Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

Монстр ли Ной? Бог, призвание и несовершенство

«Добродетель ценят за её ощутимые плоды – почести, хвалу, славу,

– но, чтобы увидеть её, как она есть, надо обнажить её, очистить от них» (Клайв Стейплз Льюис)

«Ибо настоящая, глубокая истина истинна также и в сердцах людей,

а значит, её нельзя исказить ни при каком пересказе» (Кормак Маккарти)

Мы отвыкли видеть на плакатах кинопремьер библейские имена и повествования. Казалось, эпоха «Камо Грядеши» и «Бен Гура» прошла. Оказывается, не совсем, поскольку в этом году уже вышел фильм «Ной», которому и посвящена эта статья, а ещё в декабре ожидается фильм «Исход». Многие христиане обрадовались таким новостям и с большим нетерпением ожидали премьеры. Однако почти зразу после того, как фильм вышел на экраны, появилось множество статей о скрытой в фильме моральной «угрозе» для христиан и современного общества. Почему появилась подобная реакция?

Почему христиане увидели угрожающее искажение Библии, а многие зрители жалуются на скучный фильм с множеством спецэффектов, «ходячими камнями» и странными отношениями в семье Ноя? Но, с другой стороны, почему фильм имеет кассовый успех? Только ли из-за любопытства зрителей? О чём, собственно, этот фильм, если не о тексте из книги Бытия?

Даррен Аронофски в одном из интервью о фильме сказал, что для него история Ноя -- это вневременной миф, подразумевая символический и личностный аспект истории.1 Для него это не историческое описание событий, но рассказ о природе человека и мира, с которым себя может ассоциировать современный человек. Собственно, это и была цель кинокартины «Ной». Мы все живём в историях, поскольку каждый человек придаёт смысл своей жизни, помещая себя и окружающий мир в повествования, которые придают ценности и указывают цели человеческому существованию. Есть мифы личностные, есть национальные, а есть глобальные, но факт в том, что никто не мыслит себя вне истории. Именно поэтому истории, с которыми мы соприкасаемся, влияют на каждого из нас. Поэтому некоторые из историй нравятся, некоторые мы отвергаем, некоторые просто не можем понять. Одна из таких историй и есть фильм «Ной».

Все истории с чего-то начинаются. «В начале не было ничего…» говорит голос за кадром, а затем мы видим описание сотворения Земли и человека, который отвернулся от Бога и наполнил Землю злом (визуально это выглядит как распространение болезни по территории материков). Повествование подводит нас к потомкам Сифа, которые продолжали заботиться о творении. Таким образом, нам сразу же излагается ключевая проблема: Бог благ и Он создал благое творение, но выбор человеком противления Богу, ставит под вопрос всё хорошее. Затем мы видим убийство Тувалкаином Ламеха, противостояние сынов Каина сынам Сифа и укоренившееся этим событием в сердце Ноя отношение к людям. Бог создал человека по Своему образу, но Ламех и Ной понимают под этим заботу о творении, а Тувалкаин – эксплуатацию и уничтожение (земли, животных и людей).

Но какой образ Бога являет человек? Ответ прост – такой, каким он сам видит Бога. В фильме ответ намного сложнее. Тувалкаин считает, что Бог оставил творение и людей и пообещал лишь, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Он, будучи образом Бога, должен подчинять себе всё, поскольку человек и есть – бог. Ясно, что для Тувалкаина Бог – диктатор, сила – Его главное качество. Поэтому он сам убивает и берёт всё, что пожелает, и подобные ценности он передаёт впоследствии Хаму. Для Ноя Бог – Творец и хранитель творения. Он видит проблему в людях, поскольку ему открывается понимание греховности человека, и он, подобно Богу, «восскорбел в сердце» (Быт. 6:6). Боле того, сам Аронофски говорит, что Ной в фильме во многом визуализирует Бога зрителю, иллюстрируя Его скорбь, сожаление и отношение к людям, как к его детям.2 Ной знает, что Бог заботится о мире и для него благо мира выше его личных благ и даже его семьи. Именно поэтому он в «безумии», подобному потомку Аврааму, поднимает нож над своими внучками. Многие зрители увидели в борениях Ноя зло и ненависть, но мало кто со всей серьёзностью читает историю об Аврааме и принесении в жертву Исаака подобно Сёрену Кьеркегору в его произведении «Страх и трепет». Многие не до конца осознают, что история Авраама и многие другие истории в Писании проходят по грани того, что мы пониманием под «добром и злом». Фильм о Ное соединяет в себе образы многих призваний патриархов и пророков. Поскольку Бог является основанием нашего миропонимания, и наше представление о справедливости всегда будет идолопоклонством без Его вмешательства, нам нужно внимательнее присматриваться к поступкам и мотивации мужей веры, не равняя их по себе, а осмысляя их мотивы. Аронофски делает сильный акцент на синергию между Богом и Ноем, и показывает важность личного выбора патриарха, его участие в спасении мира и реакцию на происходящее.

Избрание Ноя – тяжёлый груз, который он несёт через весь фильм. Избрание для служения – это всегда богоявление через избранного, а Бог может проявиться только в жизни того, кто способен отойти и освободить место для Него. Несмотря на своё несовершенство, Ной именно такой человек, и хотя местами он выглядит как яростный, он скорее смиренный. Иронично, что для многих людей смирение стало равным слабости, на самом же деле это способность отстраниться от «себя». Именно смирение помогает Ною восстановиться в конце истории, так как он готов учиться познавать Бога и у детей (поскольку Ила его приёмная дочь). К сожалению, за шквалом эмоций персонажей, этот аспект фильма был многими незамечен.

Тема греха очень тонко раскрыта в фильме Аронофски. Адам и Ева избрали путь независимости и потеряли то, что имели. Тувалкаин озвучивает мировоззрение власти и покорения себе мира, построенное на осознании себя, как «равного» Богу. Подобную идею силы, независимости и права быть судьёй своему отцу (что символично может быть перенесено и на Бога) он передаёт Хаму. Также и падение стражей хорошо иллюстрирует то, что причиной их катастрофы есть гордыня, а именно – мысль о том, что творение способно лучше Творца реагировать на происходящее с людьми. В противовес Ной, осознавая греховность человечества, не ищет того, чтобы отобрать чью-то жизнь (это противоречит его жизненным принципам), но пытается понять действие Бога и следовать ему. Даже в своём «заблуждении» Ной ищет указаний и открыт к откровению Бога. Именно из-за желания Ноя познавать путь Творца фильм заканчивается «исцелением» Земли и семьи самого Ноя.

Одна из важных тем фильма – общение с Богом. В фильме Бог использует образы и чудеса, чтобы привлечь внимание Ноя и тех, кто его окружает, но Он никому не говорит прямо. Одной из причин такого изображения откровения Бога является близость нашему опыту, а второй – верность Писанию, которое часто рисует картины призвания как картины неуверенности и борьбы. Реальность – это всегда результат диалога человека и Бога, об этом и напоминает нам фильм. Важную роль играет личная ответственность и выбор Ноя, но не только его роль важна. Также Аронофски подчёркивает важность соборности, поскольку именно в общении с Мафусалом Ною открывается воля Бога, и раскрывается до конца в разговоре с Илой. Да и в целом фильм показывает, что наше представление о Боге – как корректное, так и ошибочное – формирует окружающее нас общество. В обществе ищущих воли Бога нуждается и Ной, хотя именно на нём и лежит ответственность за происходящее на земле, спасение «невинных» ради Нового мира. В истории Аронофски Бог постоянно вмешивается, но делает Он это ненавязчиво (проявив милость к внучкам, Ной видит голубя «мира», а произнеся благословение над семьёй, видит чудесные «радуги»), не всегда один человек способен увидеть всё, что делает Бог. И это хорошее напоминание нам всем, о нашей зависимости от «общества веры» и всепроникающей угрозы со стороны «общества зла».

Важно вспомнить несколько аспектов кинокартины, из-за которых поднялось много споров. Например, некоторые не совсем поняли роль змеиной кожи в фильме, приписывая ей чуть ли не оккультную пропаганду. Ной в заключение, как и его отец в начале, использует кожу змеи, к которой перед грехопадением прикоснулся Адам и передал ей часть своего света. Эта кожа символ мира до падения, её оставил змей, это кожа змея-творения, а не проявившегося в людях в полу-видении Ноя змея-искусителя. Кожа не случайно напоминает тфилин, поскольку они были призваны напоминать о благом Завете Бога и о верности Ему: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Вт. 6:4-9). Для Тувалкаина это трофей, для Ноя – связь с чистотой сотворённого мира, задуманной Богом в самом начале.

Многие «обвиняют» фильм в проповеди вегетарианства и экологической защиты. Но ведь это истины Писания, ведь сама книга Бытие свидетельствует о том, что разрешение на убийство животных (не ради жертвоприношения) появилось уже после потопа (Быт 9:1-7). Сначала было так: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:29-30). Кроме того, пророки предрекали: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:6-9), поскольку смерть творения это не замысел Бога, это последствие отступления человека. И в конце времён Бог восстановит мир между всеми представителями творения, а для смерти места не будет.

Многие смеялись или ругались по поводу стражей-ангелов. Но если посмотреть на их историю не с перспективы верности тексту, но с точки зрения отношений с Богом, то мы увидим следующее. Они вопреки Богу сжалились над падшими людьми, дав им большую власть над творением, что привело к ещё худшей катастрофе. В своей «жалости» они проявили гордыню и были покараны, соединившись с землёй и став смертными, хотя ранее были шестикрылыми херувимами из света. Однако в своём смирении и помощи Ною, они снова вернулись на путь послушания Богу, вплоть до готовности самопожертвования ради участия в деле Бога. Предводитель стражей Семияз перед смертью просит прощения, в результате он освобождён от своего заключения и принят Богом (как и все стражи, вставшие на сторону Ноя). Да, в книге Бытие такого нет, даже в псевдоэпиграфе «Книга Еноха» такого нет, но смысл этого сюжетного хода очень прост: Бог, которого изображает фильм, – Бог милующий, Бог справедливый. В оправдание сценария можно также вспомнить неоднозначность повествования о потопе в 1 Пет. 3:18-20, но смысл не в этом, а в создании повествования искупления с посланием, что даже у оставленного «навеки» есть возможность обратиться к Богу. Кроме того, главный принцип справедливости в Библии это возможность обращения кающегося (Иез. 18:21), что и иллюстрирует Аронофски в фильме. Да и сам Ной на протяжении кинокартины учит детей почитать Бога, чтобы услышать уже от них (от Илы), «благую весть», которую он «упустил» в процессе следования за Ним. Ной переживает покаяние в своём понимании Бога, внезапно он осознаёт в своей любви к внучкам отблеск любви Бога к людям, а не нарушение Его воли. Таким образом, Аронофски учит нас открытости к познанию Бога, открытости к ближнему, и осознанию того, что в справедливости Бога проявляется и Его милость.

Важно понимать, как об этом сказали и сами авторы сценария Даррен Аронофски и Эри Хэндел, что фильм Ной – это мидраш (толкование) на историю из книги Бытие.3 Мидраш, призванный показать нам близость опыта патриарха каждому из нас, показать важность вопросов справедливости и милости, греха и спасения, призвания и семьи. «Конец – это только начало».

1 Даррен Аронофски: «Голливуд 50 лет избегал библейских историй», (13.04.2014.)http://www.kinopoisk.ru/interview/2379010/

2 Sarah Pulliam Bailey, Q&A: ‘Noah’ director Darren Aronofsky on justice vs. mercy, (13.04.2014.)http://www.religionnews.com/2014/03/24/interview-director-darren-aronofsky-on-justice-vs-mercy-in-noah/

3 Paul Brandeis Raushenbush , Noah: A Midrash by Darren Aronofsky and Ari Handel (Interview) (14.04.2014.)http://www.huffingtonpost.com/paul-raushenbush/noah-the-movie_b_5022132.html

Денис Кондюк


Количество просмотров 1843
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна