Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Мы не рабы, рабы не мы

"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко        

И хочется простить мне остряков, в пространство бросивших: "нет, не рабы мы"...
Ю. Шевчук

Это потрясающее время. Мы живем с вами во времена невиданной социальной свободы. Человеческая и жизнь и права человека стали основополагающими ценностями.  
Никогда раньше такой свободы не было. Каждый человек имеет возможность реализовывать себя. Люди могут решать свою судьбу, это касается как выбора профессии, так и обустройства своей личной жизни. Папа уже за тебя ничего не решает, ты даже можешь подать в суд на папу, и он перестанет быть твоим папой. А ведь рабство и крепостное право было еще буквально вчера. Еще вчера женщина не имела никаких прав и гнула спину под гнетом всеобъемлющего патриархата. 
Человек волен свободно выражать свои мысли, быть несогласным с правящей идеологией, верить во что угодно или не верить ни во что. 
Разве кого-то тяготит такое состояние?

Человек имеет право на частную собственность и, обладая недюжинными способностями,
 может себе позволить, если не роскошную, то очень даже комфортную жизнь. Благо, устройств для создания комфортной жизни становится все больше, и они с каждым разом удешевляются.

Теперь нет никаких ограничений, чтобы путешествовать буквально по всему миру. Красота, что тут еще скажешь!

Жить стало лучше, жить стало веселее. Согласитесь, точно веселее, чем при жизни автора сих строк. Как можно скучать, если под рукой всегда телевидение и Интернет, ну и всякие гаджеты, напичканные приложениями, играми, фильмами, клипами, музыкой, картинками и многим другим? Какое одиночество, если есть социальные сети, форумы и чаты? Есть машины, велосипеды, мотоциклы, скейт, ролики. Это для хлюпиков? Тогда есть альпинизм, парашютный спорт, дельтапланеризм, сёрфинг, сноуборд, дайвинг, гонки и многое другое. Даже фраза «если очень захотеть – можно в космос полететь» теряет свое переносное значение.

Весь мир - твой, делай, что хочешь, только не ступай на территорию другого человека, будь толерантным к любой форме реализации желаний и фантазий людей, пусть эти фантазии и кажутся тебе больными.

То, о чем грезили великие мира сего – художники, поэты, философы, случилось. Это ли не счастье человечества? Да, не все народы еще вкусили всю прелесть либерального однополярного устройства мира. Но это, надо полагать, всего лишь вопрос времени. Это и есть конец истории, как изволил выразиться Фрэнсис Фукуяма. Правда, сам он успел уже усомниться в своих выводах.

Но мы, верно, и не заметили, как из одного рабства перешли к рабству совсем другому. Это рабство гедонизма и прагматизма. Это рабство бесконечного потребления.

Мы уже забыли кто мы. Мы уже забыли даже задаваться вопросом: кто мы? Скажу больше: сейчас даже как-то и неприлично задаваться вопросом: кто мы?  
- С тобой что-то не так? У тебя черная полоса жизни? Или у тебя депрессия? Может, тебе к психологу обратиться? Может, ты стал сектантом?

В сытые времена как-то не с руки задаваться вопросами о Смысле. Всяческие религиозные сентименты – это, знаете ли, для бедных.

Похоже, марксова идея ликвидации религии более близка к осуществлению в условиях капитализма.

Еще в начале века писал русский философ Семен Франк: 
"По-видимому, умение «устраиваться в жизни», добывать жизненные блага, утверждать и расширять свою позицию в жизненной борьбе обратно пропорционально вниманию, уделяемому вопросу о «смысле жизни». А так как это умение, в силу животной природы человека и определяемого им «здравого рассудка», представляется самым важным и первым по настоятельности делом, то в его интересах и совершается это задавливание в глубокие низины бессознательности тревожного недоумения о смысле жизни. И чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни".
С. Л. Франк «Смысл жизни».

Вопросы о смысле заслонили различные суррогаты. Ведь не может же еда и удовлетворение прочих естественных и противоестественных надобностей быть смыслом жизни. Все-таки мы не животные. 
Или животные?

Миру явилось другое рабство, разрушающее дух человека. 
За кормежку покупается твоя лояльность, создается видимость участия человека в политических процессах, хотя сам человек так и остается лишь частью молчаливого большинства. А всем на самом деле управляет большой капитал.

Это называется свободой? Но свобода – это осознанная необходимость, писали философы. А в чем необходимость? И что осознавать нужно? Куда двигаться? За всеми? В пропасть? Спасибо, не надо. 

Это свобода воробышка, который залетел в узкую форточку и безнадежно бьется изнутри о стекло. Ему невдомек, что выход очень простой, что нужно найти форточку. Он не в клетке, нет никакого тирана – того кто его заключил и не выпускает, он сам сюда попал и всё в его, пусть не руках, но крыльях. Да, мир перед его глазами, он может наслаждаться его красками, но он не свободен. 

Я видел такого воробушка в заброшенном помещении, он упорно боролся со стеклом, мы хотели снаружи ему как-то помочь, но нам так и не удалось указать ему путь к форточке. Через несколько дней я увидел тушку этой бедной птички... 
- Глупый воробушек, - скажете вы. 
- Глупый человек, - я вам отвечу. Он тоже возомнил себя свободным, тоже топчется на месте, кушает прах и не желает найти простой выход. А выход совсем рядом, но мы его не замечаем, ведь все наше внимание занято тем, что тленно. Тем самым, мы отдаем свою душу на попрание, а это с неизбежностью ведет к смерти. Про физическую смерть все знают. Но хуже смерть духовная. Это когда мы мертвы еще не умерев. 

Семен Людвигович Франк продолжает:
"Нет, от вопроса о смысле жизни нам - именно нам, в нашем нынешнем положении и духовном состоянии - никуда не уйти, и тщетны надежды подменить его какими-либо суррогатами, заморить сосущего внутри червя сомнения какими-либо иллюзорными делами и мыслями. Все кумиры, соблазнявшие и слепившие нас прежде, рушатся один за другим, изобличенные в своей лжи, все украшающие и затуманивающие завесы над жизнью ниспадают, все иллюзии гибнут сами собой. Остается жизнь, сама жизнь во всей своей неприглядной наготе, со всей своей тягостностью и бессмысленностью, жизнь, равносильная смерти и небытию, но чуждая покоя и забвения небытия. Та, на Синайских высотах поставленная Богом, через древний Израиль, всем людям и навеки задача: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие; избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», -эта задача научиться отличить истинную жизнь от жизни, которая есть смерть, понять тот смысл жизни, который впервые вообще делает жизнь жизнью, то Слово Божие, которое есть истинный, насыщающий нас хлеб жизни, -эта задача именно в наши дни великих катастроф, великой кары Божией, в силу которой разодраны все завесы и все мы снова «впали в руки Бога живого», стоит перед нами с такой неотвязностью, с такой неумолимо грозной очевидностью, что никто, раз ощутивший ее, не может уклониться от обязанности ее разрешения".

Не верьте сердцебиению, это еще не признак жизни.  

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф  


Количество просмотров 1933
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна