Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

В. Убейволк: Эссе о мечте, времени и изменившейся реальности

Остается меньше двух недель до окончания 2012 года. Через три дня многие ждут какого-то конца. Через неделю бОльшая часть человечества будет праздновать Рождество Христово. Кто-то будет отмечать X-Mas в обнимку с Сантой, попивая Coca-Cola. Хочешь – не хочешь, а легкое состояние стресса носится в воздухе. И всем катастрофически не хватает времени в эти дни. Ведь так много нужно успеть – подарки закупить, елку нарядить, гостей пригласить, в гости напроситься… Интересно, что как-то так сложилось, что именно преддверие Нового года является тем периодом в жизни многих церквей, когда особенно много говорится о времени. Я даже для себя так и отметил: Новый год – это праздник времени. Ну вот есть же там День матери, или День воскресения Христа, или день военно-морского флота… а 31 декабря – это день Времени. Мы празднуем Время. И именно этого самого времени в эти дни нам не хватает.

На днях с дочерью разговор такой состоялся:

Жена- совсем скоро, дочка, ты закончишь школу. Всего пять осталось.

Дочь- это для вас пять лет – «совсем скоро», а для меня это – половина моей сознательной жизни (смеется). Вам – пять больше, пять меньше – даже не заметите…

И я подумал: «а ведь действительно… буквально «вчера» для меня пять лет были точно такой же половиной сознательной жизни. А сегодня я строю планы на пять лет, продумываю свои долгосрочные цели, даже рискую бюджет просчитать. ))

Один из моих любимых писателей Харуки Мураками сказал: «Время проходит, вот в чем беда. Прошлое растет, а будущее сокращается. Все меньше шансов что-нибудь сделать – и все обиднее за то, чего не успел».

Тут же вспоминается монолог Андрея Макаревича из комедии «О чем говорят мужчины»: будущего не стало. Есть настоящее, которое сейчас и настоящее, которое еще будет. А вот будущего нет». Так бывает на самом деле, когда теряешь мечту. Ведь именно мечта является той движущей силой, которая ведет тебя во времени. На прошлой неделе философствовали с моими друзьями по церковному служению на тему времени. Самому младшему было двадцать один год, самому старшему – больше пятидесяти. Одна из фраз, к которой мы обратились в размышлениях – «вот в наше время». Очень часто люди так говорят, когда хотят подчеркнуть нечто, что когда-то было, а потом утерялось. Но мне кажется, что произнося «наше время», человек, тем самым, списывает себя из времени нынешнего. Он как бы ставит себя вне времени сегодняшнего. Получается, что было время «его», а сегодня оно перестало быть «его временем». А чье же оно тогда? Кто-то другой – его хозяин, а он… так… погулять вышел… турист, приехавший из «того» времени в нынешнее. Мне кажется, что переставая себя актуализировать в веке нынешнем, мы самостоятельно списываем себя раньше, чем само это Время решит нас списать.

Каждому знакомы разочарования определенного возраста, когда стремишься к какой-то мечте, потом ее достигаешь, а новую мечту уже придумать себе не можешь. По молодости мечту придумать легко. Хочется обладать тем-то… побывать там-то… познакомиться с тем-то… попробовать то-то… а побывав, познакомившись, попробовав, понимаешь: «я этого добился… а что дальше?». И хорошо тем, кто сумел сделать вечные ценности Царства своими ценностями (не надуманно, не наигранно, не ради красного словца – а по-настоящему, от сердца), у них мечта не ограничивается новым «смартом», «бумером», «блондинкой» или ученой степенью. Они уж точно научились отличать желания от мечты. Как сказал Виктор Франкл: «Тот, кто не может привязаться к какому-либо конечному пункту, к какому-либо моменту времени в будущем, к какой-либо остановке, подвержен опасности внутреннего падения». Многие этот «пункт» себе выдумывают искусственно, либо приходят к нему из нужды (жизнь, так сказать припирает): живут ради работы, детей, деревьев, которые еще не посажены, домов, которые еще не построены, колодцев, которые еще не вырыты. Некоторые авторы, специалисты в области лидерства, даже книжки по этому поводу стали писать. Среди них бытует мнение, что стремление к успеху – это озабоченность первой половины жизни, тогда, как во второй половине человек стремится к значимости. Добиваясь успеха, многие так и не обретают значимости. Они понимают, что их успех навлек на их голову лишь дополнительную зависть, лишние проблемы, бессонные ночи. И, если успех не был связан с позитивным влиянием на людей, то он (успех), фактически никому не нужен… даже его обладателю. Люди запутались в своей жизни, переставая отличать проходящее от вечного, второстепенное от главного, правую руку от левой. И уж точно подметил французский писатель Анатоль Франс: «Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно». А все из-за того, что телегу впереди лошади поставили. Мне кажется, что лишь разобравшись с вечными вопросами, эта коротенькая жизнь становится вполне объяснимой, понятной и ясной. Дедукция в данном случае предпочтительней индукции. Уяснив общее, частное определяется чуть ли не самостоятельно. Наблюдая за суетной земной жизнью, и пытаться делать выводы о вечности, мы обречены на провал. У нас может развиться временная шизофрения. Как это произошло с Альбертом Камю: «Время идет медленно, когда за ним следишь… оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым следим, и то, которое нас преобразует». Каково вам? Мне понравилось! Два времени – за одним следим мы, другое же следит за нами.

Одни говорят: «идем по жизни». Другие: «жизнь проходит». Пытаясь синтезировать себя, идущего по жизни и жизнь, проходящую… вспомнил движущиеся дорожки, такие горизонтальные эскалаторы (их в больших аэропортах можно встретить). Дорожка движется вперед. Ты можешь просто стоять, но все равно окажешься впереди. Можешь идти или даже бежать, и тогда скорость, с которой ты доберешься от точки А до точки Б, увеличивается в разы. Можешь сопротивляться и идти в обратном направлении – силы потеряешь, дорожку не остановишь, до цели не дойдешь… Все определяется лишь твоим желанием.

«Шура, что вам надо для полного счастья?», - спросил Бендер Балаганова. «Сто рублей», - не задумываясь ответил Шура, не прожевав бутерброд. Когда же Остап конкретизировал, что он имеет в виду, что тарелочка с голубой каемочкой в его руках, Балаганов назвал сумму в пять тысяч двести сорок семь рублей (я точно ошибаюсь в деталях, но сам факт, что там была какая-то смехотворная некруглая сумма). Получив от комбинатора пятьдесят тысяч, сын лейтенанта Шмидта попался на карманном воровстве в трамвае, доказывая командору, что сделал он это машинально. Проблема Остапа была в том, что он достиг своей мечты, и по причине этого потерял смысл своего бытия. Проблема же Балаганова заключалась в отсутствии способности мечтать о великом. И один, и другой так и остались по жизни туристами, то есть жизнь прошла мимо.

Мудрейший как-то сказал: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей». И далее он перечисляет то, что относится к глупости: умножение имения, слуг, золота, славы, веселья… и понял, что даже его мудрость не дала ему мира и спокойствия. И, чем больше лет осталось позади, тем больше скорбей ожидает впереди.

Какой смысл, в таком случае, рассуждать о времени? Чем больше о нем думаешь, тем больше расстройств постигает: Куда его потратил? Так ли? С тем ли? Мысли о времени вгоняют меня в состояние напряжения… если не рассуждать о Господине времени. Господин времени – Единственный, кто поднимает меня над суетой, выводит меня на новый уровень осязания реальности (именно осязания). Благодаря Ему, время для меня становится не строгим судьей, не добрым товарищем, не цербером и не беззаботной подружкой. Время становится «материей» в моих руках. Время – это такое же творение как и материальный мир, как и пространство. Если внимательно читать Бытие 1, то там как раз об этом и говорится – в начале Бог сотворил время, материю и пространство. И человек живет в этих трех реальностях. Он их чувствует, осязает, в буквальном смысле слова. Человек не может оптимизировать одну тонну в один килограмм, не может сжать один километр в метр, не может он также остановить время и сделать минуту из часа. Но он решает, пройти ли ему этот километр или остаться на месте, поднять ли ему этот килограмм или бросить его на дороге… прожить ли ему этот час или пропустить мимо. Разница лишь в том, что пространство и материя – статичны, а время – динамично. Но в этой динамике, в этом движении, человек силен быть его распорядителем, либо его жертвой.

Все зависит лишь от того, как договоришься с Господином времени…

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:

Точка невозврата или долго нам еще осталось
Как познать благодать
Неизменяемая воля и изменяемые планы
Что, если бы мы исчезли...
Слабый, бедный и невлиятельный Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/регресс


Владимир Убейволк,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф




Количество просмотров 3635
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна