой завуалированную форму гуманизма (в центре – человек). Рик Уоррен для успешного основания своей церкви основывался на “Сэме” (см. книгу «Целеустремленная Церковь»), который является типичным жителем Калифорнии. Уоррен прямо говорил, что знание потребностей Сэма, т.е. обычного жителя Калифорнии, служит залогом успеха создания церкви. Этому ли учит Библия? Так ли основывал церкви Павел? Такой подход кажется эффективным, но является, по сути, признанием “смерти Бога”. Ведь все сводится к следующей формуле: люди не придут к Богу, если вы не удовлетворите их не-духовные потребности.

Обычно в защиту «концепции потребностей» приводят тот аргумент, что люди ВСЕГДА приходят к Богу через удовлетворение каких-то не-духовных потребностей. Но, во-первых, это происходит далеко не всегда – согласно Библии, люди приходят к Богу в результате осознания себя грешником. Во-вторых, этот подход оправдан только в том случае, если человек в конечном итоге переходит от не-духовных потребностей к духовным. Но такое бывает довольно редко. Кто приходит к Богу лишь за «насущным хлебом», тот только этого хлеба он Него и ждет.

Часто приводят пример беседы Христа с самарянкой – вот, Христос начал беседу с обычной воды, т.е. с недуховной потребности. Однако, во-первых, Иисус не предлагал ей удовлетворения буквальной жажды. А во-вторых,  женщина “оставила водонос свой” – она забыла о физической  потребности, полностью переключившись на потребность духовную (рассказать о Мессии). В наше же время «водонос не оставляют». Современные мужчины, приходя в церковь из-за удовлетворения не-духовных потребностей, остаются на этом же уровне, и духовные вопросы их почти не интересуют.

Источник духовных потребностей

Мы стали лить воду на дьявольскую мельницу «смерти Бога» тогда, когда отошли от библейской стратегии евангелизма. Согласно Библии, прежде всего у человека должно пробудиться ощущение греховности. В результате, он ищет спасение – и находит его в Боге. Итак, первая духовная потребность – получить спасение. У возрожденного христианина появляются следующие потребности: желание славить Бога, поклоняться и служить Ему. А также – потребность в общении с такими же спасенными, как и он.

 Однако в наше время стратегия евангелизации обычно начинается с удовлетворения не-духовных потребностей (пусть и важных). Об аде не говорится почти ничего. Людям редко предлагают  спасение от наказания за грех и власти греха. Их просто стараются привлечь удовлетворением не-духовных потребностей.

Вы задумывались когда-нибудь над тем, почему неверующих приглашают в основном на Пасху и Рождество? Это кажется таким естественным и правильным! Но даже в этом есть едва уловимый душок признания «смерти Бога». Мы боимся, что обычное собрание покажется новым людям скучным, и Бог вряд ли «сможет» что-то с ними сделать. А вот когда у нас будет несколько музыкальных групп, сценка, театр, два хора, тогда это удовлетворит музыкальные вкусы неверующего и, возможно, пробудит хоть какой-то интерес к церкви. Мы заранее убеждены, что в основном музыкой или развлечением можем привлечь неверующего. Даже не проповедью (отличные проповеди можно услышать и в обычное воскресенье). Но поверьте, наша музыка не особо привлекательна для неверующих, которые привыкли слушать попсу.  Если Бог действует в нашей церкви, Дух Святой может пробудить у человека ощущение греховности и потребности в спасении на любом богослужении. Мы же приглашаем неверующих в основном на праздники. Неужели Бог жив только на Пасху и Рождество?  Тем более что ощущение греховности реже всего пробуждается в праздничные дни – т.е. тогда, когда люди настроены веселиться, а не сокрушаться.

Христос, церковь и наши потребности

Представьте себе похорон известного врача, спасшего жизни тысяч людей. Многие пришли почтить его память и выразить признательность.  Они даже не знают друг друга. Никто на похоронах не занимается “удовлетворением их потребностей”. Нет там друзей. Приключений.  Но их объединяет благодарность к одному человеку. Я НЕ МОГУ ПОНЯТЬ, почему «верующие мужчины», за которых умер Христос, не желают участвовать хотя бы в вечере Господней, одна из причин установления которой – воспоминание смерти Христа, Его пролитой крови и пронзенного тела?  Что бы вы сказали о человеке, который объяснил бы свое отсутствие на похоронах своего спасителя тем, что ему «не понравились скучные лица»?  Благодарность и воспоминание смерти Христа – даже ОДНОЙ  ЭТОЙ ПРИЧИНЫ достаточно, чтобы собираться вместе – а значит, приходить в церковь. В таком контексте все эти «девять причин» кажутся не просто несостоятельными, но даже оскорбительными, кощунственными по отношению к Тому, Кто пожертвовал для нас всем!  И Самим Собою!

Вы можете себе представить, чтобы апостол Павел с пониманием отнесся к тем мужчинам,  которые ушли из церкви из-за того, что не нашли там друзей или от скуки? Начал бы он обвинять общины в «неуместности», в неспособности удовлетворить потребности людей? Если бы Павел жил в наше время, похвалил бы он Билла Хайбелса за то, что он вешает под потолком церкви мотоциклы и ставит кресла с пультами от телевизоров, чтобы в «день отца» мужчины его церкви чувствовали себя как дома?  Конечно же, нам гораздо проще привлекать людей в церковь плотскими методами, чем являть подлинно христианскую жизнь, являть Христа, Его любовь.

Мы уже не можем себе представить церковь без развлечений, без крутого лидерства, видения, музыкальных групп, церковного фуршета и т.д. Отними этого все – и у людей не останется Бога. Не верите? Сделайте эксперимент: оставьте людям только четыре библейские основы церкви: молитву, общение, учение и вечерю Господню – и подсчитайте через месяц количество приходящих.

_________

Я не верю в смерть Бога. Я верю в существование реальных духовных потребностей, которые появляются в людях благодаря действию благодати реального Бога. Я, однако, соглашаюсь, что христиан с духовными потребностями становится все меньше (синдром Последнего времени). Но даже если их будет горсточка, я только в них буду видеть истинную церковь. Я уверен, что церкви существуют в первую очередь для удовлетворения духовных потребностей людей. Не забывайте, именно либералы переключились на удовлетворение сугубо телесных или душевных потребностей людей, поверив в концепцию “смерти Бога”. Неужели и мы капитулируем?

Нефедов Геннадий,

Источник: Голос Истины


***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 2522
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна