Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Страдания и страдальцы.

Я был потрясен. Клайв Льюис – известный апологет 20 века, написавший книгу “Просто Христианство” и другие  – был настолько сражен горем из-за смерти своей жены (она умерла от рака), что в своем последнем произведении  “Боль утраты” говорит, по сути, о руинах своей веры, называя Бога «Космическим Садистом». 

В конечном итоге, он кое-как выкарабкался из омута сомнений, но его душераздирающий (не побоюсь этого слова) опыт заставил меня задуматься: Если страдания способны сокрушить таких великанов веры, как Льюис, чего можно ожидать от “рядовых” христиан, попавших в жернов невыносимой боли? Не слишком ли  много мы от них требуем ? Как им помочь? Что мы можем сделать для облегчения их страданий и сохранения веры?

В своей статье я хотел бы лишь наметить некоторые вехи в исследовании темы страданий с практической точки зрения. Возможно, основой данной статьи является психология страданий в контексте библейского учения и христианского опыта.

Я практически не буду затрагивать вопросов теодицеи (об этом написано немало). В каком-то смысле меня интересует больше “антроподицея”, ведь Бог нередко проявляет к страдающим людям больше снисхождения, чем мы, христиане. Я вижу горькую иронию в том, что друзья Иова чрезмерно пытались “оправдать” Бога (Иов. 13:8) и не приложили усилий к тому, чтобы “оправдать” Иова. И получили за это строгий выговор (Иов. 42:7).

 1.      Подготовка к страданиям

 

“Надо приуготовлять себя к благодушному принятию скорбей”, – сказал когда-то  Макарий Оптинский. Наверное, самую лучшую пользу мы можем принести верующим, готовя их (и себя тоже) к страданиям, объясняя их неизбежность и пользу. Апостол Павел прекрасно понимал важность такой подготовки (1 Фес. 3:3-4).

В этом отношении мы наблюдаем сегодня серьезный сдвиг парадигмы от чуть ли не “культа страданий” к “культу гедонизма”. Если наставники прошлого видели в страданиях великую добродетель, то многие современные лидеры, проникнувшись современным позитивизмом, учат людей ждать от Бога и жизни только хорошего.

Для восточной христианской традиции особенно характерно “скорби-искательство”. Никон Оптинский цитирует Александра Гефсиманского: “Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божьей”. Следует помнить, что под благодатью подразумевается исходящая от Бога сила, необходимая для процесса обожения, т.е. спасения. Вывод напрашивается сам собой: чем меньше скорбей, тем меньше спасения.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин в одном из своих писем пишет: “Дорогой мой, настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать”.  А Исаак Сирин убеждает нас: “Всякий человек, о котором особенно печется Господь, познается по непрестанно посылаемым ему скорбям”. По мнению блаж. Августина, “христианам положено страдать более, чем прочим людям; праведникам необходимо страдать еще более; а святым неизбежно переносить великие страдания. И чем ближе человек к Богу, тем большее количество крестов ему посылается”. Читая подобное, хочется воскликнуть вместе с Иовом: “Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?” (Иов. 7:19).

С другой стороны, в современном христианстве наблюдается “бегство от страданий” – данная тема непопулярна и не вписывается в стратегию организации церквей, привлечения людей. Она также противоречит богословию процветания и успеха. Таким образом, позитивное содержание страданий нередко бывает выхолощенным. В скорбях обычно видят результат греха, трактуют как неудачу и воспринимают, скорее, как Божье проклятие, а не благословение. Ирония заключается в том, что чем больше тема страданий оттесняется на периферию церковной жизни, тем  неуютней чувствуют себя в христианском доме страдальцы.

 2.      Виды страданий

 

Мы должны предложить страдальцу правильное лекарство – то, что соответствует конкретной его проблеме. Страдания бывают разными – и средства помощи должны быть различными.

  • Физические и моральные

Всякое физическое страдание вызывает и моральные страдания. И нередко моральные страдания приводят к физическим страданиям. Самые тяжелые моральные страдания для христиан – кризис веры, разочарование в Боге.

  • Неизбежные и необязательные

Иногда те или иные скорби запланированы Божьим провидением. Но очень часто мы страдаем из-за неправильных своих действий, решений. Таких страданий можно было избежать. Людям легче переносить второй вид страданий – их можно объяснить, Бог “как бы ни при чем”, и теодицея теряет смысл.

  • “Разумные” и “бессмысленные”

Почему миссионер погиб в реке, не дойдя до племени, для которого он на протяжении десяти лет готовил перевод Нового Завета и свято верил, что на это есть Божья воля? Некоторые страдания кажутся “разумными”, т.е. их можно объяснить, увидеть в них какую-то логику. Другие же кажутся бессмысленными, жестокой игрой случая.

  • Благородные” и “постыдные”.

Одно дело – претерпеть публичную казнь ради Христа, оставив свидетельство благородного мученичества, и совсем другое – стать жертвой жутких извращений маньяка, быть свидетелем изнасилования своей жены. В традиции времен отцов церкви нередко восхваляется даже суицид христианок ради спасения себя от насилия, оскверняющего тело. Другими словами, не дерзали духовные наставники прошлого увидеть что-то позитивное в “позорном” страдании.

 3.      Факторы, усиливающие страдания

 На степень и продолжительность наших страданий влияют различные факторы. Их полезно знать как для подготовки к страданиями, так и для помощи страдальцам.

  •  Низкая степень готовности

Когда страдания неожиданны, мы испытываем максимальную их тяжесть – на все 100%.

  • Высокая степень ожидания

Чем больше ожиданий, тем больше разочарований – а значит, и боли. 

  • Низкая степень понимания

Чем яснее мы понимаем причины страданий, тем проще их переносить. Однако неумелые попытки “все объяснить” лишь усугубляют муки страдальца, выявляют нечуткость утешителя, поверхностность его суждений.

  • Неблагоприятный церковный  контекст

Часто страдальцы сталкиваются с непониманием, изоляцией и даже осуждением со стороны других христиан. Во-первых, потому что страждущим не позволяют переживать страдание – плакать, сетовать, жаловаться и т.д., – считая это проявлением недуховности, неблагодарности и неверия.

Во-вторых, случаи ужасных, необъяснимых трагедий как бы бросают тень на Бога. Они не вписываются гармонично в контекст тех общин, где главный упор делается на благословениях Божьих и отвеченных молитвах (те же случаи, когда Бог молчит и допускает немыслимые, казалось бы, ситуации, стараются не афишировать). В таких церквях страдальцам приходится весьма непросто. Они чувствуют себя ущербными, считают себя или большими грешниками, или слабыми верою.

В-третьих, сам факт необъяснимых страданий вызывает инстинктивный внутренний протест.  Наш слух очень резануло бы следующее свидетельство: “Я благодарен Богу за то, что мой сын умер от рака. Я верю, что это служит великим, благим Божьим целям”. (А почему бы и нет? Ведь написано «за все благодарите.) Наоборот, намного естественнее звучит: “Я благодарен Богу за исцеление моего сына от рака”.

Известный пастор Рик Уоррен на своем опыте прочувствовал силу негативного церковного контекста. Многие годы он скрывал психическую болезнь своего сына, который, к сожалению, в итоге покончил жизнь самоубийством. Известный пастор не хотел, чтобы его сына заклеймили “бесноватым”, “одержимым” и т.д. Не удивительно, что Уоррен после смерти своего сына стал заниматься служением реабилитации тех, кто сталкивается с подобными проблемами. Такая реабилитация означает, по сути, защиту страждущих верующих от осуждающих верующих.

  • Неумелые попытки помощи со стороны других

Даже при самых благих намерениях наши друзья и знакомые могут своими попытками помочь нам лишь усилить наши страдания. Ярким примером этому являются друзья Иова.

 4.      Динамика страданий

Непонимание той реальности, что страдания динамичны, а не статичны, – одна из причин неудач в помощи страждущим. Нам кажется, что если сегодня страдалец выражает сомнения в Божьей любви, то это продлится и завтра, и послезавтра. Динамика же означает определенный процесс, который чаще всего можно описать как постепенное преодоление кризиса веры. Подобную динамику можно наблюдать в книге Псалмов. Нередко на протяжении одного псалма происходит переход от отчаяния к надежде, от сомнения – к упованию.

Динамика страданий подразумевает этапы переживания страдания. Существуют различные описания этих этапов, не всегда они бесспорны и универсальны, но неизменным остается принцип: дайте лекарство по назначению. Иногда нужно просто помолчать и выслушать. Иногда - что-то  посоветовать. Есть время для увещевания и даже для вторжения в жизнь другого, для прямой конфронтации. Здесь важны Божья сила, мудрость и наша духовная проницательность.

Если бы друзья Иова позволили ему пройти весь процесс переживания страданий, им не пришлось бы тратить столько ненужных усилий. Иов в главе 7 и в главе 42 – это “разный” Иов. Не следует спешить с выводами, паниковать, приходить в ужас, приклеивать ярлык “недуховного”, “неверующего”, “еретика” и т.д.

  Проявление любви и сострадание – вот, что чаще всего наилучшим образом помогает пройти страдальцу все этапы его кризиса.

 5.      Переживание страданий и кризис веры

 

Страдания могут привести к кризису веры. И такой кризис подобен болезни. Лечение болезни  требует времени. Болезнь развивается, достигает кульминации, может оказаться смертельной для духовной жизни верующего, но может благополучно окончиться выздоровлением и обновлением веры. Большинство верующих, к сожалению, требуют, что бы страдалец “покаялся и перестал болеть”.

Что происходит с человеком во время кризиса веры? Давайте ответим на этот вопрос в следующих трех плоскостях:

1)      По отношению к Богу

  • Может гневаться на Бога, сомневаться в Его любви.
  • Может подавлять свои негативные (направленные на Бога) эмоции и пребывать в глубокой депрессии.
  • Может открыто выливать перед Богом свое негодование, боль, разочарование, обиду и т.д.

2)      По отношению к себе

  •  Может обвинять себя. Синдром  самобичевания.
  • Может все больше погружаться в состояние горечи, саможаления, обиды на Бога (противоположность предыдущему пункту).

3)      По отношению к другим

  • Может замыкаться в себе, избегать общения с другими, боясь их осуждения или чувствуя раздражение из-за их попыток обличить его или утешить, предлагая различные объяснения случившегося (совершенно неудовлетворительные для него).
  • Может надевать маску смирения, подчинения Богу, подавляя внутренний бунт и обиду.

Следует учитывать состояние страждущего, переживающего кризис веры. Если он, например, чувствует обиду на Бога, ваши слова о Божьей любви вряд ли будут приняты. Подумайте о состоянии Иова, восклицающего: “Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии  ополчились против меня” (Иов. 6:4). 

Также важно помнить, что из-за нашей склонности «нападать» на страждущего, ему приходится “вести сражение на два фронта” – с Богом и нами (вспомните Иова).

  6.      Помощь страдальцу

 6.1.Отношение к страдальцу

Эмоции и рассуждения страдальца могут вызвать у нас чувство неловкости, печали, негодования и даже ужаса. Иногда нам покажется, что страждущий отвергает Бога и даже оскорбляет Его. Эмоции страждущих наполнены жалобой, разочарованием и обидой на Бога. Их рассуждения если и не открыто еретичны, то весьма далеки от ортодоксальности. Проанализируйте книгу Иова, и вы будете поражены тем, как часто он обвиняет Бога в жесткости, несправедливости и даже покровительству неправедных (Иов 9:24). Но что еще больше поражает, так это то, что в вину его друзей были поставлены как раз их попытки остановить этот поток дерзости, сомнительного богословия. Нельзя сказать, что друзья Иова были слишком грубы. На фоне многих современных церковных конфликтов их речи кажутся довольно-таки щадящими. Однако они проявили жестокосердие, не позволяя Иову “пережить” страдание – а именно это было главной его потребностью (Иов. 7:11). Оказывается, Бог “не обижается“, слыша искреннее проявление реальных чувств. Нас же такие излияния раздражают куда больше.

Впрочем, не только Иов, но также и псалмисты нередко упрекают Бога за то, что Он “не слышит” или “пассивен” (Пс. 12:2)

Один пастор весьма скорбел из-за того, что его восемнадцатилетняя дочь потеряла во время  аварии ногу. Кто-то из членов его церкви попытался его утешить следующими словами: “Я заметил, как после этого несчастного случая наша церковь духовно пробудилась, люди стали проявлять больше любви  друг к другу”.  Реакция пастора была неожиданной: “Так что получается, для следующего духовного пробуждения нашей церкви Богу понадобится вторая нога моей дочери?! Так и всей моей дочери не хватит!”

Как реагировать на это? Нужно ли позволять страдальцу “переживать страдание” или следует остановить этот процесс, запретить его?

Традиционно церковь осуждала переживание страданий, считая это проявлением недуховности. Это и не удивительно. Ведь страдания относятся к категории “страстей”, а процесс обожения в христианской традиции (особенно восточной) подразумевает “бесстрастие” – сведение к минимуму как положительных эмоций, так и отрицательных.

Преподобный Серафим Саровский писал: “Кто победил страсти, тот победил и печаль. А одолеваемый страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так и одержимый страстью отличается печалью”.

Существовала и существует тенденция сократить к минимуму период переживания страдания и перейти к стадии прославления Бога. Святой Игнатий Брянчанинов учил: “Также в скорбях утешает благодарение…. Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т.е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделываеют ее нестерпимою”.

Разумеется, длительное пребывание в горечи опасно, однако это не означает, что мы не должны позволить человеку переживать скорбь.

Непозволение переживать скорбь иногда принимало в восточной христианской традиции (точнее, в православии) формы крайнего самоуничижения.  Старец Пасисий Святогорец советовал: “Часто, впадая в какое-то искушение, мы начинаем роптать: «Ну, нельзя же так! Ведь я тоже человек, больше не могу!» - тогда как нам следовало бы сказать: «Я не человек, я человеческое отребье»”

Разумеется, православный контекст сильно повлиял на евангельские церкви. Переживание скорби в общинах евангельского братства воспринимается по большей части настороженно и негативно. Отсюда изоляция, недоверие, нелюбовь.

Существует мнение, что жаловаться на Бога – это ужасный грех. После всего, что Он для нас сделал – отдал Своего Сына, приобрел нам спасение и т.д., – не является ли любая жалоба или разочарование проявлением черной неблагодарности? Неужели упомянутый выше пастор не понимал, что то, что Бог сделал для него и его дочери, бесконечно превосходит ценность “одной какой-то ноги”? Однако простая “математика” ценностей не является лекарством от боли. Давайте доведем подобную логику до абсурда: даже если бы Бог допустил, чтобы дочь пастора лишилась всех своих конечностей, зрения, слуха, речи, то и тогда всякая жалоба была бы греховной – ведь духовные сокровища и вечность несравненно дороже тела. Вы согласны с этим? Это реально? Именно против такого абсурда и протестовал упомянутый пастор.

Запрет на переживание страданий следует отвергнуть по ряду причин:

1)      Писание содержит много примеров того, как самые сильные в вере люди иногда “переживали страдание”, т.е. жаловались на Бога и даже упрекали Его.

2)      Практически все великие миссионеры и проповедники переживали “черную ночь души”, когда чувствовали богооставленность, кризис веры и изливали перед Богом свое разочарование.

3)      Сам Иисус Христос “переживал страдание”. Его фразы “да минует чаша сия” или “для чего Ты Меня оставил” не отражают правильного богословия.

4)      Вынуждая людей прятать подлинные чувства, мы делаем их озлобленными, черствыми и лицемерными. Таковые живут в тихой депрессии. Умом они Бога благодарят, но сердцем давно уже Ему не доверяют. Практика показывает, что излияние чувств чаще способствует духовному исцелению, чем их удержание и подавление. Книги Иова и Псалмы потому обладают такой ценностью, что содержат много примеров “переживания страданий” и в каком-то смысле разрешают их

5)      Жалобы на Бога не всегда являются греховным ропотом. Осуждаемый Библией ропот имеет плотскую природу – мало мяса, еды, и т.д. Именно таким ропотом грешили израильтяне в пустыне. Жалобы же Иова, Давида и других мужей Божьих исходили из чувства богооставленности, а не неудовлетворенности плотских потребностей.  

Адонирам Джадсон – известный миссионер в Индии и Бирме – перенес много ужасных страданий, но именно смерть жены стала причиной кризиса его веры. Вначале он пытался заглушить боль сердца “служением Богу”, т.е. трудоголизмом. Однако это не помогло. “Под внешней маской спокойствия скрывалось ощущение вины и горя, которое нужно было облегчить. Он не мог избавиться от неизбывного горя, которое, казалось, росло и росло. Депрессия нарастала…. Адонирам стал подолгу задумываться, избегал контактов с другими людьми. Он даже перестал обедать вместе с другими миссионерами в миссионерском доме. Наконец, через два года после смерти Нэнси, Джадсон совсем прекратил общение с людьми и ушел в джунгли, где построил хижину и жил в полном уединении. Он зашел так далеко, что вырыл себе могилу и ожидал своего конца, занимая ум мрачными мыслями о смерти. Он погрузился в состояние духовного опустошения: «Бог для меня есть Великое Непознаваемое. Я верю в Него, но я не нашел Его»”.

Очевидно, что Адонираму крайне важно было “пережить” страдание, излить свои подлинные чувства. Только после этого началось постепенное его духовное исцеление.

Итак, запрет переживать страдание в лучшем случае является демагогией (требованием невозможного), а в худшем – проявлением жестокости, неспособности сострадать.

Некоторые, однако, могут возразить, что переживание страданий разрешено лишь Ветхим Заветом, в то время как Новый Завет повелевает “всегда радоваться”. Иоанн Златоуст пишет: “Вот выступает Павел, страдая, но не плача, побиваемый, но не проливающий слезы, искушаемый, но хвалящийся. И что говорит? «Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Римл.5:3,5). В другом случае апостолы, подвергшись побоям, «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие» (Деян.5:41). Значит, того, что было до благодати, нельзя принимать за руководство после благодати”.

Однако в первом случае речь идет не о переживании страданий, но о ретроспективной реакции на них. Т.е. пройдя кризис веры (когда возможны сомнения, жалобы) и укрепив, таким образом, свою веру, мы можем хвалиться этим опытом. Второй же случай касается страданий за Христа. Мало кто испытывал разочарования в Боге в подобных страданиях. Наконец, поэтические книги потому и ценны, что учат простой истине: изливайте свои подлинные эмоции перед Богом, а не прячьте их

Кризис веры может принести большую пользу: сокрушение, пересмотр приоритетов, глубокий самоанализ, переход на высшую ступень веры. Подобно тому, как рост мышц происходит в результате разрушения клеток, рост нашей веры нередко означает разрушение “старой” веры – примитивной, неглубокой, эгоистичной.

“Я должен признаться, – пишет Клайв Льюис, сравнивая свою былую веру с карточным домиком, – что если мой дом построен из карт, чем  скорее его развалить, тем  лучше. И развалить его  может только страдание. И тогда все рассуждения о Космическом садисте и Вечном вивисекторе становятся бессмысленной и никчемной гипотезой”.

6.2 Помощь страдальцу

Правильное отношение к страдальцу является главнейшей предпосылкой эффективного душепопечительства. Элементарное сочувствие и способность хотя бы в какой-то степени понять страждущего – важнейшее духовное лекарство.

Методы помощи не отличаются большим разнообразием. Они довольно просты:

  • Безопасное присутствие. Дайте понять страждущему, что вы просто хотите быть рядом. Молчите. Слушайте. Пусть он знает, что вы любите его безусловной любовью и не осуждаете за переживание страдания. Здесь уместно похвалить друзей Иова за то, что они молчали хотя бы семь дней (пока он молчал). Когда же Иов заговорил, им тяжело было сдержаться. Нелегко будет и нам.
  • Бытовая помощь. Давний салат в холодильнике, нестиранная одежда, мусор, беспорядок – все это частые компаньоны переживания страданий. Причина этому – полнейшая апатия. Ваша помощь в этом поможет вам почувствовать себя нужным и полезным, даже если вы ничего не говорите страдальцу (и даже не знаете, что сказать).
  • Моральная помощь – сопереживать, не спорить, слушать. Уместны также беседы на отвлеченные темы, прогулки, просмотры полезных телепередач, слушание музыки и т.д. Трудотерапия и творчество также играют большую роль.
  • Духовная помощь – когда страждущий будет готов, начните затрагивать духовные темы. Нередко рассказы о подобных переживаниях в вашей жизни могут  стать связующим мостом для обсуждения духовного состояния вашего подопечного.

В определенных случаях уместно будет указать человеку на возможный грех в его жизни, но делать это следует не сразу, а лишь когда страждущий эмоционально и морально будет готов к анализу своего хождения перед Богом. Чаще всего, искренний верующий в конечном итоге сам расскажет вам о своем грехе. У него даже будет непреодолимая потребность исповедаться.

Рано или поздно следует задать страдальцу вопрос: “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов. 2:10). Иногда Бог посылает нам страдания, чтобы научить самому великому доверию: готовности принимать из Его руки даже злое. Без такого доверия вся наша вера – просто “карточный домик”.

У Бог есть множество Своих путей исцелять израненные Им же души. Кто наносит раны, тот знает, как наилучшим образом помазывать их елеем – “ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют” (Иов. 5:18). Пусть Бог даст нам всем смирения не считать себя великими целителями, знающими, как помочь “всем и всегда”. Да даст Бог нам мудрости не самим браться за духовный скальпель, но позволять Ему совершать труднейшие операции на кровоточащем болью сердце.

Нефедов Геннадий - администратор

Источник: Голос Истины



***

Надеемся, что Вам интересны материалы, публикующиеся на нашем портале. Нам хотелось бы и в будущем обеспечивать вас, уважаемые читатели, свежими новостями и другой важной и полезной информацией. Наш проект является некоммерческим и существует за счет спонсорской помощи. В настоящее время мы испытываем серьезные финансовые трудности, а потому были бы искренне рады любой помощи с Вашей стороны.


Количество просмотров 2788
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна