Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

В. Убейволк: Бедность как социальное системное зло

Введение

Наличие феномена бедности можно проследить от появления исторических письменных источников, дошедших до наших дней. Во все времена и во всех странах были бедные и нищие. В то же самое время, в любом обществе были люди или группы людей, озабоченные данной темой и желавшие решить проблему бедности. Кто-то пытался сделать это на воспитательном уровне, обращаясь к изменениям в мировоззрении, кто-то насильственным путем, поднимая революционные массы, кто-то путем личного филантропического примера, раздавал бедным свои имения.

В данной статье я предлагаю исследовать феномен бедности с социологической и богословской перспективы из Восточно-Европейского контекста.

На протяжении последней сотни лет эта проблема тесно вошла в церковные круги, причем, надо отметить, что практическая помощь бедным всегда была частью церковного служения. Сегодня же этим занялись богословие и миссиология.

Уже несколько поколений христиан мечтают о том, чтобы проблема бедности была решена еще при их жизни. Сменяются методологии, подходы, концепции, а проблема бедности остается. Мало того, она становится все острее.

Безработица, экономическая и социальная нестабильность, несбыточность надежд, крушение планов ускоряют процесс маргинализации населения. Состояние бедности не позволяет социуму реализовать свои потенциальные возможности, а, следовательно, развиваться. Именно поэтому ее связывают с регрессом в общественном развитии.

Все чаще раздаются голоса, критикующие процесс глобализации, обвиняющие именно его в ускорении обнищания не только групп, но и целых народов. Все чаще из христианских кругов слышны пророчества и предупреждения о надвигающейся угрозе единого мирового правительства, подготавливающей путь для антихриста. При этом, более скептически настроенные богословы и церковные деятели напоминают, что подобные предупреждения звучат уже на протяжение двух тысяч лет, и повторяясь сегодня, они вызывают недоверие со стороны общества к церкви. Церкви, регулярно повторяющие как мантры призывы к покаянию в преддверии Армагеддона, сегодня вызывают больше недоверия, чем когда бы то ни было.

Определение бедности

Не просто дать определение бедности, так как само понятие – относительное. Нет абсолютного понимания бедности. Говоря о «бедных», их всегда сравнивают с богатыми. Поэтому, в широком смысле этого слова, бедность – это состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у некоторых групп населения. То есть, есть некий средний потребительский уровень, есть те, чья потребительская корзина намного выше среднего… а есть те, кто не дотягивает до среднего уровня. Их и называют бедными.

Причем, в каждой отдельно взятой стране, этот уровень может быть разным. Если, к примеру, взять средний потребительский уровень Норвегии или Швеции, то, сравнив его с Украиной или Молдовой, мы получим совершенно отличающиеся результаты. Если же перекинуть данные в Таджикистан или Индию, то результаты будут разниться еще больше. Жизнь бедных в каждой стране отличается от жизни бедных в других странах и от жизни богатых в их же странах. Если жизнь богатых во многих странах схожа между собой, то жизнь бедных сильно разнится. У бедных формируются свои жизненные ценности, свои нормы поведения, зачастую свой слэнг. Другими словами, им присущи многие признаки субкультуры. Иногда эта субкультура имеет весьма мирный характер, иногда же она угрожает установившемуся порядку, в отдельных случаях она может их смести (Россия 1917, Египет и Ливия 2011 и многие другие).

В то же самое время, бесспорным является вопрос о том, что понятие «бедность» определяется не только в финансовом эквиваленте. Еще в проповедях Иисуса говорилось о «нищих духом» (Мф.5:3). Сегодня зачастую можно услышать фразу «духовно богатый человек». В Православной Церкви, к примеру, добровольное материальное обнищание являлись признаками духовного богатства, впрочем, как и в некоторых орденах Католической Церкви (францисканцы и др.). Поэтому, говоря о бедности, всегда надо держать во внимании такие составляющие как мировоззрение, социальные связи, уровень образованности, доступ к элементарным жизненным благам (питьевая вода, жилье, одежда и еда), медицинское обслуживание.

В различных типологиях, принятых за основу социальной стратификации, принято говорить о так называемом «низшем классе». Известный американский социолог Watson говорит о «высшим- низшем классе» и «низшим- низшем» классе, где к первому он относит наемных рабочих, у которых есть определенная стабильность, но они ограничены в получении качественного образования и они находятся в постоянной зависимости от высших классов в получении своих доходов. Тогда как ко второй категории он относит нищих, бездомных, безработных и т.д. Я бы добавил еще и нелегальных мигрантов. Некоторые социологи расширяют этот список теми, чей доход не превышает половины дохода среднестатистического индустриального работника, занятого полный рабочий день.

Если говорить о Восточной Европе, особенно о тех ее частях, которые до 1991 года были частью Советского Союза, то там феномен бедности еще более разнообразен. Приведу несколько примеров. Значительная часть взрослого населения, по многу лет трудившихся на государственных предприятиях, бесплатно получали во владение квартиры. В годы Советской власти они не могли ни продавать, ни покупать их, но после падения социалистического строя активно пошел процесс приватизации, и практически все квартиры перешли в частную собственность. На сегодняшний день стоимость одной небольшой квартиры (в две комнаты, площадью в 30 квадратных метров) в таких городах как Кишинев может составлять до пятидесяти тысяч евро. Если же говорить о центре Москвы, то цена может доходить до полумиллиона евро. Значительная часть получивших эти квартиры сегодня являются пенсионерами. И вряд ли можно назвать бедным человека, владеющим недвижимостью стоимостью в 50-100 тысяч евро. В то же время, ежемесячный доход одной семьи пенсионеров в Кишиневе может составлять менее 150 евро на двоих, учитывая, что оплата коммунальных счетов может превышать 200 евро в зимнее время. При этом, у этих людей нет возможности продать свои квартиры и переехать в более дешевые. Фактически, эти люди стоят перед выбором – умереть от голода, либо не платить по счетам, рискуя при этом быть отрезанными от доступа к электроэнергии, воде и газу.

Еще один пример – из сельской местности Молдовы, где очень сложно найти оплачиваемую работу. Двадцать лет назад большая часть этих людей работала на государство. Начать частную предпринимательскую деятельность большинству людей не дают следующие причины: 1) отсутствие предпринимательского духа, который был выбит за годы советской власти и так не привит за годы независимости; 2) невыгодное налоговое законодательство, которое выстроено в пользу больших компаний и предприятий и практически душит малый бизнес. Люди вынуждены искать работу за пределами своего населенного пункта, и чаще всего – за пределами своей страны. В среднем практически в каждой семье один родитель работает за рубежом. При этом, есть тысячи семей, где и муж, и жена работают за пределами страны. Во многих случаях – они работают в разных странах. Таким образом, их дети остаются одни без попечения родителей. Родители перед отъездом, как правило, не оформляют опекунство на кого-либо из родственников, пытаясь избежать дополнительных бюрократических проволочек. Дети остаются предоставленными сами себе. Ежемесячно родители высылают им финансовую поддержку в несколько сотен евро. В результате получается следующая картина: в отдельно взятом доме живут два подростка (девочка 14-ти лет и мальчик – 12-ти), у них есть финансы для оплаты услуг, еды, и даже на развлечения остается. Но они полностью лишены родительского контроля, опеки, любви и общения. Естественно, это влияет на обнищание их эмоционального и социального мира. Критический вопрос – можем ли мы сказать, что эти дети – обеспеченные? Не являются ли они бедными?

Говоря о классификации бедности, есть целые классы и группы людей, не способных удовлетворить элементарные физиологические потребности. За ними следуют те, кто имеет достаточно материальных средств для покрытия базовых нужд, но испытывают острый дефицит в социальной сфере (ограничения в доступе к образованию, медицине, отдыху). Есть же те, кто считает себя бедным, несмотря на то, что не испытывают нужду ни в материальных, ни в социальных благах. Их рассуждения исходят из сравнительного анализа качества получаемых благ. К примеру, у них есть еда, но она невысокого качества, у них есть жилье, но оно не позволяет им иметь так называемое «личное» пространство. Кроме того, стоит отметить еще такой феномен как «интеллектуальная нищета». Есть категория людей, вырвавшихся из круга бедности (к примеру – на основании неравного социального брака). Но, даже получив доступ к благам, они не могут к этому привыкнуть и ведут себя как бедные (переедая, в страхе, что завтра еды может не быть; чрезмерно экономя предметы быта и обихода, пользуясь старыми и откладывая новые на «черный день» и т.д.).

Если говорить только с финансовой перспективы, то в бедности выделяют, как минимум, два уровня – абсолютная бедность, которых по официальным данным на 2010 в Молдове около 22% (их доход составляет менее 70 евро в месяц) и крайняя нищета, их в Молдове около 2% (их доход составляет менее 30 евро в месяц). Данные на 2011 год показывают, что около трети населения живут за чертой бедности. Молдаване расходуют в восемь раз меньше на медицинское обслуживание, чем на еду, и в тридцать девять раз меньше на образование, чем на еду. Таким образом, основная доля всех доходов идет на то, чтобы выжить. Во многом это определяет и сравнительно невысокий уровень продолжительности жизни в Молдове. Для мужчин он составляет 65 лет, для женщин – 72 (в среднем – 68 лет). Тогда как в Швеции и Италии в среднем она составляет около 80 лет, а в Бельгии и Греции – около 78 лет.

Около 80% бедных Молдовы проживают в сельской местности. Надо отметить, что бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Люди, «рождающиеся как постоянно бедные», остаются таковыми в течение всей своей жизни. Случается, что бедные предпринимают невероятные усилия и вырываются из своего социального класса, адаптируясь к новым условиям. Случается, что и богатые становятся бедными.

Говоря об абсолютной бедности, нельзя не упомянуть такое понятие как относительная бедность. Относительное определение бедности основано на сравнении жизненных стандартов бедных одной страны (или одного региона) с бедными в другой стране (или регионе). Именно на это в 70-80-е годы прошлого века пыталось обратить внимание богословие освобождения. Акцентируя внимание на том, что современные богатые страны в большей степени стали таковыми по причине многовековой колонизации стран «третьего мира», звучали призывы к перераспределению материальных благ между странами и континентами.

И последний феномен, который необходимо здесь упомянуть – это бедность уязвимых. Есть бедные, которые стали таковыми по различным причинам: смена системы, банкротство, кризис, алкоголизм и т.д. Но при благоприятном стечении обстоятельств, эти люди могут подняться над чертой бедности и начать новую жизнь. Есть же категория бедных в Восточной Европе, у которой в обозримом будущем нет никаких шансов вырваться из этого круга. Это люди, имеющие серьезные увечья; это – одинокие пенсионеры; в некоторых странах к ним можно отнести и сирот. Вся государственная и общественная система построена так, чтобы сильные «выдавили слабых». Государство способно обеспечить эти категории лишь компенсацией на покрытие элементарных физиологических нужд, гражданское общество пытается сделать все от них зависящее, но ввиду отсутствия государственного субсидирования, эти попытки имеют частный, локальный и временный характер.

Особое внимание хочется привлечь к проблеме сиротства в Восточной Европе. В России есть, например, государственная программа, призванная обеспечить всех сирот к 18-ти годам отдельными квартирами. Нельзя сказать, что она безукоризненно функционирует, но, тем не менее, она есть в наличии. В Украине известно движение «Украина» без сирот», которое подсчитало количество всех христианских церквей и организаций в Украине, а также количество всех сирот. Оказалось, что эти две цифры практически равны. Движение ставит акцент на усыновлении каждой христианской церковью хотя бы одного ребенка. Если говорить о Молдове, то здесь запущена государственная программа по ликвидации интернатов. Цель – побудить семьи усыновлять сирот. Но за этим не стоит практически никакого подкрепления. Открыто множество центров временного содержания для сирот, где каждый ребенок должен пробыть не больше шести месяцев. В течение этого срока подразумевается, что будет найдена семья для усыновления. На практике же, дети, пробыв шесть месяцев в одном приюте, переходят в другой приют, затем в третий и так далее.

Причины бедности

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека или от общества, от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с формированием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Кризис политической системы

Как уже было упомянуто, в Европе одним из самых ярких примеров после второй Мировой войны было падение СССР, которое привело к изменениям во всех сферах жизни людей, проживавших на этих территориях. Перекраивание карты Европы несет за собой катастрофические последствия. Вряд ли христиане, десятилетиями молившиеся за падение железного занавеса, за ликвидацию тоталитарного режима на территории Советского Союза, могли себе тогда представить последствия, последовавшие за этим событием.

Кроме того, что повсеместно были начаты войны, тысячи людей покончили жизнь самоубийством, миллионы потеряли работу, а, следовательно, и средства к существованию. Живя с дуалистическим представлением о мире, можно порадоваться падению СССР, так как все-таки христиане получили свободу выражения своей веры. Но, подходя целостно к данному вопросу, мы не можем так однозначно утверждать, что это принесло только благо. Ведь, сотни женщин, продающих себя на улицах и в борделях Евросоюза вышли из бывшего социалистического лагеря (Болгария, Румыния, Украина, Молдова, Россия и т.д.). Ведь, разгул русской мафии в Праге, Варшаве, Нью-Йорке стал возможен именно благодаря тому, что открылись границы, и в Восточной Европе оказались миллионы безработных, готовых пойти на все, лишь бы выжить.

Экономический кризис

Говорить об экономическом кризисе в эпоху, когда глобальный кризис, начавшись, никак не может остановиться, дело неблагодарное. Финансовый кризис США, фондовые биржи, ослабление твердых валют, многолетние неразрешенные проблемы Греции, Италии, Ирландии, Португалии, Испании и некоторых других стран Европы, показывают, что желаемая картина далека от действительной. Люди теряют работу, в Евросоюзе растет так называемый низший- средний класс и высший- низший класс за счет уменьшения высшего- среднего класса.

Сотни тысяч из стран – новых членов ЕС (Румыния и Болгария) ринулись на Запад и на Север в поисках лучшей работы. Разрушаются социальные связи, повышаются риски эксплуатации одних другими, и опять же, наиболее востребованной, прибыльной и не требующей дополнительных навыков стала торговля человеческим телом. Мужчины и женщины продаются не только вследствие финансовых нужд, но и в результате ослабления традиционных семейных связей. Социальная и материальная бедность выводит людей на улицы.

Социальная изолированность

Отрываясь от привычных связей, отдельные индивиды и целые группы попадают в чуждую для себя культуру, к которой они не могут привыкнуть годами. Оставаясь в фактическом одиночестве, многие компенсируют это состояние общением с близкими в виртуальном мире. При этом, подобное общение не может дать им социальную защиту. Все больше и больше людей становятся одинокими. В таком состоянии их социальный капитал уменьшается из года в год. Они теряют старые связи, а новые не обретают. При несчастных случаях, авариях, болезнях, эти люди остаются совершенно одни, им не к кому идти за помощью. И даже, если государство или компания берет на себя финансовые компенсации, они не могут решить основных экзистенциальных потребностей человека, которые могут реализоваться только в малом социуме.

Криминальные и социальные угрозы

Торговля оружием и наркотиками с каждым годом становится все более и более прибыльным бизнесом. Только в 2011 году в Молдове официальная торговля оружием увеличилась более, чем на 100% по сравнению с 2010 годом. 95% покупающих оружие говорят, что делают это в первую очередь из-за неуверенности в завтрашнем дне. Кроме того, еще с 90-х годов на руках имеется огромное количество незарегистрированного оружия. Все это повышает криминогенный фон в стране, количество преступлений растет с каждым годом.

Пристрастие к наркотикам выводит массы молодежи из main-stream в маргинальные субкультуры, большая часть из которых – безработные, источником дохода которых является опять же продажа наркотиков или криминальная деятельность.

Новое поколение социальных сирот Восточной Европы, родители которых на протяжение многих лет работают в Евросоюзе, всего через несколько лет принесет новую угрозу, причем не только для Молдовы, а для всей Европы. Учитывая, что около 800,000 граждан Молдовы обратились в румынское консульство для получения румынского гражданства, можно предположить, что всего через несколько лет большая часть из них окажется в ЕС. I would especially like to mention the situation in Moldova.

В то же самое время, необходимо обратить внимание и на другой феномен. В Молдове с 1990 года до 2000 количество членов церквей ЕХБ увеличилось вдвое, если в 1990 году их было 10,000, то в 2000 – около 20,000. В эти же самые годы Молдова становится самой бедной страной в Европе. С одной стороны, непонятно, почему феноменальный рост церкви не приводит к социальным изменениям, ведь в истории часто происходило именно так: пробуждение – это не просто количественное увеличение посетителей церкви, но и общественные изменения. А, с другой стороны, учитывая сложившуюся ситуацию, церковь просто обязана предложить свой ответ на проблему бедности.

Теология бедности

Изучая феномен бедности, мы не имеем права обойти библейский взгляд на проблему бедности и ответ церкви на наличие данной проблемы в современности. Хотелось бы обратить внимание на слова Христа, на Его учение, которое имеет богословское обоснование в Ветхом Завете, при этом открывая несколько иную перспективу, связанную с Его личностью и служением.

Я хотел бы обратить внимание на очень значимый текст, который в последние десятилетия обсуждался в богословских и около-богословских кругах. Лука, глава четвертая. Это текст интересен по нескольким причинам, но одна из них – это заявление Иисуса о том, что Дух помазал Его благовествовать нищим. Каких нищих Христос имеет ввиду? Нищих, с экономической точки зрения, или нищих духовно? От того, как мы ответим на этот вопрос, зависит и то, что мы вложим в понятие «благовествовать». Для одной группы «добрая весть» может быть одной, а для другой группы – у нее могут быть иные акценты.

В то же время, учитывая целостный взгляд на человека в Ветхом Завете, многие богословы склоняются к мысли, что, говоря «нищий», Христос подразумевал целый спектр оттенков: это люди, испытывавшие экономический прессинг, у которых не было социального статуса, те, кто испытывал несправедливость со стороны власть имущих. Лука, как никакой другой автор Нового Завета, обращает внимание своего читателя на проблему бедных и богатых (1:53; 3:12-14; 7:11-17; 18:2-5; Деян.11:27-30). Таким образом, «добрая новость», которую принес Иисус этим бедным также, скорее всего, должна была касаться всех сторон их жизни. И не в том смысле, что они должны стать богатыми. А в том, что, в первую очередь изменяется их статус: из бедных, никому не нужных людей, они становятся детьми Бога, гражданами Царства, друзьями Сыну Бога. Такой взгляд на себя неизбежно должен бы привести к изменению всего мировоззрения, к ощущению внутренней свободы, которая, говоря словами Павла, могла выразиться и в том, что «не надо становиться рабами людей».

Иисус перечисляет несколько групп, к которым Он послан, причем, для каждой группы есть своя особая задача: «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Многие утверждают, что все эти задачи касаются лишь мира духовного: духовно сокрушенных, духовно пленных, духовно слепых, духовно измученных. В то же время, когда Иоанн Креститель сидел в тюрьме, он послал своих учеников спросить Христа о том, Он ли Тот, Которого они все ждали. «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лук.7:22). В контексте Он говорит о физически глухих, хромых, слепых, прокаженных, мертвых, нищих. Это значит, что служение обездоленным являлось не просто неким сердобольным состраданием к бедным. Это было частью Его миссионерского мандата, заявления, которое Он громогласно определил в синагоге в Назарете, во время своей проповеди. Именно для этого Его помазал Дух Святой.

И я уже не буду подробно объяснять, что такое «лето Господне благоприятное»… лишь вкратце скажу, что это тот самый Юбилейный год, согласно которому необходимо было отпустить всех рабов, простить все долги, забыть обо всех займах. Некий ветхозаветный социализм.

Учитывая все это, какова будет моя реакция? Какова будет реакция церкви? Будем ли мы по прежнему закрывать глаза на бедных, лишь проповедуя им Слово, либо мы серьезно приступим сначала к изучению слов Христа, а затем и к их применению.

Вызов Церкви

Сегодня в республиках бывшего СССР угроза обнищания нависла над определенными социально-профессиональными слоями населения. «Социальное дно» поглощает крестьян, низкоквалифицированых рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию и ученых. В обществе действует эффективный механизм "всасывания" людей на «дно», главными составляющими которого являются методы проведения нынешних экономических реформ, безудержная деятельность криминальных структур и неспособность государства защитить своих граждан.

Идеальная цель борьбы с абсолютной бедностью – ее абсолютное преодоление: в здоровом обществе, и тем более в социальном государстве не должно быть людей, не имеющих прожиточного минимума. Задача борьбы с относительной бедностью – не полное устранение неравенства, но его, так сказать, оптимизация, приведение к уровню, не выходящему за приемлемые в данном обществе пределы и вместе с тем не подрывающему стимулы социально-экономической активности. Основное оружие против бедности – это такая политика, которая была бы направлена на экономический рост.

Задача Церкви в этом случае – это и благотворительная помощь бедным, оказавшимся на самом дне социума, и профилактика бедности, выход на уровень общества, государства и даже на надгосударственный уровень.

Маленькая церковь может накормить голодных, большая церковь должна перестать заискивать перед властями, а напрямую задать им вопросы относительно их социальной политики. В этом служении нет ни слабых, ни малозначительных.

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:

Точка невозврата или долго нам еще осталось
Как познать благодать
Неизменяемая воля и изменяемые планы
Что, если бы мы исчезли...
Слабый, бедный и невлиятельный Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/регресс


Владимир Убейволк,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф




Количество просмотров 4142
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна