Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Краткая история души

Равази Джанфранко. Краткая история души /Пер. с ит. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2012

Первое, что хочется сказать после прочтения этой книги, что сам замысел и его воплощение весьма необычны. Появление книги, как это формулирует Равази (кардинал, председатель Папского совета по культуре, Папской Комиссии по культурному наследию Церкви и Папской комиссии по священной археологии, знаменитый своим высказыванием о мафии, как об антихристианской субкультуре), обусловлено вызовом мира, «который потерял душу». Поэтому автор говорит, что книга может быть обречена на провал. Но, несмотря на это, он ставит перед ней достаточно высокие цели: помочь человеку вернуть утраченную душу, показать путь к ее новому обретению, или, наконец, показать необходимость встать на путь обретения души.

Кардинал Равази приглашает читателя в особое символическое путешествие в поиске «горизонтов души». Структура книги – это точки маршрута, который должен быть пройден, чтобы дойти до цели путешествия. Поэтому четыре части книги названы: Горизонт, Источники, По течению, Устье.

Путешествие начинается в дальних краях первобытного мышления, в котором находятся корни понятия души: человеческий опыт жизни и смерти, опыт сна и сновидения, религиозный опыт. а завершается в устье современности. Отталкиваясь от этих трех начал, автор постепенно вводит читателя в развитие человеческих представлений о душе, раскачивающихся подобно маятнику от признания только за ней единственной ценности до полного ее отрицания.

Лейтмотивом и главным смыслом всей книги является то, что «величие человека в том, что он есть вместилище души»1.

Большое внимание автор уделяет рассмотрению символов, с помощью которых в разное время давались различные ответы на такие вопросы, как «Что такое душа?», «Закончилась ли эпоха души?».

Путешествие ведет нас от мифологических представлений к религиозным верованиям и от философских концепций к художественным образам. Образы души в искусстве раскрывают напряженный драматизм, запечатленный в произведениях живописи, литературы, в скульптуре.

Это не энциклопедия и не полный обзор произведений, так или иначе касающихся вопроса души человека (а может ли искусство пройти мимо этого?). Автор не претендует на глубокую проработку даже тех произведений, которые рассматривает в своей книге. Он говорит, что в таком случае книга была бы объемом, как всемирная история литературы (от себя добавлю, что, скорее, как вся мировая литература).

Джанфранко Равази, конечно, не единственный и не первый, кто пытается обобщить представления о душе человека. Достаточно вспомнить «О духе, душе и теле» архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, произведения Николая Бердяева, Герберта Спенсера и т.д. При этом книга Равази оригинальна, как по подходу к исследованию, так и по кругу «смежных» вопросов, которые она затрагивает.

Первобытный мир, Древний Египет, Месопотамия, Индия, Древняя Греция, Аравия, Рим, Средневековье, Новое время, Современность проходят перед нами как берега реки, по которой мы свершаем путь вместе с автором. Философы, писатели, богословы, литературные персонажи, вроде бы известные ранее, раскрываются по-новому, по-другому с точки зрения их души, с точки зрения их представлений о душе, о жизни и смерти и жизни после жизни. «На палубу нашего символического судна взойдут исторические личности и поэты, мистические персонажи и утонченные мыслители. Ведь тема души занимала не только философов: мимо нее не могли пройти ни поэзия, ни мифология, так что по этому сложному маршруту нас поведут разные фигуры»2.

Автор не бесстрастен и не боится высказывать свое отношение к рассматриваемым взглядам, мнениям и убеждениям. Поэтому сам неоднократно предупреждает, что он не претендует на объективность. Есть в книге и весьма спорные утверждения, что делает ее в какой-то степени еще интереснее. Тем не менее, к теме исследования Равази относится очень корректно, можно даже сказать с нежностью, что проявляется прежде всего в аккуратном подборе цитат, в том числе таких авторов, которые русскому читателю не особенно известны.

Главным источником всех рассуждений Джанфранко Равази всегда является Библия, даже когда он об этом и не говорит или когда даже пишет на темы, далекие от библейских. «Краткая история души» - это книга прежде всего богослова и богослова – христианина. При этом, строго говоря, назвать книгу богословской монографией было бы сложно, поскольку в ней много философских, литературоведческих и апологетических моментов.

Основную ценность рассуждений и представлений о душе он находит именно в христианстве, которое уникальным образом создает телесное и духовное единство в главном творении Бога – Человеке. Душа, праведность, бессмертие – эти понятия для автора неразрывно связаны. Новозаветное богословие, в том числе на примере Святого Апостола Павла, Богочеловечество Иисуса Христа, – вот где обретается смысл понятия души. Библейская антропология, библейский микрокосм человека воплотились в понятия и представления, развитые и переосмысленные ранними христианскими авторами, затем схоластами, а затем и последующими поколениями богословов. Все это складывается в пеструю мозаику «парадоксальной сложности, которая рождена из первоначальной простоты и ясности»3. Поэтому центральной, главной частью книги является, конечно описание души с библейских позиций, хоть и не однородных по своему содержанию. Библейский источник явно противопоставляется источнику, берущему начало в греческой философии, хотя их взаимосвязь отнюдь не отрицается.

Тем не менее, есть один момент, который разочаровывает. Автор практически ничего не говорит о русской литературе, русском искусстве, русской философии, для которых душа человека – важнейшая тематика. Но, может быть, нас еще ожидает путешествие по океану русской души, а кто поведет читателей в это путешествие уже не так важно. Впрочем, автор не претендует и на «всемирый» охват, неоднократно говоря о западной культуре.

Завершается книга в устье современности рассмотрением (тоже очень кратким, пунктирным) современных научных и околонаучных концепций, объясняющих мышление, сознание и субъективный, внутренний мир человека. Но без понятия души и они утрачивают свой смысл. Для автора современность – это мир, стремительно теряющий душу (хотя уже Ксенофан высмеивал представления о душе, например, Пифагора). А с утерей души человек теряет то, что и делает его человеком.

Закончить рецензию хочется словами самого Джанфранко Равази: «В мире, в котором мы живем, все выступает против души «прославляющей», способной к трепету, видящей надмирный свет, стремящейся к полноте любви. Значит, надо разбудить, очистить, освежить душу, которая есть дух, совесть, разум и любовь. Она не может помутнеть или раствориться в пустоте, исчезнуть во времени и вещах»4.

1 С. 131
2 С. 112
3 С. 72
4 С. 301

Данила Гонтарь, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Количество просмотров 3604
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна