Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Виктор Ротт: Логос – проект и сила творения

«В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог»
(Иоанна 1:1).

1.

Я люблю этот замечательный образ, в котором Иоанн, размышляя над Ветхим Заветом и над собственной жизнью, осиянной встречей с Иисусом Христом, запечатлел представление о мире и истории, вдруг озарившее его ум вспышкой Божественного откровения.

В первой главе Библии, обращенной к тем, чей разум еще только - только начинает смутно догадываться о Высшей силе, все изобра­жено доступной для детского сознания картиной: «И сказал Бог... — и стало». Иоанн, опытный мыслитель, ищет и находит более точное для своих совеременников и для нас представление о том, что значит «Святой Дух сказал» и какова природа Его творения. У Иоанна это не просто слово, а Логос, т. е. гораздо большее, чем человеческая артикуляция. В греческой философии Логос к тому моменту уже приобрел большой смысловой объем. Логос — речь, слово, понятие, мысль, содер­жание речи, ее смысл, идея. Это — истинное рассуждение, подлинная сущность мысли и вещи. Наконец, это — Божественное начало, семя, из которого вырастают матери­альные объекты соответственно желанию и воли Творца. Бог Сам разворачивается из Логоса среди Ничего, Небытия.

Логос — в видимом и невидимом, материальном и идеальном. Все, что было понято до Иоанна, вошло в это слово. И после Иоанна, вчитываясь в его Евангелие, философы и богос­ловы размышляли о Логосе. Они видели в Нем силу и разум Бога, иде­альный план творения, творческую энергию, живущую в вещах, энергию, порождающую из себя новые энергетические уровни. Это — творческий принцип, «алгоритм сборки». «Вселенная, космос, есть раскрытие и откровение изначально Сущего Слова. Будучи этим раскрытием и откровением, мир в самых тайных недрах своих «логичен», т. е. сообразен и соразмерен Логосу, и каждая деталь и событие этого мира есть скрытая мысль, тайное движение всепроникающего божественного Слова».

Логос — неисчерпаем для разума. И скорей всего недоступен для по­нимания, но мы вновь и вновь стараемся представить Его себе. Мы хо­тим понять Его по тем явлениям, в которых Он воплотился и дается на­шему сознанию. Прежде всего мы видим, как многообразны космос, биосфера, человеческое мышление и его произведения. Они отличаются размерами, структурами, поведени­ем, законами, логиками, длительностями. Одновременно Логос воплотился: в одном месте — Солнцем, в другом — человеком, в третьем — автомобилем, в четвертом — музыкальной симфонией. Мы видим не­исчерпаемое многообразие Его воп­лощений — в пространстве и в сознании, в вечном и мгновенном, ви­дим поразительную демонстрацию бесконечных возможностей, игру сил, мерцание и блеск. Вот пышным цветком расцвела Земля, но и она исчезнет в огне, а будет новая планета — новые земля и небо. А наша галактика... Разве мало новых звезд вспыхивает на небосклоне, в который вглядываются мощные телескопы, разве не сменяются ветхие звез­ды и солнечные системы? И разве эти звездные миры не могут сме­ниться надзвездными мыслимыми и немыслимыми?! Логос! Логос непредсказуем, ибо он — неизмеримая возможность бесконечных возможностей всемогущего Вседержителя и Творца.

Современному человеку, особенно занятому творчеством — научным или художественным, невозможно обойтись без представлений о том, зачем и как возникли и существуют Вселенная и человек. И какую бы картину мира вы ни предпочли — идеалистическую или материалистическую. она будет предметом веры. Как бы ни старался рациона­лист, конструируя свой образ Все­ленной, оставаться строго в рамках научных представлений, он сталкивается с дефицитом знаний. Черные дыры и белые пятна в его картине мира помогают формулировать новые исследовательские задачи, но одновременно вызывают ощущение блуждания в бесконечных лабиринтах Вселенной и Разума.

Во всех рационалистических те­ориях и схемах роковым образом недостает чего-то главного. Формулируя закон сохранения энергии, физик «отражает» наблюдаемую реальность. Но откуда изначально взя­лась энергия? Гипотеза о том, что Вселенная возникла в результате большого взрыва, также не отвечает на вопрос о том, откуда же взялась сверхколоссальная энергия для такого плодовитого процесса.

Оставив эту неразрешимую задачу, физики сегодня стараются понять, каким образом существует Вселенная. Второе начало термоди­намики говорит о том, что во всякой замкнутой системе, т. е. не получа­ющей извне энергии, возрастает эн­тропия — система разрушается. Поскольку в природе нет систем изолированных, не контактирующих с окружающей средой, то можно го­ворить о Большой системе, в которой малые системы одни возникают, другие растворяются. Идет обмен энергии, накопление ее в каких-то подсистемах Большой системы. Кажется, что Большая система самоорганизуется. Этакий «вечный двигатель», возможность которого наука до сих пор отрицала. Однако, Большая система должна иметь ок­ружающую среду, т. е. входить в Сверхбольшую систему. И эта «матрешка» выглядит бесконечной до полной невозможности понимания и построения научной теории. Кроме того, энергетические процессы в Большой системе представляются направленными, система эволюци­онирует явно к какому-то новому состоянию. О направленности этой эволюции, ее причинах и целях мы опять ничего не можем предположить.

Представим, что мы подобно Ионе попали в чрево гиганского кита, не зная однако, что с нами произошло. Проснулись — мрак, посветили фонариком и наблюдаем процессы, происходящие вокруг, описываем их физические и химические особеннос­ти, флуктуации и бифуркации, но ничего не можем сказать ни об облике зверя, ни о собственной ситуации. Ну, разве что сделали бы вывод, что находимся в Суперсистеме, в кото­рой происходят процессы самоорганизации, и, возможно, «существует тенденция формирования своеобразного автопилота, предохраняющего Суперсистему и ее фрагменты от спонтанного разрушения».

2.

Насколько нет в природе самодос­таточных неравновесных систем, настолько нет в рациональных теориях моделей, не требующих дополнений. К размышлениям на эту тему хотелось бы прибавить еще один интересный пример. Материалистам никак не удается построить непротиворечивую теорию идеального. Такова традиция, и все с этим соглашаются, что идеальное определяется во взаимополагаемости материальному. Но дальше марксисты, настойчиво решая один и тот же «основной вопрос филососфии», утверждают, что «идеальное есть только субъек­тивная реальность». Не идеи, знания сами по себе идеальны — (записанные, они не более чем знаки, кодовые объекты) — а лишь «живая мысль», «реальный процесс мышле­ния», «движущееся содержание».

Но ведь знак имеет содержание, «кодовые объекты» лишь матери­альные следы идей. Законсервиро­ванные в шифре, в тексте, в памяти они и есть «горючее вещество», которым наполняются индивидуальные сознания.

Процесс мышления при этом не менее и не более, чем продолжение воздействия идеи на материальный мир.

Из этого следует, что идеальное существует объективно.

Человек-субъект — активный агент в материальном мире. Вся его энергия (материальная сила) мобилизуется и направляется на какие- то цели идеальным посредством идей, понятий, представлений.

Можно заметить основные этапы движения идеального в сознании че­ловека. Сначала человек считывает информацию (собирает сведения, познает окружающее, получает опыт и образование), затем в его сознании складывается теория (представления, картины) и. наконец, в его уме вызревает проект (об­раз чего-то нового и представление о чем-то новом). Для того, чтобы проект осуществился, разрабатыва­ется план его осуществления, технология. Таков алгоритм «реального процесса мышления», закон переработки информации, характер идеального, который лежит в основе изменения материального мира, становления и развертывания Логоса в Бытии.

Интересно по аналогии рассмотреть зерно, семя, т. е. нечто природное, созданное без участия человека. Семя содержит в себе проект растения и генный план его построения. Согласно этому плану семя «считывает» и аккумулирует нужные ве­щества, выстраивает их в определенном порядке. Может быть в реализации проекта и нет никакого идеального плана, а просто есть некий автомат, генная цепочка, на которую нанизываются из среды подходящие материалы, кирпичики? Но сам проект-то есть! Нас пытаются убедить, что мы в данном случае только приписываем «функциональное значе­ние внутренним процессам». Но представим, что кисть руки начертала на стене «Мене, текел. Упарсии» (Дан. 5,25). «Движение руки — это внутренний процесс, — пояснит нам современный мудрец, — в результа­те поцарапана стена. Царапины — «функциональное значение» движу­щейся руки». Но мы-то знаем, что это не просто царапины, а текст, проект, послание — нечто идеальное.

Из семени поднимается росток и распускается аленький цветок. В чем же здесь состоит проект? Во-первых, в преодолении Ничто, и во- вторых, в утверждении Бытия в конкретной форме. Что мы еще читаем в маленьком цветке? Творение, красота, любовь — вот замысел, и цель, и средство, и смысл жизни. Вся дра­ма Бытия разворачивается в координатах Разума и потому все имеет значение, смысл — идеальное.

Идея растения, образ цветка пе­реходят в наши представления, по­нятия, картины мира, включаются в процесс мышления и в силу своей многозначности привлекают к себе особое внимание, повышенную энергию; стимулируя этот процесс, заставляют человека мыслить.

Так идеальное живет своей собственной жизнью, используя мате­риальные носители, кодовые объекты, тексты — Вселенную, предме­ты. растения, животных, личности, цивилизацию.

Логос не только воплотился. Он разворачивается. Его становление ускорилось в истории человечества, и человек призван осознать свою ак­тивную роль в этом процессе, о чем нам было сказано пришествием, казнью и воскресением Иисуса Христа.

Многие, кто оценивает ход развития общественного сознания, видят знаки грядущих превращений Бытия. Речь идет о сознании чело­вечества как системе. Она поглощает «субъективные реальности», ин­тегрируя их, находя на все роли нужные личности и в то же время воспитывая все большее число своих специализированных агентов — но­сителей интеллекта. Причем сегод­ня в эту систему, кроме «живых моз­гов», подключены искусственные «субъективные реальности» — всевозможные средства записи, обработки и передачи информации. Это уже как бы и не общественное сознание, а сверхобщественное. Все, что пылилось ранее в памяти общественного сознания — в библиотеках, фоно- и кинотеках, в музеях — все стремительно впитывается, акту­ализируется этой системой. Актуализируя, перерабатывая накоплен­ную информацию, система глобального интеллекта стреми­тельно перестраивает массивы зна­ний, вырабатывает новые идеи и проекты. Таким образом, мы видим воочию как идеальное вырастает и разрастается, используя в своих целях материальные носители, в том числе и человечество.

Возникает ноосфера, предугаданная Вернадским. Но в облике ни­кем не предвиденном. Она будет не отражать реальность, а знать, де­лать выбор, принимать решения, создавать проекты и понуждать к их осуществлению.

Чем это обернется для человечества? “Система, которую я называю коллективным интеллектом, необычайно быстро усложняется, — пишет с тревогой академик Н.Н. Моисеев. — Мы, может быть, находимся накануне новой бифуркации, когда коллективный интеллект об­ретает новые свойства, предугадать которые мы сегодня не в состоянии...

“Цель этого Логоса, — с оптимизмом говорит Маис Веленилла, рек­тор Университета им. С. Боливара в Венесуэле, — состоит в расширении могущества человека за пределы его познавательных способностей...” Не в силах скрыть беспокойства, он до­бавляет: "Нелегко понять, а тем более объяснить детали этого измене­ния. Не менее туманны пределы и общий смысл этого решительного технологического противоборства”.

Но если сегодня философы и уче­ные признают, что направленность и характер ноосферы принципи­ально непредсказуемы, то для христиан. для нашего ожидания, хочет этого кто или нет, остается изна­чальная Библейская сетка коорди­нат.

Если мы придадим грядущей но­осфере интегрирующую цель — Любовь (если еще не поздно), созна­тельно окажем на нее организу­ющее воздействие, то можем рассчитывать на спасение, на Царство Божие. Если же глобальный разум по­падет под влияние разрушительных сил, имеющих более простые цели, нас ждет состояние максимального хаоса — царство зверя.

Бог призвал нас трудиться над Его проектом в борьбе с Небытием. Сумеем ли мы сделать новое усилие и воплотить очередные возможнос­ти Логоса.

Источник: baptist.org.ru


***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 1097
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна