Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

Рождество. Взрослость и детскость праздника

Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное
Мф.19:14

Рождество – праздник, в котором Ребёнок находится в центре события. Быть может именно поэтому этот праздник как никакой другой всегда такой по-детски искренний. В этом убеждаешься всякий раз, когда видишь радостные лица детей и тем более, когда сталкивается с проявлениями искренних порывов радости и добра, которые очень часто случаются именно в этот период...



Но детскость праздника вовсе не только в искренней радости детей. В действительности это самое «как дети» чувствуется и в приходе пастухов – бедных и простых людей: после того, как «англы отошли на небо» они не отмахнулись от увиденного, как от марева, но с детской непосредственностью «сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2:15). То же и с приходом волхвов. Если представить это событие отрешившись от того «как нужно правильно думать», то оно не может не вызвать удивление. Вот есть несколько людей – образованных, умных, богатых, имеющих всё необходимое. Чего ещё нужно? Но они получают откровение следовать за звездой. И отвечают на этот призыв действием: тотчас же бросают свои заботы и отправляются в путь в чужую страну, не зная определённо, что их ждёт.

Примечательно, что даже чародеи-язычники с Востока, сподобились увидеть Христа прежде многих «правильных» людей – тех кто «по статусу» должен был бы опередить «неправильных». Но именно они сумели стать «как дети» и встретились со Христом «ибо таковых есть Царствие Небесное», и именно их св. Иоанн Златоуст называет «первенцами Церкви» и поясняет: «Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих», потому что «правильные» иудеи непрестанно слыша и вспоминая пророков перестали обращать на то внимание, всё осталось в книгах, утратив связь с жизнью. Даже на вопрос Ирода о Рождестве Христа пеервосвященники и книжники спокойно отвечают «в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка» - совсем уже не веря и не обращая внимание на то, что сами проповедуют. И Господь послал ангела «неправильным» язычникам, более того, «подкрепил» своё послание звездой. Златоуст поясняет это с присущей ему иронией: если бы волхвы сказали, что им объявили о том ангелы, то многие бы им не поверили (ведь какие-то там язычники не должны быть достойны такой чести!), «но сиянием звезды, явившейся свыше, заграждаются теперь уста и самых бесстыднейших». «Иудеям следовало придти первым; но так как они добровольно отринули собственно им предложенное благодеяние, то дела получили другой ход» – словно к нам нынешним обращается св. Иоанн, как бы предостерегая от того, чтобы события не получили другой ход и в наши дни по нашей же вине...

Когда-то архиеп. Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) сказал, что «ребёнок плачет или улыбается - весь. Это бывает и у тех, которые "стали как дети". У взрослых плачет или улыбается одна какая-нибудь сторона». И действительно, если обратить внимание на жизнь детей, то без труда можно заметить самый живой интерес к миру, постоянные вопросы «почему?». Дети всегда пропускают информацию через себя как есть. Они ещё не выучили нужный перечень стереотипов, ещё не научились думать «как нужно», видеть «нужную» интерпретацию, и заглушать в себе сомнения, они ещё не натренированы задавать «правильные» вопросы и «правильно» же отвечать. И поскольку дети ещё не помещены в прокрустово ложе шаблонов и «правильного видения», то очень часто они лучше видят несоответствия между словами и действиями или между тем, что было вчера и что есть сегодня, и более остро видят ложь. Быть может, именно потому дети так чувствительны к неискренности и лицемерию.

И как часто случается, что в процессе взросления люди забывают или нарочно отбрасывают, изгоняют из своего сердца и искренний взгляд и причины детских переживаний, мечты и предметы любви. Хочется казаться взрослее, и люди начинают стыдиться в себе своей детскости – переживаний «как есть» без оглядки на других. Всякая радость, переживание и мысль, попадая в зависимость от других, от того, что эти другие скажут или подумают, одобрят или нет, проходят проверку на «правильность». И когда кажется, что «всё правильно», всё «как и должно быть» и вокруг всеобщее одобрение, в этой толпе вдруг раздаётся «неправильный» детский голос, который просто реагирует на то, что видит, и происходит давно описанное в сказке:

«— Ах, новый наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый. А камзол-то как чудно сидит!

— Да ведь король голый! - сказал вдруг какой-то ребенок.

—Господи Боже, послушайте-ка, что говорит невинный младенец! - сказал кто-то.

— Он голый! - закричал наконец весь народ. И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы, но он думал про себя: “Надо же выдержать процессию до конца”. И он выступал еще величавее, а камергеры шли за ним, неся шлейф, которого не было.»

Очень часто такого взгляда и такого детского голоса в восприятии действительности не хватает и в жизни, и, прежде всего, в церкви – в обществе, в котором правда должна торжествовать и не может быть никакого места лицемерию, притворству и разным величавым выступлениям в угоду политических интересов. Иначе произойдёт то, что уже происходило – «дела получат другой ход».

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф. 19:14). И эти слова Спасителя мы давно уже научились воспринимать «как нужно», т.е. как преграду физическую на пути ко Христу, и перестали замечать множество других, более актуальных преград. Но всякий раз, когда «неправильные» вопросы заглушаются насмешками и осуждениями, и голоса правды заглушаются «правильными» голосами, прочтениями и мнениями, притом всегда безальтернативными и «единственно правильными» это и есть создание очередного препятствия к Истине, заграждение Истины картонными ширмами наших убеждений, не терпящих переосмысления и тем более возражений.

И сейчас, в эти радостные Рождественские дни, мы приближаясь к колыбели с Богомладенцем можем осмыслить происходящие события и вспомнить о той детскости без которой многие из них были бы невозможны. Вспомним о волхвах. Эта история отчасти о каждом из нас. Каждый из нас получал различные призывы: к действию для реализации и преумножения полученных от Бога талантов, к помощи тем, кто в нас нуждается или даже нашей молитве и памяти о тех, кого эта память может согреть.... И, прежде всего, призыв Спасителя «Придите ко Мне» (Мф. 11:28). И бывает порой очень непросто последовать призыву, преодолеть соблазн отложить на потом, начать «завтра», подождать ещё... Но победить в себе соблазн, сделать первый шаг необходимо так же, как необходимо делать это утром, когда мы слышим звон будильника.

Никто не обещает лёгкий путь, но пройти его необходимо, чтобы встретиться со Христом. И будем на этом пути, как дети! Лишённые лицемерия и всякой неискренности! С Рождеством! Последуем же и мы с детской радостью за волхвами, совершим путешествие, и узрим Христа Солнце Правды. И пусть в эти дни сердце каждого человека раскроется миру радостью! Пусть каждый осознает, что в мир родился наш Бог – близкий и любящий – «Бог милости и щедрот и человеколюбия» (Пс. 102: 8), – Тот, кто не умеет ненавидеть и кто сказал: «Я не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями» (Ин. 15:15). И пусть каждый из нас в эти дни узнает милостивого и человеколюбивого Бога, и почувствует себя другом Христа! А мысль о рождающемся Друге согреет душу каждого человека.

Владимир Мельник
www.religion.in.ua

Количество просмотров 1317
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна