| |
Поиск по сайту:
|
||
«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский) |
||
В. Убейволк. Роль женщины в евангельских церквях стран СНГ
Хоть название и претендует на академичность, хочу подчеркнуть, данная статья – это эссе… это – не научная статья, это – не реферат, это – не проповедь. Это – мнение, основанное на определенном прочтении Священных текстов, личном опыте, некотором знании истории и попытке взглянуть в будущее. Что меня побудило поднять столь непопулярную тему? Начну с короткой предыстории. Я сформировался в церкви, в которой отношение к женщине всегда было уважительное, в которой со дня основания церкви говорилось о любви мужа по отношению к жене и послушании жены мужу, в которой братья не зацикливались на внешнем виде женщин, изредка напоминая всей церкви о целомудрии в одежде. При этом, все рукоположенные служители были мужчинами. В церковный совет на заре создания церкви входили две-три женщины. Потом осталась одна, а еще чуть позже церковный совет стал «братским» советом. Для всего этого были вроде бы свои объективные причины. То есть, это не было «выдавливанием» женщин. Поэтому, у меня по молодости даже и вопросов не возникало о роли женщины в церкви. Впервые я столкнулся с неким внутренним конфликтом, когда в 2002 году увидел в одной из европейских церквей, как женщина, будучи рукоположенным служителем, вела в церкви прославление. Скажу, почему возник конфликт. До тех пор я такое видел лишь в телевизионных программах, и меня лично это как-то не касалось. А тут… женщина и рукоположена… меня это несколько озадачило. Но… честно признаюсь, мне чрезвычайно понравилось, как она это делала. Более того, Дух Святой коснулся меня тогда. То есть, мои богословские позиции не состыковались с личным опытом… Зная, что в подобных ситуациях, предпочтение должно быть отдано богословию, я принялся изучать этот вопрос. Не буду здесь приводить методологию своих исследований, поделюсь лишь выводами. Итак, Рим.16:1 – апостол представляет сестру диакониссу по имени Фива. Рим.16:7 – многие считают, что греческий текст позволяет считать, что Юния несла апостольское служение. Деян. 18:26 – говорится о том, что Акила и Прискилла вместе объяснили Аполлосу путь Господень, а точнее – учили и евангелизировали его. Да и во всех остальных отрывках они всегда упоминаются вдвоем, как бы подчеркивая равнозначность служения этой супружеской пары. Не буду здесь загромождать пространство всем известными текстами. Да, будет необъективным утверждать, что в первых церквях было равное представительств На эту тему есть два отрывка в Новом Завете, которые и послужили основой для молчания женщин в церквях. 1 Тим. 2:8-15 «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием». Итак, Павел приводит богословское основание для безмолвия жены: Ева была прельщена первой и впала в преступление, и Адам был создан прежде. И все бы здесь «срослось», если бы не 15-й стих, на который все, запрещающие женщине учить, не дают вразумительного толкования. Каких только комментариев я ни слышал на этот стих: и то, что женщина может получить вечное спасение, лишь родив ребенка; и то, что здесь говорится о спасении Евы; и то, что для спасения женщине надо и чадородие, и любовь, и святость, и целомудрие… Как угодно выкручивают этот отрывок любители отодвинуть женщину от «амвона». Хотя, на мой взгляд, все просто и находится на поверхности. Разве данный текст говорит о вечном спасении? Какова тема данного отрывка? Скорее всего – дозволение женщине учить. И второй вопрос – применяется ли слово «спасение» только лишь в сотериологическо 1 Кор. 14:34-35 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». Относится ли этот отрывок к запрету на учение? Конечно… правда, для этого его надо вырвать из его контекста. Вся 14-я глава говорит о порядке богослужений в церкви. Проблема в церкви города Коринфа была такова, что во время общих собраний там происходил определенный хаос – пророки вставали одновременно и говорили, что им казалось правдой. Люди не могли сосредоточиться, так как при наличии в церкви противоборствующ На этом исчерпываются отрывки Нового Завета, которыми «подкрепляются» запреты на женское публичное служение. Выводы библейского изучения показывают, что женщина имеет тот же статус, что и мужчина. Женщина имеет право учить, женщины были рукоположены в первых церквях (правда, их было немного), учить имеет право женщина, родившая детей и ведущая благочестивую жизнь, сохраняя при этом общий порядок собраний. Все. А теперь взглянем на парадоксы, к которым мы пришли в результате нашей непоследовательн Во многих церквях евангельского, баптистского и пятидесятническо В то же самое время в советские времена у нас были рукоположенные служительницы: диакониссы и благовестницы. А в некоторых церквях сестры даже руководили общинной жизнью: «Каждую нашу общину возглавляет руководитель или пресвитер. В некоторых общинах руководителями являются сестры, особо умудренные опытом жизни и развитые в духовном отношении» (Братский вестник, 1948 г №1). Меня в одном из комментариев критиковали, что позиция «Братского вестника» для нас сегодня не авторитет. Тогда, братья, необходимо либо отречься от своего наследия и публично признать, что церковь ЕХБ сотрудничала с властями, назвать конкретные имена сотрудничавших, и в результате этого сотрудничества по определенным позициям была вынуждена принять антибиблейские позиции (и назвать эти позиции поименно). Либо надо признать хоть какую-то преемственность и задуматься о причинах, по которым церкви 50-60 лет назад по многим позициям были более гибкими, чем сегодня. Еще одна позиция, которую приходилось наблюдать – в одной из церквей запрет на «учение» дошел до того, что женщины не могут наставлять даже женщин в отсутствие мужчин. В другой церкви женщинам запрещено учить в церкви, но разрешено это делать на женских собраниях. Парадоксальность этого случая заключается в том, что в той церкви из мужчин – лишь пастор. Это была небольшая провинциальная церковь, где пастор говорил по 2-3 проповеди каждое собрание. При этом, женщины имели свои «женские» общения, где собирались всё те же лица, кроме пастора, и там успешно проповедовали одаренные сестры. Что же делает «церковь» и «богослужение» «церковью» и «богослужением»? – Наличие пастора? Весьма библейская позиция;))
К чему приводит подобная патриархальность Есть какие-то незыблемые библейские ценности, крушение которых чревато крушением веры как таковой. Есть же положительный опыт работы, который время от времени необходимо пересматривать. Думаю, одной из позиций релевантной церкви является и отношение к женскому служению. Если бы меня попросили обобщить мою позицию по этому вопросу в короткой форме, то, наверное, это выглядело бы так: Бог определил определенную иерархию семейной и общественной жизни. В семье муж – глава, любящий, заботящийся, но, все-таки – глава. Общество вообще не имеет ограничений в этой области. Что же касается церкви, то мы видим равенство между мужчиной и женщиной в их положении перед Богом, допустимость женщине учить при соблюдении определенных требований, но по причине этой допустимости мужчины не имеют право перекладывать всю ответственность на женщин. Мужчины должны «брать удар» на себя, руководить, учить, направлять, при этом, выделяя одаренных сестер из среды церкви. В заключении несколько максим:
Обращаю внимание, что максимы принадлежат мне, поэтому при цитировании, желательно сослаться на автора;) Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Предыдущие статьи автора: Бедность как социальное и системное зло Эссе о мечте, времени и изменившейся реальности Точка невозврата или долго нам еще осталось Что же сделали с Евангелием Как познать благодать Неизменяемая воля и изменяемые планы Что, если бы мы исчезли... Слабый, бедный и невлиятельный Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/регресс Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Количество просмотров 4183
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |