Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Эти опасные метафоры


"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко          






"Мысль изреченная есть ложь"
Ф. В. Тютчев

Когда мы дерзаем говорить о Боге и духовном мире, мы всегда должны осознавать условность всего, о чем мы говорим. Все, сказанное нами, может быть использовано против нас (причем нередко нами же самими). Нужно обладать нешуточной самонадеянностью, чтобы полагать, что я могу описать словами реальность, которую никогда не видел и которая в бесконечное число раз превышает мое собственное сознание.

Описывая духовную реальность, мы ходим по очень тонким граням. Каждое резкое движение может стать фатальным – мы можем потерять искомый смысл, можем создать мысленный идол, впасть в ту или иную крайность или ввязаться в беспредметный спор. Нередко такие споры заканчиваются взаимными анафемами.

Дело в том, что наш язык принципиально ограничен и недостаточен, чтобы говорить о Боге Вседержителе и Его Царстве. Наш разум не способен даже постичь то, что никогда не видел, не говоря уже о том, чтобы это описать.
Я бы даже сказал, что весьма странно, что мы вообще можем хоть что-то говорить о духовной реальности. Это величайшее чудо из чудес. Бог являет нам Свое откровение и дает нам право о Себе рассуждать. Каждая личная встреча с Богом абсолютно уникальна и неповторима. Трудно описать ее словами. Но мы пытаемся это сделать. И каждая попытка имеет право на существование. Вопрос заключается только в том, пытаюсь ли я навязать свой личный неповторимый опыт другим.
Но как описать словами то, что описать невозможно?

Нам на помощь приходят риторические фигуры: метафоры, метонимии, аллегории, гиперболы, перифразы и мн. др. Эти фигуры активно используются в Слове Божьем, в котором обычным человеческим языком описывается Божественное откровение, данное определенным людям на протяжении истории. Эти люди описали Божье откровение как могли. Воля Божья была такова, чтобы уникальные откровения, которые были даны именно этим людям, были собраны в одну книгу, которая была названа Священным Писанием.

Остановим свое внимание на метафорах.
С помощью метафор, мы делаем попытку назвать то, что никогда не видели и чему нет эквивалента в реальности и, соответственно, в нашем языке. Мы верим и знаем, что есть Единый Бог Вседержитель, Который является абсолютно иным, чем мы. Но чтобы описать Непостижимого и Неведомого Бога нам нужно использовать вполне себе человеческие понятия и образы. Других у нас просто нет. Эти понятия и становятся метафорами. Но они не тождественны самому Богу.
Метафора – это инструмент, попытка или способ изъяснить невидимое через видимое, неизвестное через известное.
В этом смысле метафора всегда недостаточна и даже двусмысленна. Ее никогда нельзя принимать за чистую монету. Это всего лишь намёк на что-то. Она как бы зависает между Небом и землей. Она уже не земля, но точно еще не Небо. Всегда существует риск впасть антропо-социо или любой другой морфизм.

Часто наши богословские споры ведутся вокруг значения метафор, т. е. мы разный смысл в них вкладываем и поэтому не можем друг друга понять. А иногда спорим о том, является то или иное слово метафорой или его следует понимать буквально. Иногда богословы сознательно или бессознательно жонглируют смыслами, произвольно наделяя слова разными значениями. Что-то они принимают за метафору, а что-то нет и не всегда понятно по какому принципу это делается. 

Например, свойственны ли Богу чувства, подобные человеческим чувствам? И да и нет.
Библия говорит, что мы созданы по образу и подобию Бога, значит что-то нас должно роднить, может это как раз чувства? Но ведь чувства - это признак динамичности и изменчивости. А разве Бог меняется? А еще чувства - это реакция на изменения реальности вокруг нас, а разве реальность для Бога меняется? Он же знает абсолютно все. Тем не менее, Писание буквально кишит описаниями чувств Бога, в том числе таких неоднозначных чувств как гнев, ненависть, ярость, ревность и т. д. Где-то Бог вообще меняет Свои решения, что не может не удивлять.
Вроде логично было бы сказать о беспристрастности Бога, но это ведь тоже человеческое чувство.
Отсюда, нам следует понять, что описания чувств Бога - это ни что иное как риторический прием. И мы не можем от этих приемов уйти, иначе мы о Боге и слова не сможем сказать.

Буквально сегодня в пространствах Интернета увидел такую вот интересную цитату Клайва Льюиса: 
"Представим себе галилейского крестьянина, который искренне верил, что Христос в самом прямом смысле слова сидит по правую руку от Отца. Если он отправился в Александрию и выучился философии, он узнал, что у Отца нет правой руки и Он не сидит на троне. Но изменило бы это хоть немного его отношение к тому, во что он верил и чему следовал в пору своего простодушия? Если только он не дурак (что совсем не обязательно для крестьянина), главное для него -- не конкретные детали небесных чертогов. Главным было другое: он верил, что Некто, Кого знали в Палестине как человека, победил смерть и теперь Он -- главный помощник Сверхъестественного существа, правящего всем на свете. А эта вера устоит, сколько ни убирай примитивные образы. Итак, у современных взрослых христиан нелепость образов не свидетельствует о нелепости мысли" (Клайв Степлз Льюис "Чудо")

Приведу еще пример: в прошлой статье я выразил мысль о том, что Бог верит в человека и это стало поводом для дискуссии. Читатели стали спрашивать: как же это так, разве Бог может верить? Он же все знает! Но это, опять-таки, только лишь риторическая фигура. Я уже не говорю о том, что мы разный смысл можем вкладывать в понятие «вера». 

Используя человеческие понятия, мы пытаемся сделать Бога доступным, своим, человечным, к нам снисходящим. Можно в этом деле, конечно же, переусердствовать и представлять Бога как некоего сверхчеловека. Но нельзя забывать, что каждый атрибут Бога принципиально условен. 

С другой стороны, нельзя впадать в голую и холодную апофатику, предпочитая о Боге вообще ничего не утверждать. Бог не только позволяет, но как выразился один мыслитель, заставляет нас говорить. Слово о Боге – это величайший творческий акт. Это огромная прерогатива человека. Это очень ответственно. Каждое слово имеет силу и вес. Но не всегда слова претендуют на абсолютный смысл. 

Метафоры, они - живые и динамичные. Каждый человек усматривает в них что-то свое. Смысл метафоры может меняться, в зависимости от культурного и временного контекста. Не всегда нам будет просто договорится друг с другом о значении того или иного слова. Но не стоит делать из этого проблему мирового масштаба, объявляя тем, кто верит иначе «священные войны». 

Из всей гаммы человеческих чувств, есть одно, которое ярко выделяется и даже отождествляется с Самим Богом – это любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).
Это уже больше, чем метафора. Это сама жизнь, ее смысл и ее суть. Любя, мы уподобляемся Богу, являя Его образ.

Если будем любить по-настоящему, то ни времени ни желания на бесконечные споры уже не останется, а разнообразие смыслов мы сможем посчитать только за благо. 

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф  


Количество просмотров 2485
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна