Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

В. Убейволк. Роль женщины в евангельских церквях стран СНГ

Хоть название и претендует на академичность, хочу подчеркнуть, данная статья – это эссе… это – не научная статья, это – не реферат, это – не проповедь. Это – мнение, основанное на определенном прочтении Священных текстов, личном опыте, некотором знании истории и попытке взглянуть в будущее.

Что меня побудило поднять столь непопулярную тему?

Начну с короткой предыстории. Я сформировался в церкви, в которой отношение к женщине всегда было уважительное, в которой со дня основания церкви говорилось о любви мужа по отношению к жене и послушании жены мужу, в которой братья не зацикливались на внешнем виде женщин, изредка напоминая всей церкви о целомудрии в одежде. При этом, все рукоположенные служители были мужчинами. В церковный совет на заре создания церкви входили две-три женщины. Потом осталась одна, а еще чуть позже церковный совет стал «братским» советом. Для всего этого были вроде бы свои объективные причины. То есть, это не было «выдавливанием» женщин. Поэтому, у меня по молодости даже и вопросов не возникало о роли женщины в церкви.

Впервые я столкнулся с неким внутренним конфликтом, когда в 2002 году увидел в одной из европейских церквей, как женщина, будучи рукоположенным служителем, вела в церкви прославление. Скажу, почему возник конфликт. До тех пор я такое видел лишь в телевизионных программах, и меня лично это как-то не касалось. А тут… женщина и рукоположена… меня это несколько озадачило. Но… честно признаюсь, мне чрезвычайно понравилось, как она это делала. Более того, Дух Святой коснулся меня тогда. То есть, мои богословские позиции не состыковались с личным опытом… Зная, что в подобных ситуациях, предпочтение должно быть отдано богословию, я принялся изучать этот вопрос.

Не буду здесь приводить методологию своих исследований, поделюсь лишь выводами.

Итак, Рим.16:1 – апостол представляет сестру диакониссу по имени Фива.

Рим.16:7 – многие считают, что греческий текст позволяет считать, что Юния несла апостольское служение.

Деян. 18:26 – говорится о том, что Акила и Прискилла вместе объяснили Аполлосу путь Господень, а точнее – учили и евангелизировали его. Да и во всех остальных отрывках они всегда упоминаются вдвоем, как бы подчеркивая равнозначность служения этой супружеской пары.

Не буду здесь загромождать пространство всем известными текстами. Да, будет необъективным утверждать, что в первых церквях было равное представительство мужчин и женщин: явно, что мужчин было больше, и их позиция была более значимой. Нельзя также утверждать, что авторитет женщин был равен авторитету мужчин. Но в то же время и нельзя утверждать, что не существовало рукоположенных женщин, что женщинам было запрещено говорить или учить.

На эту тему есть два отрывка в Новом Завете, которые и послужили основой для молчания женщин в церквях.

1 Тим. 2:8-15 «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Итак, Павел приводит богословское основание для безмолвия жены: Ева была прельщена первой и впала в преступление, и Адам был создан прежде. И все бы здесь «срослось», если бы не 15-й стих, на который все, запрещающие женщине учить, не дают вразумительного толкования. Каких только комментариев я ни слышал на этот стих: и то, что женщина может получить вечное спасение, лишь родив ребенка; и то, что здесь говорится о спасении Евы; и то, что для спасения женщине надо и чадородие, и любовь, и святость, и целомудрие… Как угодно выкручивают этот отрывок любители отодвинуть женщину от «амвона». Хотя, на мой взгляд, все просто и находится на поверхности. Разве данный текст говорит о вечном спасении? Какова тема данного отрывка? Скорее всего – дозволение женщине учить. И второй вопрос – применяется ли слово «спасение» только лишь в сотериологическом аспекте в Библии? Флп. 1:19 – Павел употребляет этот термин, говоря о спасении от тюремного заключения; Евр.5:7 – говорится, что Христос мог быть спасен, то есть, избавлен от смерти, если бы захотел; Евр.11:7 – Ной приготовил дом для спасения дома своего и так далее. И в современности, термин «спасение» имеет много значений: спасти от гибели, спасти от позора, спасти от опасности… спасти = избавить (во многих случаях). Как же мой первый вопрос связан со вторым? – Напрямую. Павел говорит о спасении женщины от молчания. То есть, женщина должна учиться в безмолвии, ей было не позволительно учить мужа… за одним исключением – если она родила детей, ведя при этом целомудренную жизнь, то этим самым она доказала свое право учить. Достойные дети и святая жизнь женщины дает ей право не только принимать учение, но и делиться учением. В принципе, похожие требования апостол применяет и к тем, кто епископства желает. И это соответствовало культурным особенностям Древней Греции. Женщина, имевшая детей, могла даже торговые сделки совершать без согласия мужа. Хоть ее статус и был ниже статуса мужчины. А уж по поводу статуса Павел однозначно высказался в Гал. 3:28 – во Христе все мы равны.

1 Кор. 14:34-35 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви».

Относится ли этот отрывок к запрету на учение? Конечно… правда, для этого его надо вырвать из его контекста. Вся 14-я глава говорит о порядке богослужений в церкви. Проблема в церкви города Коринфа была такова, что во время общих собраний там происходил определенный хаос – пророки вставали одновременно и говорили, что им казалось правдой. Люди не могли сосредоточиться, так как при наличии в церкви противоборствующих группировок и обладании «сверхъестественными» дарами, там стоял шум. Судя по наставлениям Павла, женщины перебивали проповедующего, вставляли свои комментарии, могли выразить свое публичное несогласие. Павел, с одной стороны, продолжает идею о том, что для женщины – глава муж, а, с другой, говорит лишь о порядке проведения общих собраний. А, иначе, нам надо признать, что апостол противоречит сам себе, так как в 1 Кор. 11: 5 он говорит о том, что женщина может молиться и пророчествовать в церкви. Иными словами, ни о каком запрете «говорить» здесь не упоминается.

На этом исчерпываются отрывки Нового Завета, которыми «подкрепляются» запреты на женское публичное служение.

Выводы библейского изучения показывают, что женщина имеет тот же статус, что и мужчина. Женщина имеет право учить, женщины были рукоположены в первых церквях (правда, их было немного), учить имеет право женщина, родившая детей и ведущая благочестивую жизнь, сохраняя при этом общий порядок собраний. Все.

А теперь взглянем на парадоксы, к которым мы пришли в результате нашей непоследовательности.

Во многих церквях евангельского, баптистского и пятидесятнического толка женщинам непозволительно проповедовать. При этом, разрешают «поделиться». Я когда это услышал в первый раз, не знал – то ли мне смеяться, то ли плакать. Что это значит? Это значит, что женщина может рассказать свидетельство. Стоять она должна не за кафедрой, а рядом или внизу. «Учить» она не имеет права, но зачитывать тексты из Писания и комментировать их – вполне допустимо. Я был очевидцем такого «поделиться», когда женщина говорила нормальную экспозиционную проповедь минут 35. И говорила хорошо, по тексту, по жизни. Церковь получила назидание, пастор был доволен. А когда я по дружбе спросил пастора – во всех ли церквях их региона женщинам разрешено проповедовать или только в их церкви, то он, улыбнувшись, ответил мне: «а разве я объявил, что она будет проповедовать? Я сказал: «поделиться», а это, брат, большая разница». Я даже спорить не стал. Меня это улыбнуло. Все-таки молодцы мы на выдумывание разных таких хитростей, чтобы и волки были сыты, и овцы целы…

В то же самое время в советские времена у нас были рукоположенные служительницы: диакониссы и благовестницы. А в некоторых церквях сестры даже руководили общинной жизнью: «Каждую нашу общину возглавляет руководитель или пресвитер. В некоторых общинах руководителями являются сестры, особо умудренные опытом жизни и развитые в духовном отношении» (Братский вестник, 1948 г №1).

Меня в одном из комментариев критиковали, что позиция «Братского вестника» для нас сегодня не авторитет. Тогда, братья, необходимо либо отречься от своего наследия и публично признать, что церковь ЕХБ сотрудничала с властями, назвать конкретные имена сотрудничавших, и в результате этого сотрудничества по определенным позициям была вынуждена принять антибиблейские позиции (и назвать эти позиции поименно). Либо надо признать хоть какую-то преемственность и задуматься о причинах, по которым церкви 50-60 лет назад по многим позициям были более гибкими, чем сегодня.

Еще одна позиция, которую приходилось наблюдать – в одной из церквей запрет на «учение» дошел до того, что женщины не могут наставлять даже женщин в отсутствие мужчин.

В другой церкви женщинам запрещено учить в церкви, но разрешено это делать на женских собраниях. Парадоксальность этого случая заключается в том, что в той церкви из мужчин – лишь пастор. Это была небольшая провинциальная церковь, где пастор говорил по 2-3 проповеди каждое собрание. При этом, женщины имели свои «женские» общения, где собирались всё те же лица, кроме пастора, и там успешно проповедовали одаренные сестры. Что же делает «церковь» и «богослужение» «церковью» и «богослужением»? – Наличие пастора? Весьма библейская позиция;))

К чему приводит подобная патриархальность? Во-первых, искажается Божий замысел в отношении церкви, даров Духа и понимания смысла Писания. Люди становятся зависимыми от напластований, которые появились в последние несколько десятков лет, хотя выдается все это за «истинную евангельскую традицию», которую мы переняли от «отцов». А заглянуть в то, какую роль занимали женщины в евангельском движении Пашкова-Проханова что-то не позволяет. На эту тему и сам Проханов писал в своем «Котле», и Софья Ливен в «Духовном пробуждении в России», и Марина Сергеевна Каретникова во множестве своих статей и многие другие. Во-вторых, подобные церкви полностью выпадают из реального восприятия окружающей действительности. В подобных церквях остаются бабушки, и те, кто ими воспитан. На одном конгрессе я услышал в свой адрес «наезд» от одного из авторитетных пасторов: «даже если в моей церкви останутся 3 бабушки, и вся молодежь уйдет в мир, я и тогда не поступлюсь истинными евангельскими принципами». А разговор тогда шел о допустимости использования современной музыки для прославления Бога. Под «истинной евангельской позицией» подразумевалось наличие хоровой музыки. Уверен, что подобная позиция – не единичный случай. Пасторы готовы «убивать» свои церкви собственными руками, выдавая все это за «евангельскую позицию», в то время, как это всего лишь позитивный опыт второй половины двадцатого века. Подчеркну – позитивный. Но – второй половины двадцатого века.

Есть какие-то незыблемые библейские ценности, крушение которых чревато крушением веры как таковой. Есть же положительный опыт работы, который время от времени необходимо пересматривать.

Думаю, одной из позиций релевантной церкви является и отношение к женскому служению. Если бы меня попросили обобщить мою позицию по этому вопросу в короткой форме, то, наверное, это выглядело бы так: Бог определил определенную иерархию семейной и общественной жизни. В семье муж – глава, любящий, заботящийся, но, все-таки – глава. Общество вообще не имеет ограничений в этой области. Что же касается церкви, то мы видим равенство между мужчиной и женщиной в их положении перед Богом, допустимость женщине учить при соблюдении определенных требований, но по причине этой допустимости мужчины не имеют право перекладывать всю ответственность на женщин. Мужчины должны «брать удар» на себя, руководить, учить, направлять, при этом, выделяя одаренных сестер из среды церкви.

В заключении несколько максим:

  • женщина может все, когда мужчина ничего не хочет

  • женщина ничего не хочет, когда мужчина хочет все

  • женщина может и хочет то, что хочет мужчина, когда мужчина хочет то, что хочет Бог

Обращаю внимание, что максимы принадлежат мне, поэтому при цитировании, желательно сослаться на автора;)

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:

Бедность как социальное и системное зло
Эссе о мечте, времени и изменившейся реальности
Точка невозврата или долго нам еще осталось
Что же сделали с Евангелием

Как познать благодать
Неизменяемая воля и изменяемые планы
Что, если бы мы исчезли... Слабый, бедный и невлиятельный Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/регресс


Владимир Убейволк,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф



Количество просмотров 4183
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна