| |
Поиск по сайту:
|
||
«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Кому нужно единство?«Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13) Эти слова апостола Павла стали девизом нынешней «Недели молитвы о единстве христиан», которая проходит во всем мире ежегодно с 1908 года. Мне кажется, это очень хорошая молитвенная нужда. Лично мне как-то слабо верится, что Бог пришел в этот мир и принял муки и страдания для того, чтобы Его Тело раздробилось на множество конфессий, каждая из которых называла бы остальные «отступниками от истины», претендуя на монополию на Христа. Сам Христос молился в Гефсимании: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» (Иоанна 17:21). Церковный раскол – это трагедия и виной тому человеческий фактор, который имел место уже в апостольские времена: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов"» (1 Кор 1:10-12).
Каждая конфессия уверена в своей правоте и, наверное, это правильно, то, что ты любишь – самое лучшее для тебя. Но ни одна конфессия не обладает полнотой истины по определению. Вообще, ни один человек на земле и ни одна человеческая организация не владеет полнотой истины, потому что все земное посюсторонне, а Божественная реальность потустороння. Да, Церковь – не вполне человеческая организация, но до брачного пира с Женихом ей еще очень далеко. Слово Божье только приоткрывает завесу Тайны. Даже в понимании Писания, человек принципиально ограничен многими факторами: культурным, ментальными, социальными, интеллектуальными и мн. др. Бог являет миру свое откровение и ложится оно на разную почву. Что до исторических церквей, то, как мы знаем, они прочно стоят на фундаменте незыблемой Традиции, но и им отчего-то приходится за многое извиняться, значит не так уж надежен данный фундамент. И здесь без человеческого-слишком-человеческого фактора обойтись не удалось. Разделение Церкви – это объективная данность и от этого никуда не уйдешь. Вопрос только в том, нужно ли с этим мириться, и есть ли хоть малейший шанс что-то изменить? Нужно сказать, что в каком то смысле, конфессиональное разнообразие несет положительную функцию. Во-первых, конкуренция способствует развитию (да, мы живем в испорченном мире, и этот рыночный принцип работает даже в отношении церкви), а, во-вторых, большего числа людей можно достичь: тут есть место и мистикам, и эстетам, и рационалистам, и представителям субкультур. И все было бы хорошо, если бы в этом разнообразии достигалось, пусть не дружеское, но просто элементарно уважительное отношение. А тут в рамках одной конфессии разворачиваются нешуточные «холивары», что уж говорить о межденоминационных противоречиях. Сегодня довольно модным стало слово «экуменизм» (от греч. ούκουμένη обитаемая земля, вселенная) – это движение за сближение и объединение различных христианских конфессий. В этот термин вкладывают совершенно разное значение, для одних это ругательное слово, которое неизбежно приводит к потере идентичности, унификации, размыванию границ, беспринципности, всеядности и релятивизму. Другие же полагают, что только через экумению Церковь сможет выжить в это непростое время, только действуя сообща, она способна отвечать на вызовы современного секулярного общества. Иногда, когда мы молимся, то просим у Бога абстрактные вещи. Вот что мы ожидаем, когда совершаем молитву за единство христиан? Это просто очередные дежурные слова, за которыми ничего не стоит? Я однажды задался вопросом: а что, если Бог ответит? Хотим ли мы на самом деле этого единства? Готовы ли мы к нему? Молитва обычно должна подкрепляться действием, если речь идет о том, что может от нас зависеть. Единство христиан - это как раз то, что зависит от каждого. Какие шаги мы сделали для этого? Сегодня никто не говорит о слиянии множества церквей в одну мегацерковь, никто не говорит о смешении богословий и стилей поклонения Богу. Давайте научимся поначалу просто разговаривать друг с другом. А это очень даже немало. Мы не умеем элементарно слушать друг друга, мы не делаем даже попыток друг друга понимать. Зачем? Для нас и так все ясно. Мы разделили мир на своих и чужих, и нам нравится пребывать в такой системе координат. Опасен ли христианский экуменизм? Можно ли на самом деле потерять идентичность? Могу сказать, что идентичность можно потерять и сидя на одном месте. А может мы ее еще и не обрели? А я вот что скажу, общаясь с другими, ты не только не теряешь собственной идентичности, но и способен лучше понять самого себя, ты получаешь уникальную возможность посмотреть на себя и свою конфессию со стороны. Иногда чрезвычайно полезен и критический взгляд на свою церковь, когда ты начинаешь понимать, где у нее находятся слабые места (а они есть у всех). В противном случае, ни о каком развитии речи быть не может Итак, молитва за единство христиан это очень благое дело, Церковь Христова едина, все перегородки и стены выстраиваются людьми: «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ефесянам 4:5). Да, мы очень разные, находимся под разными юрисдикциями, верим, молимся, поклоняемся по-разному, даже Бога воспринимаем, порою, каждый по-своему.
Христос не разделился, напротив, Он собирает верных Ему возле креста. Самое время помолиться и подать друг другу руки. Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Количество просмотров 1436
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |