Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

Читая Дитриха Бонхёффера ч.3. Божественные наказы-поручения

Наш публицист Андрей Рябенко продолжает делится своими размышлениями над книгой Дитриха Бонхёффера "Этика" - вышедшей недавно в издательстве ББИ.

См. предыдущие статьи:
ч. 1 Истоки и смысл этики
ч. 2 Дуализм в этике


Божественные наказы-поручения

В прошлой статье мы выразили достаточно смелую мысль Дитриха Бонхеффера о том, что нам не стоит делить реальность на церковную и мирскую. Это положение вызывает ряд вполне справедливых вопросов. Кажется, что без дуализма нам никак не обойтись, а все остальное от лукавого. Кажется, что мы идем против самого Евангелия. Иначе мы придем либо к вульгарному экуменизму, со смешением всего со всем, либо к универсализму.

Но в том то все и дело, что Бонхёффер предлагает пойти просто более трудным путем. Он призывает нас следовать за Христом самым абсолютным образом. Это следование Христу здесь и сейчас, во всякое время на всяком месте, не только в служении в церкви. Это вполне себе лютеровская идея, представлять весь мир как храм Божий, как кузницу, когда мы не делаем из мира врага, но пытаемся подчинить себе, когда мы ощущаем себя в нем не гостями, а хозяевами. Надо не забывать о победе Христа, Которую Он совершил на кресте, когда властно подверг позору все силы бесовские. В том то и суть, что церкви никто не велел выстраивать монастырские стены по принципу гетто, Христос говорил, что силы ада ее не одолеют. Быть в мире, будучи не от мира - вот наша миссия. Да, это опасно и трудно, но, как говорится: волков бояться – в лес ни ходить. Удобно жить в тепличной галерее, выкрикивая, время от времени, изъезженные лозунги, которые никому не интересны, да и не понятны. Выполним ли мы таким образом волю Божью? Будет ли наше служение эффективным?

Никто ведь не говорит об ассимиляции христианина в миру и о проникновении мирского в церковь. Это не «культурное христианство», в которое все больше превращается живая вера. Дитрих Бонхёффер как раз предостерегал нас от дешевой милости. В этой связи я предлагаю обратиться к другой его известной книге "Хождение вслед", где он говорит, что беда христианства в том, что в него постоянно проникает идея дешевой милости или даровой благодати. Так вот, автор ни в коем случае не предлагает "дешевить", он как раз говорит о дорогой благодати. Но под дорогой благодатью мы должны понимать и выбор более сложного пути следования за Христом. Именно отсутствие страха идти в мир и будет признаком всецелого следования за Ним. Доверяющий Христу, не побоится стрел этого мира: «Счастлив, кто уже стоит в конце пути, который мы собираемся пройти, и изумленно понимает то, что поистине кажется непонятным: что милость дорога именно потому, что она чистая милость и милость Бога в Иисусе Христе. Счастлив, кто, простодушно идя вслед Иисусу Христу, побежден милостью и поэтому смеет в смирении духа хвалить всевластную милость Христову. Счастлив, кто, зная такую милость, может жить в мире и не терять себя для милости, кто, идя вслед Иисусу Христу, так уверен в небесном отечестве, что действительно свободен для жизни в этом мире. Счастлив, для кого хождение вслед Иисусу Христу значит одно: жить по милости, и для кого милость значит одно: хождение вслед…»[1]. И еще: «Человек сжигает мосты и идет вперед. Вызванный должен "выступить" из прежнего существования, должен осуществить "экзистенцию" в буквальном смысле слова. Старое осталось позади и целиком принесено в жертву. Ученик брошен из сравнительной жизненной обеспеченности в полную необеспеченность (то есть на самом деле в полную обеспеченность и укрытость общности с Иисусом); из области обозримого и предусмотримого (то есть на самом деле совершенно непредусмотримого) в область совершенно необозримого и случайного (то есть на самом деле единственно необходимого и предусмотримого); из области конечных возможностей (то есть на самом деле бесконечных возможностей) в область бесконечных возможностей (то есть на самом деле в единственную освобождающую действительность). И снова - никакого всеобщего закона напротив, точная противоположность всякой законности. Снова нет ничего, кроме связи с Иисусом Христом, то есть полный разрыв с любыми планами, идеалами и законами. Потому и невозможно больше никакое другое содержание, что единственное содержание есть Христос. Помимо Иисуса здесь нет никакого иного содержания»[2].

Но давайте теперь перейдем к практике. Каким образом, пребывая в мире, мы можем выполнять волю Божью? Согласно Бонхёфферу, Бог дал нам четыре так называемых наказа–поручения: «Бог желает, чтобы в мире существовали труд, брак, власть, церковь, и Он желает осуществления всего этого через Христа, Христом и во Христе. Бог посылает людям все эти поручения, не каждому конкретно одно из них, но всем людям — все четыре. Поэтому нет никакого ухода из «мирского пространства» в «духовное», но есть практика христианской жизни в соблюдении этих четырех»[3].

Как вы видите, церковь— это только одно из Божьих наказов–поручений. Три другие были даны человеку еще в Эдемском саду, выполняя их, мы точно также выполняем волю Божью. Или не выполняем.

Сегодня церковь – это то средоточие жизни христианина, где он черпает силы, получает знания и вдохновение для всех прочих сфер своей жизни. Именно поэтому, нельзя духовную жизнь ограничивать церковью – это только часть нашей духовной жизни, более того – малая часть, поскольку большую часть нашей жизни мы проводим вне церковных стен.

«Подобно тому, как человек — одновременно работник, супруг и подданный, подобно тому, как одно поручение в человеческой жизни пересекается с другими и при этом речь идет об одновременном исполнении всех поручений, наказ создать церковь также вторгается во все указанные наказы-поручения, и христианин — одновременно работник, супруг и подданный. Здесь запрещено любое рассечение на отдельные пространства. Целостный человек предстает перед целостной земной и вечной действительностью, которую Бог уготовал ему в Иисусе Христе. Только в целостном ответе на целостность наказов и повелений может человек соответствовать этой действительности. Поэтому во всех наказах-поручениях речь идет не о разделении и рассечении человека, но о целостном человеке перед Богом-Творцом, Примиряющим мир в себе и Спасителем, о том, что действительность во всем ее многообразии в конечном счете едина в вочеловечившемся Боге Иисусе, и именно это церковь возвещает миру»[4].

Итак, целостный человек живет целостной духовной жизнью целостно. Прославление Бога имеет место быть не только лишь во время исполнения гимнов прославления, или проповеди, или молитвы, но на моем рабочем месте, или за семейным ужином, или в Интернете. Разговор с Богом совершается не только через молитву, но и через посвящение каждого дела Господу, это подведение всей жизни под общий Божий контекст, тогда даже молчание перед Богом будет весьма красноречивым.

Именно таким образом, любя дарованную Богом жизнь и Божий мир, живя полной жизнью, будучи подлинными, мы выполним Божью волю. Любовь к Богу должна воплотиться в любовь к Его миру и Его творению. Это трудный путь, но Христос не обещал лёгкой жизни.


[1] Дитрих Бонхёффер «Хождение вслед». М.: РГГУ, 2002, с. 23
[2] Дитрих Бонхёффер, там же. С. 26
[3] Дитрих Бонхёффер «Этика», М.:  ББИ, 2012, с. 43
[4] Дитрих Бонхёффер, там же, с. 48


Андрей Рябенко,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Количество просмотров 2378
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна