Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | В мире теней...

"Стань же, если хочешь, на ровном месте и вели поставить вокруг себя сотню зеркал. И увидишь, что один твой телесный болван владеет сотнею видов, зависящих от него. А как только отнять зеркала, вдруг все копии скрываются в своей исконности, или оригинале, будто ветви в зерне своем. Однако телесный наш болван и сам единая только тень истинного человека. Эта тварь, будто обезьяна, образует яйцевидным деянием невидимую и присносущую силу и божество того человека, которого все наши болваны суть, как бы зерцаловидные тени, то являющиеся, то исчезающие, а истина Господня стоит неподвижна вовеки, утвердившая адамантово своё лицо, вмещающее бесчисленный песок наших теней, простираемых из вездесущего и неисчерпаемого недра её бесконечно".
Г. Сковорода «Диалог или разглагол о древнем мире».

Мы живем в мире теней. Мы имеем дело с отражениями и даже отражениями отражений. Этих отражений тьмы тем. Этот мир трудно назвать таким уж настоящим, хотя многое в нем можно основательно прощупать.

Когда мы находимся в театре теней, то мы даем себе отчет, что видим перед собой лишь отображения подлинных предметов, которые, вследствие нехитрых светоэффектов проецируются на стену или специальный экран. Хотя, если сюжет нас поглощает, мы можем настолько в него погрузиться, что на некоторое время совсем забыть об иллюзорности того, что мы видим. Сюжет под названием «жизнь» очень увлекает – так что никто не замечает, что живет в царстве иллюзий, сам являясь фантомом. Не могу не привести для примера знаменитый миф о пещере Платона. Вот характерный отрывок:  

«...Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
— Это я себе представляю.
— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.
— Странный ты рисуешь образ и странных узников!
— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?
— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?
— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?
— То есть?
— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
— Непременно так...».
Платон «Государство»

А вот в «Желтой стреле» В. Пелевина, пассажиры поезда идущего к разрушенному мосту, не дают себе отчет, что едут в поезде. Им кажется, что это и есть подлинная жизнь и подлинная реальность. Тех, кто начинает заговаривать об этом, отказываются даже слушать, принимая за сумасшедших.

Кто-то скажет: но мы то настоящие, мы же дышим, чувствуем, любим, страдаем -  мыслим, в конце концов. 
 Вот он я! Мыслю – следовательно существую; существую – следовательно мыслю! А еще чувствую, щупаю, осязаю! 
Но кто может поручиться, что мыслю правильно? Или что органы чувств меня не обманывают? Давайте вспомним культовый фильм «Матрица», главный герой которого вроде как бы мыслил, чувствовал, но это не уберегло его от принятия царства теней за реальность.

Да, действительно человек – самое объективное существо эмпирического мира, поскольку осознает свое собственное существование и дерзает что-то говорить о той же самой объективности. Человек объективен, поскольку осознает субъективность своего собственного (объективного) существования. Но, при этом, человек остается сложнейшим многоэтажным существом, с множеством коридоров, галерей, комнат, кабинетов и секретных чуланов. В сумасшедшем ритме современной жизни человеку приходится постоянно примерять самые различные социальные роли, как хамелеон менять свою расцветку в тех или иных ситуациях, приспосабливаться под определенные условия, лавировать между разными сферами влияния, метаться между различными идентичностями. Как здесь определить самого себя и смысл своего собственного существования? Кто я, и куда двигаюсь? Что является моим внутренним стержнем? Где я настоящий?

У христиан есть заготовленный для этого ответ: человек сотворен Богом и носит в себе Его образ. Но что это значит? Это значит, что внешнее наше я, как было сказано Г. Сковородой, не является подлинным, именно поэтому оно неуловимо, так как постоянно меняется. Неизменным остается тот внутренний стержень, который мы часто называем личностью. Именно христианство понятие "личность" вознесло на немыслимую высоту. 
Приведу цитату русского философа П. Флоренского:
«Существо же человека есть образ Божий, и потому грех, пронизывая собою всю самосозидаемую “храмину”, по Апостолу, личности, не только не служит выражению вовне существа личности, но, напротив, закрывает это существо. Явление личности отщепляется от существенного ее ядра и, отслоившись, делается скорлупою».
П. Флоренский «Иконостас»

Человеку вполне комфортно и безопасно пребывать в скорлупе, но это мнимое существование. Наша жизненная задача – искать в себе Настоящее и жить подлинной жизнью, которая возможна только в гармонии с Творцом. Творение без Творца есть тление – медленное разложение, конец которого известен заранее. Мы называем это страшным словом смерть, которая нередко вносит серьезные коррективы в человеческие планы.

Итак, Бог не так далек, как кажется, частица Его находится в каждом из нас, Открою секрет: Его частица находится даже в тех, кто нам решительно не нравится, в тех, кого мы на дух не переносим. Грех, который поразил нашу природу, мешает нам Его разглядеть. Да что там Его, он мешает нам разглядеть нас же самих. Грех вынес окончательный и бесповоротный смертный приговор человечеству. 
Но нашелся Тот, Кто решил эту проблему раз и навсегда. Он тоже был из плоти и крови, тоже зависел от времени и обстоятельств, но что-то в Нем подкупало простых людей. Было в Нем что-то такое, что не прекращает будоражить людские умы до сего дня. 
И я знаю почему – на кресте истекала кровью отнюдь не тень…

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф   

Количество просмотров 2285
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна