Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

О неудобовразумительных местах в послании к Римлянам

Когда-то Бог дал заповедь: «не кради». Нас должна страшить возможность украсть что-либо от красоты Божьей, и в результате стать приверженцами карикатурного богословия!

Не секрет, что послания апостола Павла – это чрезвычайно «твёрдая пища». Даже Библия говорит нам, что в них «есть нечто неудобовразумительное» (2Пет.3:16). Словарь Дворецкого определяет греческое dusnoetos («неудобовразумительное») как «трудный для понимания». Кто будет спорить! Действительно, вдохновенная мысль апостола не всегда так прозрачна, как бы этого хотелось: её словесное обрамление допускает простор для интерпретаций.

Существует специфическая трактовка послания апостола Павла к Римлянам, благодаря которой обрёл опору кальвинизм – учение о Боге, произвольно поделившем человечество на избранных и обречённых. Именно в 8-11 главах послания к Римлянам это учение «находит» себе подкрепление.

Не удивлюсь, если и вашего слуха достигло манящее обещание: вы сможете увидеть всё богатство Библии, если только будете смотреть на неё глазами послания к Римлянам. Почему-то высокий пафос нередко включает во мне кнопку осторожности – я становлюсь максимально внимательным не только к тому, что говорится, но стараюсь уловить и то, что подразумевается. В этом воззвании мне, многогрешному, слышится, что Библию нужно толковать через «очки» некой трактовки послания к Римлянам, и если очевидный смысл какого-нибудь библейского стиха не согласуется с этой трактовкой, то этот смысл надо подкорректировать - «вправить» в заданные рамки.

Думаю, что, помня о том «неудобовразумительном», что есть в посланиях апостола Павла, целесообразно всё делать с точностью до наоборот. Библейские фрагменты, с присущей им интерпретационной многозначностью, должны рассматриваться через тексты с предельно ясным содержанием!

«Трудный для понимания» отрывок ни в коем случае не должен стать мерилом, нормой толкования – он сам должен быть здраво гармонизирован с ближайшим контекстом и со всем Писанием.

Хочу предложить небольшой обзор «неудобовразумительных» фрагментов, от толкования которых зависит прочность фундамента небезызвестной теологической системы. Думаю, что предложенные толкования находятся в полном согласии со здравым учением, содержащимся в других книгах Библии.

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29).

Для кальвинистского мышления жизненно необходимо, чтобы предузнание Божье вытекало из предопределения: Бог всё знает, потому что Он уже предопределил всё, что произойдёт.

Иной подход выражается словами И. Дамаскина: «Бог всё предвидит, но не всё предопределяет». Согласно этому взгляду, Бог, не детерминируя жёстко всего, включает в Свой план предузнанные решения злой и доброй воли.

Как пример: Бог от вечности знал грешников, которые на весть об Иисусе прореагируют положительно, и тех, кто – отрицательно. И предназначил к спасению даже самых безнадёжных грешников, потенциально способных полюбить Иисуса. Тех же, о которых Ему было понятно, что они будут упорны в самоправедности, определил на гнев.

Сама последовательность слов в фразе «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» говорит, что предузнание предшествует предопределению.

Другой ключевой отрывок: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38,39).

В этих строках, вероятнее всего, описывается не «вечная безопасность», а безопасность, которая обусловлена пребыванием «во Христе Иисусе, Господе нашем». «Во Христе» - это не просто благочестивое упоминание святого имени, а условие для действия Божьей любви. Ты должен быть во Христе! Если «смерть» настигла тебя в Господе - не страшно, потому что Бог воскресит тебя. Если пришло искушение, то оно не сверх сил: Бог пошлёт помощь, если призовёшь Его. «Настоящее и будущее»: в любви Бога с течением времени не произойдёт, как это бывает у людей, перемен; время не угасит её, если ты остаёшься «во Христе». «Высота», «глубина»: в самолёте ли, в чреве ли кита ничего не изменится - не отнимется от тебя Божья любовь! То есть, подразумевается некое бессилие могущественных внешних факторов воспрепятствовать деятельной Божьей любви, при условии, что верующий находится «во Христе Иисусе» (очень частотное для Павла выражение, опять же, не имеющее достаточно ясного контура).

Важно подчеркнуть, что из состояния «во Христе», мы можем перейти в состояние «во грехе». И когда мы перестаём быть «во Христе», смерть уже «может» переместить нас в то место, где нет любви Божьей – в ад. М. Генри по этому поводу замечает: «Никакое... творение, которое только может существовать, не может отделить нас от любви Божьей во Христе... ничто, кроме греха».

За 8-ой главой следует 9-я: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9:18).

Суверенность Бога – одна из центральных тем этой главы. Бог пользуется Своим владычественным правом независимо от Своего творения принимать решения: кому оказать милость, а кому – нет. При истолковании этого стиха существует опасность придать суверенности Божьей сумасбродный характер.

Считаю, что неблагочестиво представлять себе Бога, Который даёт милость не в соответствии с какими-то разумными критериями, а произвольно (по принципу «что хочу, то и ворочу»). Думаю, что такое богословие «обкрадывает» Бога.

Суверенность Бога имеет очень разумные и благие очертания. Бог суверен и независим от творения, но Он зависим от Своей внутренней разумной и милосердной природы – в согласии с ней Он принимает решения.

Весь контекст послания к Римлянам говорит, что Бог хочет миловать верующих во Христа и – ожесточать тех, кто сопротивляется вере (особое внимание к иудеям). Иудеи хотели, чтобы Бог, считал праведными «потомков Авраама», обрезанных, держащихся закона Моисеева – Бог суверенно установил другой порядок оправдания! Он решил признавать последнего злодея праведным, если тот уверует во Христа, а сопротивляющихся вере – ожесточать. Это Его право и кто ты, чтобы оспаривать Божьи благие установления?

Лично у меня нет причин вступать в спор с Богом. Иудеям не нравилось то правило веры, которое Бог суверенно установил, - меня оно восхищает. Надеюсь, что и вас приводит в восторг красота постановления о благодатном снятии вины! А насколько прекрасен крест Иисусов, гвоздями закрепивший навеки это Божье решение о милости. Слава Господу! Аллилуйя!

Следующее теологически значимое место содержится в 11 главе. «Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим.11:7-8). Это говорится в связи с ожесточением сердец, которое апостол наблюдал у иудеев.

Можно увидеть в этих словах мысль, что Бог намеренно закрыл сознание иудеев для принятия евангелия. Это позиция кальвинизма.

Принципиально иной взгляд: описываемое ожесточение – последствие, уже состоявшегося со стороны иудеев отвержения евангельского послания. Во-первых, в 10-й главе утверждается, что иудеи, уже имеют оформившуюся позицию по отношению к евангелию. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:3). Во-вторых, мы нередко встречаем эту последовательность: сначала люди проявляют неправильное отношение к откровению Божьему, а затем в их жизнь приходят «неприятности». В 1-й главе того же послания к Римлянам прослеживается этот ряд. Так как язычники неверно прореагировали на общее откровение и стали поклоняться идолам, «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте» (Рим.1:24).

Такую последовательность, наверное, ещё более ярко иллюстрирует отрывок в другом послании апостола: «… со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фесс.2:8-12). Иногда комментаторы подчёркивают, что выражение «Бог дал им дух усыпления» и др. нужно понимать в смысле «попустил».

Как вы понимаете, эти толкования не поддерживают карикатурное богословие, которое сохраняет популярность и в наши дни. Мы, род избранный, чтобы возвещать именно о совершенствах Бога. Если же мы умаляем Его, то наше предназначение не выполняется. Расскажите неверующему о Господе, Который не хочет спасать грешника. Сделайте это «деликатно», сказав, что Бог просто проходит мимо обречённых на гибель. А затем, дорогие мои, о тех, кого вы привели в состояние восторга Божьими совершенствами, сообщите, пожалуйста, мне.

Христос да сохранит нас от тусклого представления о Боге, в Котором нет никакой тьмы, и Который содержит в Себе ослепительное сияние совершенств!

Колесников Олег
baptistomsk.ru



Количество просмотров 4152
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна