Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

Дела плоти и плоды духа.

В 5 главе Послания к Галатам апостол Павел показывает контраст между плотской жизнью и духовной. Плотская жизнь – это духовное рабство (5:1), проклятие, отпадение от благодати (5:2-3), противление истине (5:7), исполнение вожделений плоти (5:16). Результат плотской жизни – конфликты (5:15) и всякого рода грехи (5:19-21). 

И наоборот: духовная жизнь – это свобода во Христе (5:1), “польза от Христа” (5:2), вера, действующая любовью (5:6, 14) и прекрасные плоды духа (Гал. 5:22-23).

 Но что такое духовная жизнь? Что значит “водиться духом?” (Гал. 5:18)

В первую очередь, речь не идет о делах. Дела являются уже результатом хождения в духе. Быть водимым духом – это, скорее, состояние, позволяющее побеждать плоть со страстями. Фраза “поступайте по духу” (Гал. 5:18) переведена не совсем точно и вызывает ассоциацию с делами. Греческий же оригинал содержит фразу “ходите согласно духу”. Такое прочтение больше подразумевает состояние – духовное состояние. Чтобы правильно поступать, нужно ходить в духе. Именно близкое взаимодействие нашего духа с Духом Святым гарантирует духовный плод. Пребывание во Христе (Ин. 15:5) делает нас способными побеждать грех.

В этом же ключе следует понимать фразу “жить по плоти” – как плотское состояние. Весьма странно звучала бы фраза Павла “живущие по плоти Богу угодить не могут”, если бы речь шла о делах. Заменяем фразу “живущие по плоти” на “грешащие” и получаем “грешащие Богу угодить не могут”. Невозможно себе представить, чтобы кто-то искренне считал, что с помощью грехов можно угодить Богу. Такое наставление Павла было бы бессмысленным. Но оно сразу же обретает смысл, если речь идет о состоянии, т.е. о попытках угодить Богу с помощью плотских усилий, а не духа (например, посредством закона). Также стоит отметить, что в оригинале фраза “живущие по плоти” (Рим. 8:5) звучит как “сущие по плоти”, т.е. буквально пребывающие во плоти. Пребывание или нахождение (в чем-то) – это, прежде всего, состояние.  Мысль Павла ясна: кто находится в плотском состоянии, тот будет помышлять о плотском и Богу угодить не сможет (Рим. 8:6-8).

 Очевидно, что Иисус под “пребыванием в Нем” (Ин. 15:5) подразумевает не дела, а именно состояние. Он предлагает простой принцип: если хотите правильно поступать, будьте в правильном состоянии (во Мне). Если под “пребыванием в Нем” подразумеваются дела, тогда мы приходим к тавтологии: поступайте правильно – и будете приносить плод (т.е. поступать правильно). Подобная тавтология возможна и в Гал. 5:16: “Поступайте по духу (не грешите) – и не будете грешить”.  Итак, духовная реальность такова, что мы грешим именно тогда, когда наше пребывание во Христе ослабевает.

Ключевой концепцией в учении Павла о плоти является идея, что плоть исправить нельзя (ее можно только распять). Наша плоть – это не столько “греховная природа в нас” (хотя такая терминология приемлема), сколько наша естественная природа. “Душевный человек” – это естественный человек (см. греч. оригинал 1 Кор. 2:14). В каждом из нас живет Первый Адам (см. Рим. 5:12-21). Адам и Ева стали прародителями обычных мужчин и женщин с присущей им психологией. Мужчинам естественно доказывать свое превосходство, жить в похоти, конкурировать с другими, проявлять агрессию и так далее. Женщин также объединяет список характерных для них грехов. Деградация христианства во многих Западных странах и Северной Америке является результатом того, что верующие хотят жить “естественной жизнью”, они требует “обычного человеческого счастья”. Ради такого “счастья” оправдываются разводы, измены, блуд, гомосексуальные отношения и т.д. Пребывание же во Христе предлагает совершенно другое понимание счастья (Мф. 5:3-12).

  По сути, жить христианской жизнью – это в каком-то смысле побеждать в себе естественного мужчину или естественную женщину. Следование же за Христом – это радикальный путь особенных людей (Тит. 2:14). Вот почему истинное следование за Христом под силу только возрожденным. Недаром Сперджен сравнивал христианскую жизнь с чудом “плавающего топора”.

Чтобы победить в нас Первого Адама, нужен Второй Адам – Христос. Он стал Первым Человеком, Кто прожил “идеально неестественную” жизнь с точки зрения Первого Адама. Он поступал “постоянно наоборот”, не так, как обычные люди, чем вызывал удивление и непонимание даже со стороны Своих учеников. Он учил, чтобы мы жили особенной жизнью: не мстили, подставляли другую щеку, любили врагов и т.д. Нам необходимо достигать такого состояния, когда Второй Адам побеждает Первого. А это невозможно без глубоких взаимоотношений с Христом.

Первый Адам наделил нас “законом греха и смерти” (Рим. 8:2), из-за которого мы делаем то, чего не хотим (Рим. 7:21). Этот закон можно победить только другим законом – “духа жизни во Христе ” (Рим. 8:2). Очевидно, что речь идет о состоянии глубокого пребывания во Христе, а не делах.

Если в Западных странах мы наблюдаем катастрофическую уступку Первому Адаму в плане снижения уровня морали, то в контексте постсоветских стран  мы нередко сталкиваемся с противоположной крайностью: законничеством.

Что такое законничество? Это попытки приносить плоды духа плотскими усилиями. Использовать плоть для духовной жизни – это все равно, что приглашать в союзники того, кто по определению является нашим врагом. Практически, законничество призывает людей к правильным делам, не заботясь об их пребывании во Христе. Постоянный акцент “делай, делай, делай” без глубоких личных отношений с Богом приводит к двум грустным результатам: постоянное поражение в духовной жизни (Рим. 7:24) или самоправедность. Евреи во времена Павла пытались с помощью Моисеева закона преодолеть закон греха и смерти. В действительности же они получили противоположный эффект: закон греха и смерти лишь усилился (Рим. 7:5-14).

Итак, если мы делаем ударение лишь на делах и воле, не заботясь о состоянии пребывания во Христе, мы или возлагаем на людей непосильную ношу христианской жизни, или делаем их лицемерами. Посмотрите, как много среди христиан тех, кто жалуются на чрезмерные требования Библии, и тех, кто, выполняя минимальные требования нравственности, оказываются на поверку ханжами.

Клайв Льюис таких ханжей сравнивает с “налогоплательщиками”, которые согласны платить лишь при условии, что они за это что-то получат (“Просто христианство”). Религиозная плоть согласна оставить курение, выпивку и блуд ради славы, денег, власти. Именно этим характеризовались фарисеи времен Христа. Плоть всегда оставляет для себя любимый грех. Как говорили в древности монахи, “бес тщеславия идет по трупам других бесов”.

К сожалению, через плотную вуаль гордого консерватизма неверующие нередко замечают в среде верующих зависть, сплетни, вражду, интриги. Многие христиане  не производят впечатления хороших людей только потому, что “не пьют и не курят”.

Итак, чтобы победить плоть, нужно “распять ее”, отказаться от ее услуг, не полагаться на нее. Нам следует принять ключевой тезис: плоть побеждается лишь пребыванием во Христе. Когда мы находимся в правильном состоянии, тогда наша воля и все наши старания бороться с грехом освящены Богом. Они духовны, поскольку являются результатом нашего пребывания во Христе. В ином случае это будут лишь усилия плоти.

Следует признать, что далеко не всегда мы пребываем во Христе. Когда это пребывание нарушено, мы в момент искушения вынуждены опираться на свою плотскую волю, когда главным мотивом может быть, например, страх позора, потери сана и т.д. Ричард Вурмбранд признается, что в заключении, в состоянии физического недомогания, он искушение похотью “побеждал гордостью” – что скажут люди, когда узнают, что ты – прелюбодей? Однако ресурсы нашей плоти весьма ограничены и к тому же культивируют в нас ложные мотивы. Поэтому очень важно регулярно возвращаться к состоянию пребывания во Христе.

Что значит пребывать во Христе? С одной стороны, это просто: мы размышляем о Нем (где бы ни находились), обращаемся к Нему, ведем внутренний диалог с незримым Собеседником, создаем внутреннее “святое святых” – в нашем разуме, сердце, духе. С другой стороны, многим подобный опыт кажется странным или недостижимым. Им проще просто следовать предписаниям христианской жизни или активно заниматься церковной деятельностью.

По сути, пребывание во Христе является здравым библейским мистицизмом, т.е. тем, что сложно (и даже невозможно) объяснить тем, кто этого не пережил. Как объяснить любовь тому, кто никогда не любил? И возможно ли с помощью какого-нибудь рецепта полюбить человека? Вы можете копировать поступки любящего – говорить ласковые слова, приносить завтрак в постель, – но это не означает, что вы любите. Когда Христос указывает на связь между любовью к Нему и исполнением заповедей (Ин. 14:15), не нужно понимать эти слова в том смысле, что исполнение заповедей – и есть любовь. Добрые дела – это неизбежный результат любви, но нельзя научиться любить, просто делая добрые дела.

Пребывание в Боге начинается с поиска Бога (Пс. 104:4). Должна возникнуть некая потребность в Самом Боге, а не просто в служении Ему или в Его дарах. Такая потребность возникает только у возрожденных христиан.

Именно из-за мистической (таинственной) природы пребывания во Христе Павел не дает развернутого объяснения, что значит “достигать Христа” (Фил. 3:10-12). Для апостола пребывание в Иисусе означало некое мистическое участие “в Его страданиях, воскресении, сообразование Его смерти”. Павел смело заявлял: “И уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2:20).

Такое мистическое единство не означает растворения нашей личности в Боге, но подразумевает такое поклонение Ему и радостное подчинение, которое обеспечивает победу Второго Адама над Первым, победу закона духа жизни над законом греха и смерти. Наши добрые дела должны быть плодами духа, т.е. Дух Святой должен производить их через сферу нашего духа, наполняя наше сердце искренним желанием творить добро – с правильными мотивами, для славы Богу.

В наше время духовность путают с кодексом христианской морали (законничество), со всплесками религиозных эмоций или активной церковной деятельностью. С другой стороны,  нездравый мистицизм также представляет большую опасность.

Истинно библейское мистическое единство с Христом приводит к реальным переменам на уровне нашего сердца, влияет на наш характер и освящает наше поведение. 

Нефедов Геннадий,

Источник: Голос Истины


Количество просмотров 2109
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна