Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Святая простота и простота святости

Есть такое выражение: «где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет и одного».

Справедлива ли эта поговорка? С одной стороны, да, простота – важная христианская добродетель. Всем нам хочется иметь дело с простыми и бесхитростными людьми. Мы всегда желаем видеть в человеке искренность, приветливость, доступность, отсутствие лукавства, а это возможно только лишь при наличии в нем определенной доли простоты.

В христианстве присутствует словосочетание «святая простота», которое, впрочем, имеет различные смысловые коннотации. Кто-то видит в этой фразе важную связку святости и простоты, когда святость в простоте себя выявляет. Кому-то же видится в ней элемент иронии и сарказма. Дело в том, что по одной из версий, это словосочетание произошло от фразы «О, святая простота» (O sancta simplicitas), приписываемую Яну Гусу, который, будучи приговорённый католическим церковным собором к сожжению как еретик, будто бы произнёс эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесённый ею хворост.
Так что - всякая бывает простота, пусть даже она именует себя святой…

Если говорить о христианстве, то смело можно сказать, что оно является, во многом, религией простоты. Основополагающие христианские истины – просты и незамысловаты. Да и богослужения первых христиан отличались простотой формы и содержания. Христос с народом изъяснялся на доступном для них языке, в том числе, используя понятные для культуры того времени притчи. Да и христианами становились, преимущественно, низшие слои населения империи.

По мере развития христианства, происходил процесс усложнения как доктринальной его стороны (Христология, учение о Троице), так и формы организации. Возникают сложные богословские конструкции, развивается строгая церковная иерархия, церковь ввязывается в большую политику.

В этих условиях, многим захотелось вернуть утраченную простоту, захотелось живых отношений с Богом, живой и доступной проповеди. Внутри христианства стало возникать монашество, различные движения за чистоту христианства. Самое интересное, что многие из этих движений, очень часто приходили, со временем, к той же самой сложной иерархии, к заигрыванию с политикой и усложнению форм. Внутри христианства развернулась нешуточная борьба. Оно стало раскалываться на разные ветви и течения. Этот процесс продолжается по сей день.

Сегодня многие также жаждут вернуться к аутентичному христианству первых веков. Желание хорошее, но, боюсь, невоплотимое. Слишком преобразовался мир, слишком разнообразным стал мир самого христианства, слишком разнообразен контингент верующих, да и немногие христиане готовы отказаться от привычного комфорта в пользу дела служения.

Если хотите, простота первых христиан – это была вынужденная простота, христианство находилось в состоянии зарождения и формирования, это было невинное младенчество христианства. Христианами становились простые люди, которым были чужды причудливые теоретические рассуждения и сложная богослужебная практика.

Кто-то обращает внимание на тот факт, что ученики Христа не имели образования, а были простыми рыбаками. Но не следует забывать, что апостолы прошли школу самого Христа, что, надо полагать, намного превышает уровень семинарий всех времен, вместе взятых. Они были свидетелями жизни и служения самого Иисуса. Они ходили, ели и спали вместе с Самим Господом и Спасителем, наполнялись Его Божественным опытом. А что касается Христа, то Он говорил, безусловно, просто, но в то же время это была высокая поэтика, уникальность которой состоит в том, что она понятна как образованным, так и необразованным людям.

А один из главных теоретиков христианства – апостол Павел, который не был непосредственным свидетелем жизни Сына человеческого, уже нуждался в образовании. Да, его перу принадлежат известные слова: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 27-31), и многие к этим словам апеллируют, говоря: не нужно нам владеть мирской мудростью, мы и без нее сможем кого угодно посрамить, но в следующей главе апостол Павел говорит следующее: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 1:5).

В том то все и дело, что апостол Павел был простым, но не был простаком. Он имел блестящее на то время образование. И здесь я хочу выразить очень важную мысль: в деле служения, быть простым – совсем непросто. Чтобы быть простым, нужно "не ползать по земле", нужно "снизойти с небес на землю". Нужно уже достичь определенного уровня. Нужно быть простым не от недостатка знаний, а от их избытка (что тоже очень не просто сделать). Здесь простота дорогого стоит. Апостол Павел мог позволить себе быть простым, ему было от чего отталкиваться. Уметь обращаться к разной аудитории по-разному – это большое искусство.

Первые христианские апологеты тоже имели неплохой образовательный базис. И даже автор знаменитой формулы «верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum) Тертуллиан, был хорошо подкован в области греческой философии и риторики.

Наша проблема заключается в том, что мы простоту часто путаем с ограниченностью и примитивизмом.

В нынешнем мире активно развивается поверхностное христианство, где присутствует много дешевого пафоса. Это «тусовочное», «аллилуйное», шоу- христианство, где эмоции часто вытесняют здравый смысл.

Подобные церкви имеют на постсоветском пространстве очень большой успех. Многие из них уже давно перевалили за тысячу прихожан. И я имею в виду, в данном случае, не только лишь современные неопятидесятнические церкви, но и многие фундаменталистские общины баптистов или евангельских христиан. Таким церквям часто присущ антиинтеллектуализм и антиэстетизм. В таких церквях принято давать простые ответы на сложные вопросы, довольствуясь одним лишь Писанием и узким кругом конфессиональной литературы. Да, люди ищут простоты, и подобные церкви имеют определенные успехи. Но, успехи на локальном уровне еще не означают, что будет успех на уровне глобальном, ибо на богословском дилетантизме далеко не уедешь. Обретая что-то одно – за счет простоты (читай примитива) достигая многих, мы теряем что-то существенное. Во-первых глубину и эстетику мышления, а это сопровождало христианство во все века, а, во-вторых, большой пласт образованных и мыслящих людей никогда в такие церкви не пойдут.

Именно поэтому, я призываю не переносить индивидуальную простоту на все христианство. Оно должно быть разнообразным. Пускай будут у нас шоу-церкви фаст-фудного плана, но пускай у нас будут развиваться и те церкви, в которых найдут себя интеллигенты и интеллектуалы, где будет присутствовать глубина мысли и определенная эстетика. И там тоже может присутствовать своя простота. Очень ценное качество хорошего проповедника - говорить просто о сложных вещах. Но для этого как раз нужно, чтобы было хорошее образование,.

Давайте заниматься своим собственным образованием и самообразованием, и развивать в себе качества простоты, искренности и открытости. Пускай не овладеет нами дух гордыни. Знания не должны нас надмевать.

Не святая простота нам нужна, а простота святости.  

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    


Количество просмотров 1785
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна