Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

В. Убейволк: Похвала не пахлава

Слышал как-то, что мир держится на четырех китах: власти, сексе, деньгах и славе. То есть, многое из того, что совершается в мире, совершается исходя из этих мотивов. Когда я говорю «в мире», то подразумеваю в первую очередь ту атмосферу, которая часто называется «мирской», «светской», «бездуховной», «плотской», «греховной». Иные говорят, что эти киты в первую очередь относятся к мужчинам, что именно мужчины заинтересованы и обуяны жаждой власти, сребролюбием, плотских сексуальных утех и поиском славы. С этим можно и поспорить, но не в рамках этого эссе. Здесь я бы не хотел рассматривать эти вопросы с гендерной перспективы, и во вторых, я хотел бы остановиться лишь на одном из этих «китов». В моем блоге уже есть несколько статей о власти и ее проявлениях в христианских кругах, кое-что было сказано о сексуальности человека. А вот две темы остались мной почти не затронуты: жажда денег и славы. В этот раз обращу свое (и ваше) внимание на такой феномен как тщеславие.

Словарь Даля определяет тщеславие как свойство человека, выражающееся в жадном поиске мирской славы, стремлении к почету, похвалам, в потребности признания окружающими его мнимых достоинств, и склонности совершать добрые дела ради похвалы.

В христианстве тщеславие считается греховным, неприемлемым и издревле его приравнивают к гордыне. И есть для этого серьезные основания. В первую очередь – это целый ряд библейских стихов, некоторые из которых приведу здесь.

Ис.48:11 «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание [на имя Мое]! славы Моей не дам иному».

Иоан.5:44 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?».

Деян.12:21-23 «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: [это] голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер».

1Фес.2:6 «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других».

Это только четыре отрывка из великого множества, содержащихся в текстах Священных Писаний. Из всех видно, что Бог весьма ревниво подходит к вопросу, когда слава и поклонение, которых достоин только Он, люди отдают истуканам, идолам, другим людям, самим себе…

Библия полна ссылок на антонимичное тщеславию понятию – смирение. Именно смирение является истинной христианской добродетелью. И в этом нет ничего нового. Это вам скажет любой ученик воскресной школы. Что же особенного собираюсь я сказать?

Сказать… утверждать… вряд ли… скорее – поставлю вопросы.

Во вторых, практическая христианская жизнь вынуждает задуматься над вопросом тщеславия.

Является ли современный комплимент эквивалентом славы? Если один христианин выразил другому свое довольство проделанным служением, если сказал: «молодец, спасибо, хорошо справился!», это – слава? Если молодой проповедник после сказанной проповеди подходит к своему наставнику и спрашивает: «как у меня получилось? Вам понравилось? Это было то, что нужно?», это – поиск похвалы? Если поседевший служитель под занавес своей жизни спрашивает сам себя или близкого друга (или жену): «а то, чему я посвятил свою жизнь, хоть кому-то было нужно? Ведь мне за мою жизнь никто даже и спасибо не сказал», это – это тщеславие?

Думаю, что большинство уверенно скажут: «да, что же в этом плохого? Это нормальные человеческие переживания?». И я пока не буду спорить. Я лишь хочу проследить за динамикой развития этого феномена в родном мне городе Кишиневе.

В середине девяностых (равно, как и ранее) вообще было не принято делать какие-либо комплименты в церквях. Бытовало мнение, что высказав кому-то похвалу, ты лишил человека венца славы, который он должен был бы получить от Господа в вечности. Никто толком не знал, что такое «венец славы», но все знали, что он упоминается в Писании. В молодежи даже шутка бытовала: «давай у него венец отберем». Это значило, что после сказанной проповеди начинающим проповедником, его друзья могли в шутку подойти к нему после собрания и начать с максимальной иронией говорить: «слава тебе, великий проповедник, спасибо тебе». Этим самым, они сбивали с его головы венец славы. Вот в данную минуту пишу это и улыбаюсь, вспоминая эти ситуации. Так все было наивно… Но, если серьезно, то было непринято хвалить, подбадривать, благодарить за служение. Объяснялось все это очень просто – «чтобы не возгордился». В случае же, если такие реплики вырывались из уст «новоприбывших», не знавших устоев церкви, тот, в чей адрес прозвучала похвала, должен был незамедлительно сказать: «это – не от меня, это – от Господа, Ему – слава!».

Постепенно обычная человеческая благодарность вошла в норму. Стало допустимым выражать свои позитивные эмоции. Люди все чаще и чаще подходили друг к другу и говорили: «нормально, молодец, меня коснулось, спасибо за служение, благодарен Богу за вас, что я бы без вас делал». Большинство постепенно стали четко разграничивать славу, которая принадлежит только Богу от одобрения и похвалы дружеской. И даже библейское обоснование нашлось – Рим.2:6-8 «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев». То есть, есть две категории людей: 1- постоянные в добрых делах, ищущие в этом славу, честь и бессмертие, и им предназначена жизнь вечная; 2- упорные, не покоряющиеся истине, и их участь – ярость и гнев Божий. Значит, искать славы в добрых делах не является нарушением Божьих постановлений.

Шло время. И во многих местах стало уже неприличным не благодарить точно так же, как раньше было неприлично высказывать свою благодарность. Это стало вполне нормальным явлением. На этом фоне появляется целый пласт новых людей, воспитанных в духе общего признания заслуг друг друга. Стоит добавить, что как грибы стали расти «великие апостолы», принимающие не только благодарности, но и фактическую славу. При их появлении трибуны ликуют, заходятся в «духовном экстазе», одаривая их аплодисментами. Появляясь в лучах прожекторов, когда массы сидят в полутемных залах, они наслаждаются моментом. И, естественно, на их фоне обычная благодарность кажется такой же невинной как поцелуй младенца.

Так в чем же подвох? – спросите вы. Вернусь к определению Даля: склонность совершать добрые дела ради похвалы – вот она, та болезнь, которая заражает сегодня многих. «Если я активно участвовал в каком-либо проекте, а меня не отметили, меня публично не похвалили, то я, конечно, могу еще раз помочь, но пусть они не ждут, что я это сделаю с большой радостью» - так не думает, но именно так себя ведет тщеславный человек. Самое страшное наказание для него – остаться незамеченным. Его облик, глаза, тело кричат за него: «ОБРАТИТЕ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ. Я – КЛАССНЫЙ!». Не надо применять множества усилий, чтобы идентифицировать таковых людей. Они говорят о себе громче, даже сохраняя внешнее молчание. Самый лучший тест для них – попросить сделать какое-то важное и серьезное дело и оставить их в тени. Стоит ради справедливости отметить, что некоторым из них обязательно услышать публичную похвалу, некоторым же достаточно приватного признания. Гарантирую, что, если они этого не получат, то в следующий раз вам придется применить намного больше усилий, чтобы уговорить их вам помочь. И, в конце концов, может случиться так, что они оставят служение. Особую роль в «помощь» таковым сыграли различные материалы и семинары по типам личности, типа ДВПИ или ДИСК. Там обозначается, что есть категория людей, нуждающаяся в похвале. И именно на этот источник я многократно слышал критику в свой адрес, когда был скуп на комплименты: «мы – такие, такими нас сотворил Господь, мы в этом нуждаемся».

Я бы сказал так: «если вы в этом нуждаетесь ради того, чтобы совершать служение, значит – не Господа это рук дело». Свое служение мы должны совершать без всякой мысли услышать похвалу в свой адрес, без надежды, что люди нас отметят. На самом деле, как бы пафосно это ни звучало, служение мы совершаем ради Бога, ради Него, ради Его славы. Получается ли, что хвалить – это противоестественно для христианской природы? Абсолютно нет. Обратите внимание, как часто апостол Павел хвалит тех, кто этого заслужил: Кол1:4-6 похвала колоссянам, Кол.1:7 – похвала Епафрасу, 1Фес.1:3,7,8 – фессалоникийцам, 2Тим.1:5 – Тимофею, его матери и бабушке, 2Тим.1:16 – дому Онисифора… и это – не полный список. Похвала, в какой-то степени – такое же искушение, как и ее отсутствие. Тем не менее, каждый из нас является и получающей, и раздающей стороной одновременно. Чем больше человек ищет похвалы, тем меньше стоит ее ему отдавать. И, наоборот, чем более самоотверженно человек трудится, тем более щедрыми на ободрение мы должны быть. Находясь же в позиции принимающей стороны, не стоит стыдиться или стесняться доброго слова, сказанного в наш адрес, но, упаси нас Бог находиться в поиске этого самого слова. Потому что из доброго оно очень быстро может стать злым, может ужалить, влить порцию яда и даже – разрушить.

Могу ли я хвалить? Ищу ли похвалы? Что делаю с похвалой?



Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

________________________________

Предыдущие статьи автора:

Отцы и Эти

Кто мудрее? Роль женщины в евангельских церквях стран СНГ Бедность как социальное системное зло Эссе о мечте, времени и изменившейся реальности Что же сделали с Евангелием? Точка невозврата или долго ли нам еще осталось Как познать благодать? Неизменяемая воля и изменяемые планы Что, если бы мы исчезли... Слабый, бедный и невлиятельный Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/ре гресс


Количество просмотров 6639
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна