| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Не мечтайте о себеВ горе, в несчастии утешают себя мечтами...
Александр Гумбольдт
Мечтание очень важное свойство человека, в какой-то степени, оно роднит человека с Богом. Мечты придают жизни смысл, вдохновляют, дают определенный импульс. Мечты и фантазии являются основанием для творчества. Разница между человеком и Богом состоит в том, что мечты Бога воплощаются в реальность. Бог, Словом Своим творит все новое. Иногда, правда, кажется, что что–то происходит не по воле Бога. Например, сказано в Писании, что Бог желает, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4), но этого не происходит. Но, во-первых, некоторые желания Бога - это вопрос времени (а сам Он находится вне времени), а, во–вторых, иногда Бог отдает предпочтение нашей свободе. Иными словами, Он мог бы решить тот или иной вопрос в одно мгновение, но Он не желает насиловать нашу волю. Не от бессилия и не от безразличия Бог не делает того, что желал бы сделать. И это невмешательство тоже является Его желанием. По крайней мере, Бог не дает пустых обещаний. Итак, мечтать хорошо, но важным является наше стремление воплощать наши мечты в жизнь. Это не означает, что все мечты всенепременно должны стать реальностью, ведь мечты могут стать самоцелью человека, когда он только ими и будет жить. Есть пустое мечтательство. Виной всему, по всей видимости, лень, безразличие или определенные комплексы неполноценности, а может и всё вместе. Бывает активная лень, когда мне лень что-то делать, но далеко не лень, при этом, пускаться в бесплодные фантазии, когда я буду винить всех и вся вокруг, жаловаться на судьбу горемычную или на других людей. В «Записках из подполья» Ф. М. Достоевский рисует умного, образованного, порядочного (по крайней мере, он сам так считает), но чрезвычайно инертного на практике человека. Это яркий пример нереализованного человека, у которого, тем не менее, большой потенциал и который страдает от своей нереализованности. Он много думает, мечтает, но все мечты и грезы так и остаются только в сознании. Он буквально упивается фантазиями, он рисует мысленные сценарии, что бы он сделал, если бы... А своё затворничество почитает за добродетель. На самом деле, русская литература описывает много пустых мечтателей.
Таких людей очень много, и они могут, на самом деле, производить очень полезные идеи. Но, как правило, никто об этих идеях не знает, ибо мало кто таких людей слушает, потому что те, в свою очередь, мало что говорят. Они предпочитают держать это в себе.
Обычно таких людей гложет зависть, злоба и презрение к окружающим людям, нередко они считают виноватыми других, обычно они считают себя недооцененными, неуслышанными, непонятыми. Часто такие люди говорят, что они родились не в то время и не в той стране. Вот в другом обществе, да при других обстоятельствах они–то показали бы "что по чем". Многие из них становятся циниками и мизантропами. Им нравится видеть унижение, порой, они сами унижают. Они хотят властвовать, а властвовать не получается. Быть беде, если у человека психика не выдержит… Вот что пишет об этом православный богослов и психолог Н. Д. Гурьев: «Мечтательность не имеет в себе ничего созидающего, служит только самоуслаждению, которое часто принимает извращенные формы. А в случае сочетания с унынием, безнадежием, отчаянием приводит к смерти не только душевной, но и телесной (самоубийство)». Далее он дает жёсткую оценку этому состоянию: «мечтательность можно охарактеризовать как душевно-интеллектуальный онанизм, приводящий к душевно-интеллектуальной импотенции и извращению» (Н. Г. Гурьев "Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях")
Ф. М. Достоевский рисует именно такого человека и показывает опасность подобного образа жизни. Плод пустого мечтательства – одиночество и несчастье. Однажды мы говорили о неумении радоваться за других, по большому счету, это одного поля ягода. Посмотрите, какую логическую цепочку выстроил апостол Павел: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12:16). Замыкание на себе и своем собственном мире приводит человека к краху. В мечтании о себе нет христианской любви и смирения. В нашем обществе очень много незрелых людей, которые не желают брать на себя ответственность, которые не готовы к решительным переменам. Слишком много самомнения, самонадеянности, но так мало реальных действий.
Каждый мечтает о своем: интеллигент стенает об отсутствии должной оплаты за труд, бизнесмен грезит о нормальной и здоровой семье и отдыхе, а кто-то лишен и первого и второго.
Но всем так тяжело узнать правду о самих себе.
Некоторое время назад с журналистом и писателем Игорем Поповым рассуждал о том, как часто человек прячется от самого себя. Лучше жить мечтами и фантазиями и не знать того, что есть в действительности. Прячась от себя, ты прячешься от Бога. Не узнав правду о себе, ты не узнаешь правду о Боге и Его милости.
Пустое мечтание случается и в церкви, и даже в семье. И это становится поводом для взаимного непонимания, разрушает отношения.
Я очень много мечтал, я жил мечтами, дышал ими. Но жизнь протекала вопреки этим фантазиям...
Это приводило в уныние, казалось, что жизнь проходит мимо. Я стал завидовать другим людям, даже друзьям и родственникам. Я стал чувствовать свою ущербность.
Однажды нужно сказать себе: хватит! Надоело так жить!
Нужны смелые решения! Нужна настоящая, живая вера в живого Бога, который желает нам блага, а не прозябания в собственном затхлом подполье. Никакая религиозность, или этика, или эстетика не спасут.
Христос пришел не для того, чтобы мы зарылись в религиозную или какую либо другую скорлупу. Не для того, чтобы мы были одинокими и несчастными. Он пришел преобразить нас. И это преображение будет сопровождать нас всю жизнь. Освящение это постоянный процесс. Но для этого нужно узнать правду о себе. И узнавать ее каждый день. Нужно быть беспощадно честными по отношению к самим себе. Тогда и мечты станут светлыми, люди станут любимыми. Все это сделать не так просто, для этого нужно приложить известное усилие, это ведь борьба с самим собой, а это значит, что борьба идет на равных. Соперник внушительный, но Тот, Кто за нас, бесконечно внушительнее.
Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Количество просмотров 1369
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |