Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Рождественская лестница. Рождественские мистерии Чарльза Диккенса

С каждой книгой у меня устанавливаются особые взаимоотношения. С детства они были не просто источником информации, но и друзьями. Я помню, в каком настроении читал ту или иную книгу и какие у меня были эмоции во время чтения. И чем сильнее и ярче книга, тем ярче нарисованный автором (если это художественная проза) мир, там сильнее у меня эмоции и ассоциации.

Книгу великого английского писателя Чарльза Диккенса «Рождественские повести» я открыл для себя в новогодние праздники и с тех пор она прочно ассоциируется у меня с тихим потрескиванием свечи на праздничном столе, мерцании разноцветной гирлянды на елке и зимними вечерами, когда ожидаешь, что дверные ручки начнут с тобой разговаривать, а в соседней комнате тебя непременно ожидает таинственный гость.

Впервые я прочитал эту книгу еще в школе, пряча под подушкой и не в силах оторваться от нее даже ночью, за что получал вполне справедливые нагоняи от родителей. Я до сих пор считаю, что в жанре святочных рассказов не написано ничего более выдающегося, чем эти несколько повестей гениального англичанина.

Вся наша жизнь, ее коллизии, неудачи и победы откладывают отпечаток на то, что мы делаем. Особенно, если это касается сферы творчества. Так было и с Чарльзом Диккенсом. Когда будущему писателю было 10 лет, его отца, чиновника морского ведомства, посадили за неуплату долгов, и мальчику пришлось идти работать на фабрику ваксы. Всю жизнь Чарльз не мог избавиться от страха бедности и банкротства. Унижения и страдания, перенесенные в детстве, не покидали его и в зрелом возрасте. Именно так и родился великий певец городской бедноты. Диккенс считал своей первой обязанностью писать о социальных пороках и содействовать их искоренению. После того, как парламентским актом, принятым отчасти под влиянием его обличительных книг, было запрещено отправлять несостоятельных должников в тюрьму, писатель почувствовал, что его жизнь прожита не зря.

Вообще, на долю Диккенса выпала слава, которой может позавидовать любой писатель. У него были как талантливые почитатели и последователи, так и не менее талантливые критики. Его влияние испытали самые разные писатели. Своим учителем называл Диккенса великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Федор Михайлович уже став зрелым и известным писателем подчеркивал свою художественную связь с этим писателем. Особенно она видна в его ранних работах «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные». Испытали влияние Диккенса и другие русские писатели – Тургенев, Лесков. Его учениками были Джозеф Конрад, Генри Джеймс, Франц Кафка, Уильям Фолкнер, Марсель Пруст. Пожалуй, Диккенса можно назвать одним из самых читаемых писателей мировой литературы.

Диккенс был человеком своего времени: твердо верил в прогресс и полагал, что литература, прежде всего, должна помогать правильному моральному воспитанию. У него была очень высокая планка ответственности как писателя за то, что он делал. Пожалуй, это отличало все его поколение, но его характеризовало особенно. Конечно, это вызывало много критики со стороны. Кстати, после смерти его долго считали писателем «развлекательным». Нам сейчас это читать смешно, никому и в голову не придет сравнить его, скажем, с бульварным чтивом, но в то время требования к литературе были несоизмеримо выше. Постоянно слышались упреки в адрес плохо выстроенного сюжета, сентиментальности, карикатурности рисунка. Именно таким критиком был великолепный Оскар Уайльд, который написал: «Только тот, - с иронией писал он по поводу «Лавки древностей», - у кого сердце из камня, прочтет сцену смерти Нэлл без смеха». Обычным делом в критических работах стало положение, что Диккенс уступает Теккерею и Троллопу, Бальзаку, Флоберу, Тургеневу. Однако даже в те годы, когда бытовали такие отзывы о Диккенсе, Генри Джеймс, писатель, чье высокое мастерство никогда не подвергалось сомнению, высказался о Диккенсе весьма хвалебно. Ему вторили голоса Гиссинга, Шоу. И как показало время, это, действительно, один из самых великих и популярных писателей в мировой литературе. «Диккенс был так популярен, – писал Честертон, – что мы, современные писатели, даже не можем представить, сколь велика была его слава. Теперь не существует такой славы».

Успех к нему пришел с публикацией его второй книги «Посмертные записки Пиквикского клуба». Странствия пиквикистов дали возможность Диккенсу убедительно воссоздать на страницах романа современную ему Англию, которую за пределами Лондона, к моменту написания «Пиквика», Диккенс еще очень плохо знал, а сведения в основном черпал из газет. Правда, когда Диккенс брался описывать сельскую жизнь, которую знал еще меньше, чем городскую, из-под его пера выходили малоправдоподобные пасторальные картинки. Однако, если взглянуть на них с точки зрения проводимой через весь роман философской концепции «добро против зла», то и они оказываются глубоко значимыми и, более того, отвечают на вопрос, что же делает этот роман великим произведением.

Большинство книг Диккенса схожи со сказкой. В ней эгоизм рано или поздно отступает, не в силах одолеть истинное благородство, которым обладают любимые герои Диккенса. «Рождественские повести» – фактически второе после «Пиквика» программное произведение писателя, если воспринимать повести, регулярно выходившие с 1843 по 1849 г. (пропущен лишь 1847 г.- период интенсивной работы над «Домби и сыном») как единое целое.

Философия Диккенса в рождественских повестях – это внесоциальная, утопическая философия добра и света. Наличие откровенных в своей этической посылке произведений в то время, когда от романа к роману совершенствовалось искусство Диккенса, когда ему открывалась все более широкая и цельная картина жизни, в которой оставалось все меньше места светлым надеждам и радужным попыткам искоренить зло, не может не озадачить. Но эти, с реалистической точки зрения парадоксальные, противоречащие логике развития его творчества повести, на самом деле, выявляют суть характера этого писателя. Он был христианином и именно побеждающая вера и оптимизм христианина позволили создать ему такие светлые святочные произведения.

Было в них все - и таинственные превращения, и даже духи. Вообще тогда идея потустороннего мира приобретала все большую популярность, но даже в этом Диккенс отличался от всех. Для него мистический мир лишь литературный прием, который позволил достичь главной цели. Диккенса все больше, все острее волнует положение в стране, нищета народа, нечеловеческие условия труда миллионов людей. В середине 40-х годов XIX века социальные антагонизмы обострились до крайних пределов.

Диккенс как никто другой из викторианских писателей сумел соединить свои личные, авторские интересы с моральными и эстетическими запросами эпохи. Устремления писателя и английского общества 1840-х годах совпали в процессе ритуализации одного из самых любимых праздников - Рождества, совершившегося в цикле «Рождественские повести»(1843 – 1848). Хотя в творчестве писателя произведения рождественской тематики многочисленны («Рождественский обед» в «Очерках Боза», «рождественские» главы «Посмертных записок Пиквикского клуба», «Рождественские рассказы» 1850-х годах), именно «Рождественские повести» являются вершиной данного жанра и рождественской философии писателя в целом.

Праздник Рождества всегда был связан в Англии с идеей примирения врагов, доброго взаимного понимания между людьми различных общественных состояний и положений, и Диккенс был самым ярким проповедником этих идей. Рождественский праздник был для него воплощением принципов, проповедью которых он рассчитывал добиться огромных результатов.

«Рождественские повести», задуманные Диккенсом, должны были выходить ежегодно в дни Рождества и заключать проповедь, обращенную как к бедным, так и к богатым во имя улучшения участи бедняков и исправления богачей. Это был итог длительных раздумий и исканий, и писатель считал, что его замысел выполняет социальную миссию огромной важности.

Самой известной повестью цикла, безусловно, является «Рождественская песнь в прозе». Она многократно использовалась в произведениях искусства, театральных постановках и экранизировалась и до сих пор интерес к ней не угасает. История о нравственном перерождении Скруджа - основная идея повести. До описываемых событий Скрудж был жив физически, но мертв духовно, но после переосмысления ценностей он становится другим человеком. Эта история духовного и нравственного возрождения очень типична для Диккенса в целом, но в этой короткой повести она наиболее ярко предстает перед читателем.

Диккенс видел в «рождественской проповеди» осуществление высшего гуманизма. Система идей, которая положена в основу рассказов, достаточно очевидна: простейшая формула «рождественской философии» - достижение мира путем исправления одних и воспитания бодрости и терпения у других. Но значение «Рождественских повестей» отнюдь не исчерпывается этой проповедью.

«Рождественские повести» 1843-1848 годов (в особенности первые две из них) были сложным художественным сплавом, в котором соединялась тенденция обличительная с тенденцией морализаторской. Они построены по принципу прямого сочетания реалистического повествования и сказочной фантастики. Альтруистическая проповедь, которую произносит автор, а в особенности те моральные перерождения, которые он хочет показать, плохо укладывались в рамки какого-либо из реалистических жанров. И Диккенс обратился к жанру святочной сказки, которая не только допускает мотивы исправлений и перерождений, но почти не мыслится без них. По сути, Диккенс призывал всех своих читателей к возрождению, к началу новой жизни, нравственному перевороту.

Остальные три рождественские повести - «Сверчок за очагом», «Битва жизни» и «Одержимый» - написаны, можно сказать, не в социальном, а «домашнем» ключе. Первая из них (1845) славит домашний уют и бескорыстие любви. Запоминаются трогательные образы возчика Джона Пирибингла и Крошки, его молоденькой жены Мери, немного напоминающей Долли Варден, немного Руфь Пинч. Диккенс изображает семейное счастье, необходимое условие которого - доброта, верность и доверие. Любуясь скромным бытом возчика и его жены, Диккенс необыкновенно мягок и лиричен. Рисуя самоотверженную любовь мастера игрушек Калеба к слепой дочери Берте, которая живет в придуманном отцом мире, Диккенс «задает» читателю вопрос: а не лучше ли горькая правда самой возвышенной лжи?

В таких повестях, как «Рождественский гимн» или «Колокола» Диккенс-сатирик достигает огромного мастерства в изображении некоторых типичных явлений современной писателю жизни. Скряга Скрудж, предоставляющий работным домам позаботиться о бедных и упрекающий (в согласии с учением Мальтуса) родного племянника в том, что он, женившись, увеличит рождаемость в своей стране, на что не имеют права бедняки: Файлер и Кьют, сообщающие дочери бедняка законы Мальтуса, по которым нищие не имеют права порождать себе подобных, - могут быть причислены к тем образам художника-реалиста, в которых он достигает наибольшей глубины сатирического обобщения.

Сегодня Диккенс может считаться чрезмерно наивным и морализаторским писателем, но именно он довел жанр святочного, рождественского рассказа до вершины литературной проповеди, если хотите. Для него не просто была важна необыкновенная, мистериальная история новогоднего чуда, но то, для чего это чудо сотворено. В финале у Диккенса свет всегда побеждает мрак, добро побеждает зло, для писателя важно нравственное перерождение героев, именно для этого и вводится в произведение чудо, как яркое проявление Божьей реальности, а главное – Его любви. Реальность диккенсовского мира требовала счастливого, пусть даже и не закономерного и неправдоподобного финала, утверждающего торжество добра и справедливости, напоминающего о евангельском чуде и создающего рождественскую чудесную атмосферу. И в этом ему до сих пор нет равных.

Игорь Попов

Количество просмотров 1733
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна