Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Создай себе ближнего

Удивительно, как Писание, которое мы прочитываем от корки до корки не единожды, всякий раз открывается нам с совершенно неожиданной стороны. Создается даже такое впечатление, что с момента последнего прочтения кто-то серьезно подредактировал текст, раз я совсем по иному на него смотрю. Причем новые истины настолько очевидны, что действительно диву даешься тому, как же раньше этого не замечал.

Готовясь к очередной радиопередаче и перечитывая Притчу о милосердном самарянине я увидел там то, чего не видел ранее. Мы до сих пор силимся понять, кто же является нашим ближним. В нашем сознании вырисовываются круги близости: родные и близкие, друзья, братья и сестры по вере, дальние родственники, товарищи, коллеги, сослуживцы, соседи, ну а потом идут случайные прохожие, недоброжелатели, вплоть до врагов. Да-да, враг тоже может оказаться моим ближним.

И вот на вопрос учителя Закона: "кто мой ближний?", Христос и рассказывает знаменитую притчу. Думаю, нет нужды пересказывать ее сюжет. Мы знаем, что среди прохожих, нашелся человек, который оказал помощь пострадавшему, это был самарянин, т. е. тот, от которого помощи можно было ожидать меньше всего. Никак иначе как недоброжелателем иудей его бы не назвал. А он оказался единственным, кто проявил милосердие. А вот те, от кого помощи следовало бы ожидать больше всего, прошли мимо.

Но в притче прозвучала очень важная мысль: "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Лк. 10:38-39). 
Итак, вопрос не в том "КТО мой ближний?", вопрос в том "кому Я ближний?". Ближний - это не КТО-ТО, ближний - это Я. Или не ближний...
Не ближний ищет меня, а я говорю: вот он я! чем могу помочь?

Ближний – это активная позиция, это небезразличие, это бюро помощи, это горячая линия, это МЧС, это служба 911, это Армия спасения, это Красный Крест или Каритас. Ближний всегда к твоим услугам.

Еще один важный момент хотелось бы отметить: иногда помощь несет в себе опасность. Возвращаясь к притче, следует отметить, что дорога, где произошли известные события, была трудной и очень опасной. Она буквально кишела тем, что мы на современном языке могли бы назвать "гоп-стоп". О чем это говорит? Во-первых, пострадавший оказался безрассудным человеком, и кто-то может справедливо заметить: так поделом ему. На всякого глупца не хватит ни времени, ни сил, ни здоровья. Во-вторых, помогая человеку в такой ситуации, и в таких условиях, ты подвергаешь риску свою жизнь и здоровье. И в этом смысле, священника и левита вполне можно понять. Тем более, что "пострадавший" мог оказаться банальной приманкой. Но божьему человеку некогда рефлексировать, нужно помогать здесь и сейчас. Дело не требует отлагательств, потому что может быть слишком поздно.

Понятное дело, что здесь показана крайняя ситуация, слава Богу, мы с такими ситуациями сталкиваемся не часто и ежедневно примерять на себя роль супермена не обязательно. Но для меня, безусловно, героями являются те, кто заступается за слабых, кто рискует серьезно схлопотать, разнимая дерущихся, кто рискует своим здоровьем, помогая больным. Самыми настоящими героями были те, кто помогал мирным жителям юго-восточных городов Украины покидать зону боевых действий.

Но не всем нам быть такими героями. Да и не всегда подворачивается случай проявить героизм. Но ведь мы порой не хотим банально выйти из зоны комфорта, чтобы обратить внимание на человека и оказать нужную помощь. В обычных буднях нам ничто не угрожает. Нужно только определенную часть тела оторвать от мягкого сиденья. Возможно, нам даже не придется перевязывать кому-то раны или иметь дело с бомжем, наркоманом или с беспризорником. Может нам нужно просто обратить на человека внимание. На обычного человека. Может нужно самому спросить, в чем его нужда, не все же трубят направо и налево о своих проблемах. Возможно, этому человеку нужен совет, может нужны элементарные слова поддержки, может ему необходимо выговориться, а может он нуждается в материальной помощи. В каком-то смысле мне нужно создать себе ближнего. А может, я просто могу созидать вокруг себя положительную атмосферу доброты, умиротворенности, радости и веселия, то, чего так не хватает, особенно в нашем обществе, тогда для всего мира я стану ближним.

Наша проблема заключается в том, что нам всегда кажется, что на чью-то беду откликнется кто-то другой. Плохо стало человеку на улице? Кто-то обязательно подойдет. Почему это должен делать я? Мы видим объявление о том, что собираются деньги на чью-то помощь. Ничего, другие на него откликнутся. Всегда есть другие. Мы потенциального ближнего делаем дальним, а дальнего любить очень легко, это теоретическая любовь, как говорится ни о чем, которая ни к чему не обязывает. Максимум, на что мы способны, это на сочувственный взгляд, покачаем мы головой, посочувствуем, слезу пустим, и дальше пойдем. Помощь - это больше, чем просто сострадательный взгляд. Помощь – это реальное вовлечение.

Но возвратимся к самарянину. Сказать, что между иудеями и самарянами были сложные отношения, это ничего не сказать. И здесь был не столько этнический конфликт, сколько религиозный. С точки зрения иудеев, самаряне были не просто полукровками, их считали отступниками, еретиками, нарушителями Закона. Действительно, самаритяне создали довольно своеобразную версию иудаизма, в котором были откровенно языческие вкрапления. Самое поразительное, что самарянином иудеи однажды назвали самого Христа... Так вот, по всей видимости, милостивый человек был несведущ в догматических вопросах, он не верил правильно, по канонам, если вообще верил, но закон был записан в его сердце. Очевидно, здесь Христос обращает наше внимание на то, что наша внешняя религиозность и ортодоксальность может оказаться пустышкой, грош нам цена, если мы станем (такими как священник и левит) антигероями новой притчи. Поэтому я и говорю: дотянуть бы нам, просвещенным катехизированным христианам, до самарянина…

Еще один важный момент: самарянин довел свое дело до конца. Он позаботился о дальнейшем содержании человека и готов был оплачивать все издержки, и ничего не требовал взамен. И похвалы тоже не ждал. Вот уж поистине: правая рука не знает, что делает левая.

И, напоследок: признаюсь, что я часто пишу свои статьи в метро, удобнее делать это сидя, тогда тебе нужно занимать место. Увлекаясь написанием, ты не замечаешь людей вокруг. И вот сегодня Бог меня обличил... Хорошо писать правильные духовные вещи, когда возле тебя стоят пожилые люди, и ты не уступаешь им место. А ведь я мог стать для них ближним...

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    


Количество просмотров 1297
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна