Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Смысл культуры

В предыдущих статьях мы с вами говорили о смыслах. Сегодня предлагаю говорить о смысле культуры. 

Сделаю громкое заявление: я считаю, что культура - это доказательство бытия Бога 

Приведу пример. Известный русский философ, священник Павел Флоренский однажды выразил такую мысль: «Если есть "Троица" Рублева значит есть Бог»

Не убеждает? Тогда пойдем дальше. Когда смотришь на преображенную человеческими руками планету, то поражаешься масштабу содеянного. Трудно поверить, что это смогло сделать существо, возникшее по воле случая. Пусть не от всего мы получаем эстетическое наслаждение, но и наличие самого эстетического чувства в человеке удивительно. И все бы ничего, если мы где-то наблюдали бы аналоги – на земле или за ее пределами. Создается впечатление, что мы одиноки во вселенной, по крайней мере, еще никому не удалось развеять это впечатление. И кажется, американские «Вояджеры», бороздящие просторы Вселенной и несущие послания внеземным цивилизациям, таки несут послание в никуда. Но и они – нетривиальный культурный шаг. То, что человек делает сложные предметы, призванные облегчить нашу жизнь это еще можно понять. Ну, учился, учился на протяжении тысячелетий, выучился (только что-то никто больше не выучился). Социальную эволюцию тоже никто не отменял, вот она и привела к научно-техническому прогрессу. Непонятно одно: зачем человеку тратить биологические силы, сжигать драгоценные калории, чтобы сделать что-то красиво? Удобно? Да, понятно! Функционально? Тем более! Но красиво... Если сегодня у нас более-менее сытая и комфортная жизнь, можно, как говорится, побаловаться, то каково это делать в пещере? Поэтому нельзя сказать, что культура возникла от нечего делать. Всегда было чего делать. Прокормиться бы и выжить...

Бог – абсолютная творческая сущность, сотворил мир совершенным в своей красоте. Человек сотворен по Его образу и подобию, и надо полагать, унаследовал от Бога творческое начало. Но потом произошло грехопадение, и человек был изгнан из Эдема. А вот дальше началось самое интересное: «проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Суровые слова, что тут скажешь. Но грехопадение стало началом культуры. Культура – это, как известно, возделывание, обработка и переработка природы, сеяние и жатва. У Бога есть потрясающая черта, Он все может обернуть во благо: "ну хорошо, о человек!Ты проштрафился. Попробуй построить свой мир, у тебя есть все необходимые для этого ресурсы. Я никуда не ухожу, ты можешь ко Мне обращаться. Более того, Я сам приду к тебе". Так возникли города, храмы, скульптуры, театры, спортивные арены, библиотеки и все, что их наполняет. В общем, все материальные и нематериальные достижения.

Культура имеет земное происхождение, но через нее просвечивается лик Божий. Без наличия Его образа все это было бы невозможно. Муравьи построили общество, работающее как часы, но за пределы вековых схем выйти не могут. Чего-то не хватает... По моему мнению, творческое вдохновение – это, в известном смысле, попытка человека связаться с вечностью, коль человек не удовлетворяется земным.

Титаны Возрождения, если угодно, бросили вызов Богу, захотели стать сотворцами Творцу. И ничего. Как следствие возникли величайшие шедевры на библейские темы: «Тайная вечеря», «Сикстинская капелла», «Сикстинская Мадонна», «Пьета» и мн. др. Сюжеты Писания оживились и заиграли новыми красками. Сказать, что человек стал звучать гордо, это ничего не сказать. И сам себе понравился, возгордился. Забыл об источнике вдохновения. Посчитал, что сам является хозяином жизни и творцом смыслов. А потому что грехопадения никто не отменял. Именно поэтому культура – это и благословение, но и искушение.

Сегодня произведения искусства часто обретают безобразную форму, много наружу выходит низменных чувств и инстинктов, туда проникает пошлость и непотребство. Теперь далеко не всегда искусство облагораживает человека. Да и прагматики стало много: арт-бизнес, пропаганда, маркетинг, китч. Непонятно теперь, где искусство, а где бизнес и дешевый (или дорогой) пиар.

Тем не менее, по моему глубокому убеждению, искусство - это диалог с вечностью, это попытка прорыва в ее неведомые дали. Вспомните, какие чувства нас одолевают, когда мы сталкиваемся с подлинным шедевром. Мы мысленно растворяемся в произведении, переносимся куда-то далеко за пределы имманентной реальности, наши ноги перестают чувствовать почву. Гениальность - это особый Божественный дар, но он является настолько тяжкой ношей, что не все выдерживали его вес. Мир культуры настолько богат и обширен, что нам нужно несколько жизней, чтобы с ним ознакомиться, проблема только в том, что объемы его постоянно растут,и мы никак не поспеваем за этим движением. Какое гигантское хранилище необходимо, чтобы вместить все созданное человечеством на протяжении тысячелетий... И ведь не зря все это было.

Николай Бердяев даже жил идей о том, что человек через творчество в какой-то степени оправдывается перед Богом. Его книга так и называется «Смысл творчества. Опыт оправдания человека». Идея, естественно, неоортодоксальная, мы знаем, Кем спасаемся и каким образом, но как один из путей к Нему навстречу мы точно можем рассматривать. 

В романе братьев Стругацких «Град обреченный» один из героев выдвигает интересную идею храма культуры, который строится человечеством на протяжении всей его истории. По его мнению, он является целью истории: «Храм знай себе все растет и растет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно унизить невозможно… Самое забавное, говорил Изя, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него… И еще забавно, говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история…» (Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный») .

Ясное дело, что масштабы вложения каждого в дело строительства совершенно разные, выдающиеся художники являются фундаментом, столпами, стенами или колоннами храма, кто-то становится кирпичиком, кто-то просто ценителем, вот что еще говорит герой: «В жизни у меня одна задача – храм этот оберегать и богатства его приумножать. Я, конечно, не Гомер и не Пушкин – кирпич в стену мне не заложить… я часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличится еще на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть я даже крошки не вложу в стену… Хотя я, конечно, постараюсь вложить, уж будь уверен. Это будет наверняка очень маленькая крупинка, хуже того – крупинка эта со временем, может и отвалится, не пригодится для храма, но в любом случае я знаю: храм во мне был и был крепок и мною тоже».

Кстати говоря, речь идет не только о том, что материально зафиксировано: «Храм строится еще и из поступков. Если угодно, храм поступками цементируется, держится ими, стоит на них. С поступков все началось. Сначала поступок, потом — легенда, а уже только потом — все остальное. Натурально, имеется в виду поступок необыкновенный, не лезущий в рамки, необъяснимый, если угодно. Вот ведь с чего храм-то начинался — с нетривиального поступка!»

Интересная идея. Кстати, участие в создании храма может стать одним из промежуточных смыслов, о чем мы говорили в прошлый раз. А почему христианин должен стоять вне этого процесса? Неужто творческое начало при вере в Бога притупляется? Быть такого не может. Ведь это Божье начало.

Думается мне, что наша задача  использовать культуру для разговора о вечном. Тут самое главное искренность, культура – не средство, не инструмент. Культура – это самый поток жизни, в котором мы находимся. Все должно быть естественным. Боже упаси, чтобы культуру использовать как средство пропаганды, это мгновенно перестает быть культурой. Я не знаю практически ни одного пропагандистского произведения, которое осталось бы в веках. Именно поэтому, художник, который называет себя «христианским художником» сразу вызывает недоверие. Как только Н. В. Гоголь стал проповедовать, он перестал быть Н. В. Гоголем, но стал кем-то другим. Кстати, можно стать гениальным проповедником, уж тем более религиозным публицистом (и это тоже может стать частью культуры), но пусть вещи называются своими именами.

Кто, как не мы, христиане, должны быть если не элементами храма, то хотя бы работниками или гидами по нему? Христианин должен быть включен в культурный контекст, должен, даже без слов, показать Того, Кто стоит за культурой. А, впрочем... Никто никому ничего не должен. Один из признаков культуры – свобода. Можно быть свободным от самой культуры. Или можно попытаться построить ей альтернативу, суб- или контркультуру, но практика показывает, что ничего хорошего из этого никогда не выходило.

Больше культуры – больше Бога! Вот мой девиз.

А Бог не заставит Себя долго ждать, это точно.

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    


Количество просмотров 1470
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна