| |
Поиск по сайту:
|
||
«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт) |
||
Читая Дитриха Бонхёффера | Истоки и смысл этикиНаш портал уже писал, что в издательстве ББИ вышла долгожданная книга выдающегося протестантского пастора, богослова и мученика Дитриха Бонхёффера «Этика» (М.: ББИ, 2012. - с. 501).Несколькими же неделями ранее в издательстве «Эксмо» вышла биографическая книга Эрика Метаксаса: «Дитрих Бонхёффер. Праведник мира против третьего рейха. Пастор, мученик, пророк, заговорщик» (М.: Эксмо, 2012. – с. 640), о презентации который мы также уже писали. Публиковалась на нашем портале и рецензия на эту книгу. Что касается первой книги, то ее можно без преувеличения назвать знаковой, поскольку является своего рода итогом богословских размышлений Дитриха Бонхеффера. В «Этике» автор видел «дело всей своей жизни». Знаковым является и тот факт, что книга Дитрихом так и не была дописана, и то издание, которое мы держим в руках, является плодом кропотливой работы четырех немецких редакторов, которые составляли текст из различных рукописей и восьмерых переводчиков на русский язык. Наш портал предлагает вашему вниманию новую рубрику под названием «Читая Дитриха Бонхеффера» в которой наш публицист Андрей Рябенко будет делиться своими размышлениями над «Этикой» по мере ее прочтения.
Истоки и смысл этики
Как известно, проблема этики всегда особенным образом занимала западную мысль. Практически ни один западный философ не обошел стороной этические вопросы. Этические идеи всегда встраивались в философские системы тех или иных мыслителей. Если на Западе об этике говорят чрезвычайно много - так, что она всё больше и больше формализируется, то у нас об этике говорят слишком мало – так, что она, подчас, практически отсутствует, в том числе и у христиан. Равно бессмысленны - как этика ради этики, так и отсутствие каких либо этических правил и норм. Поскольку все мы христиане, то возникает вопрос: а какие у нас этические обязательства перед Богом и обществом? Когда мы начинаем говорить о долге каждого христианина любить, то всегда рискуем впасть в абстракцию. Нет более простого, и, одновременно, более сложного понятия как любовь. Итак, говоря об этике, Дитрих Бонхеффер предлагает изначально целиком и полностью включиться в реальность Христа. Иными словами, мы должны задаваться не вопросами «Как я становлюсь добрым?» или «Как мне совершить нечто доброе?». Вот что он пишет: «Истоком христианской этики не может быть ни действительность собственного Я, ни действительность норм и ценностей, но только действительность Бога в Его откровении в Иисусе Христе. Это и есть то неслыханное требование, которое по чести должно предъявляться прежде всех других каждому, кто желает заниматься проблемами христианской этики»1. Иными словами, наши действия мы должны соотносить не с человеческими предписаниями, традициями или канонами, а с волей Божьей. Любой христианин тут же воскликнет: ну и что здесь нового? Это же прописная истина! Но как всегда, все у нас красиво в теории, как же дела обстоят на практике? Вопрос тогда можно здесь поставить так: если я живу Христом, то как преображается моя жизнь? Имеется в виду каждодневное преображение, а не только в момент покаяния. Это первое. И второе: как преображается мир вокруг меня? А еще нельзя отбрасывать со счетов вопрос о том, что является для меня первичной мотивацией для нравственных поступков. Христианская этика – это не просто быть добропорядочным. Иные атеисты куда более добропорядочные, нежели верующие. Христианская этика – это мера ответственности каждого не только за себя, но и за то пространство, в котором каждый из нас пребывает. В этом воля Бога. Христос брал на себя ответственность и шел до конца. Но лучше об этом скажет сам автор: «Проблема христианской этики – это осуществление среди творения действительности откровения Бога во Христе…»2. Как известно, центральная категория этики – это понятие блага, к которому следует стремиться. В истории мысли множество было сломано копий, что считать благом. Как правило, под благом понимался некоторый идеал, к которому должен стремиться каждый. Дитрих Бонхёффер же говорит о том, что «вопрос о благе превращается в вопрос о причастности к открытой во Христе божественной действительности»3. Но, что очень важно, и мы будем об этом говорить в следующий раз, Бонхёффер выступает против дуализма должного и сущего, когда под благом понимается лишь недостижимая абстракция, некая оценка сущего. Благо пребывает в действительности и не существует без нее: «Благо больше не является оценкой сущего, как и не сводится к моей сущности, моим убеждениям, моим действиям или положению в мире, оно больше не предикат, прилагаемый к наличному себе, сущему, напротив, благо есть сама действительность, но действительность, пребывающая только в Боге»4. Таким образом «причастность к неделимому целому божественной действительности – это смысл христианского вопроса о благе»5. Никаких дуализмов - целостная жизнь, полная включенность во все сферы жизнь, единство сакрального и профанного - вот подлинный смысл этики.
Но об этом мы поговорим в следующий раз. Читайте Дитриха Бонхёффера вместе со мной.
1 Дитрих Бонхеффер «Этика» М.: ББИ, 2012, с. 19 2 Там же, с. 20 3 Там же, с. 21 4 Там же, с. 21 5 Там же, с. 25 Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Количество просмотров 4824
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |