Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Питер Джексон — и обратно: творческая биография странного режиссера

14 (в России — 20-го) декабря 2012 года на экраны мира выходит фильм «Хоббит: Нежданное путешествие» новозеландского режиссера Питера Джексона, снявшего трилогию «Властелин колец». Нынче речь идет о приключениях Бильбо Бэггинса, участника грандиозного путешествия, целью которого было вернуть Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом.


Английская Зеландия


К походу присоединился волшебник Гэндальф и тринадцать гномов под предводительством легендарного воина Торина Дубощита. Опасными тропами путешествие привело их в Дикие Земли, кишащие гоблинами и орками, гигантскими пауками и колдунами. По пути к пустошам Одинокой Горы, в тоннелях гоблинов, на берегу подземного озера Бильбо встретил создание, которое изменило его жизнь навсегда, — Голлума. Там он стал обладателем «прелестного» кольца, таящего в себе странные и неожиданные возможности. Это простое золотое кольцо было связано с судьбой Средиземья настолько тесно, что Бильбо представить себе этого не мог. В новом фильме Джексона снимались как актеры — участники предыдущего толкиеновского проекта (Й. МакКеллен в роли Гэндальфа, К. Ли — Сарумана, К. Бланшетт — Галадриэль, Х. Уивинг — Элронда, Э. Вуд — Фродо, О. Блум — Леголаса, Э. Серкис - Голлум), так и «новички»: в роли Бильбо снялся М. Фриман, известный как доктор Ватсон из сериала «Шерлок». Надо сказать, Джексону важно, чтобы придуманных английским писателем персонажей играли английские актеры — хоббиты на экране должны выглядеть англичанами (по его просьбе в свое время Э. Вуда и Ш. Астина учили английским манерам два других хоббита — актеры Д. Моннахан и Б. Бойд, — чтобы Фродо и его слуга смотрелись «по-английски»).


В честь грандиозной премьеры столица Новой Зеландии Веллингтон на три недели переименована в Середину Средиземья. Три недели будет длиться фестиваль, посвященный творчеству Дж. Р.Р. Толкиена и премьере снятого по его книге фильма. Второй фильм «Хоббит: Пустошь Смога» выйдет 13 декабря 2013 года, а третий «Хоббит: Туда и обратно» — 18 июля 2014-го. Самое время вспомнить о том, что предшествовало событиям. То есть каким образом Новая Зеландия из «спального района мира» превратилась в державу, диктующую кинематографическую моду.



Кто чудовище?


В 1961 году в Новой Зеландии родился Питер Джексон. Свой первый фильм он снял в возрасте восьми лет, когда друзья семьи подарили ему кинокамеру, причем мальчика сразу заинтересовали способы создания спецэффектов и возможности правдоподобного изображения чудовищ на экране. Чудовища разного облика и разной природы остаются любимым предметом его изображения по сей день. Режиссуре он никогда не учился. Первый полнометражный фильм Джексона — «Дурной вкус» (1987) — был начат как любительское повествование о высадке склонных к каннибализму инопланетян где-то в новозеландской деревне, а по окончании был показан на Каннском кинофестивале и попал в мировой прокат. Первым профессиональным фильмом Джексона стала «Живая мертвечина» (1992), развивающая модную тему зомби — существ без вины виноватых, перешедших на сторону зла только потому, что их покусала не та тварь. С острова Суматра в один из новозеландских зоопарков привозят лысую крысообезьяну, укус которой, судя по прологу, опасен настолько, что единственное средство борьбы с инфекцией — немедленно отсечь укушенную конечность. В зоопарке крысобезьяна кусает почтенную вдову, в одиночку растящую сына, — и потом только ему одному удается успешно уворачиваться от безостановочно плодящихся зомби и, во имя поддержания семейных ценностей, периодически вкалывать маме и ее новому окружению транквилизаторы, чтобы хоть как-то локализовать смертельную угрозу для остального человечества.


Далее последовали «Небесные создания» (1994), фильм, в основу которого легла реальная история двух четырнадцатилетних девочек из новозеландского городка Кристчерч, Полин Паркер и Джулиет Хулм, которые так полюбили друг друга, что убили мать Полин, Гонору Рипер, только чтобы не разлучаться. Это случилось в 1953 году, и обе участницы событий живы до сих пор, хотя живут под другими именами. Решением суда видеться им запрещено, и они действительно не виделись последние 60 лет, но Джулиет стала писательницей, а Полин не запрещено читать ее книги. Этот фильм часто вспоминают и потому, что он стал дебютным для юной Кейт Уинслет, сыгравшей Джулиет (Мелани Лински, сыгравшая Полин, снимается теперь в основном в сериалах). Съемки проходили в Новой Зеландии, в непосредственной близости от реального места действия, и сцена убийства снималась в ста метрах от того места, где произошло настоящее убийство. Остается вопрос, кто же чудовище в этом фильме: возможно, юные девицы, запихивающие половинку кирпича в чулок, а возможно — оживленные спецэффектами глиняные фигуры. Девочки живут в придуманном мире и лепят глиняные фигурки персонажей, чтобы заселить придуманный мир. В какой-то момент фигурки оживают и начинают общаться с девочками, помогая принимать решения в этой нелегкой жизни.



Побить рекорд русского


Потом были «Страшилы» (1996), первый фильм Джексона, снятый в Голливуде и не очень успешный в прокате несмотря на то, что спецэффекты, использованные в фильме, были определенной вехой в техническом развитии кинематографа середины 1990-х годов. Главный герой фильма — экстрасенс-мошенник, избавляющий обывателей от нашествия разнообразных барабашек на их мирные жилища. Он действительно способен общаться с миром мертвых, и все безобразия в избранных домах устраивают его знакомые привидения, склонные к небольшому хулиганству. Паранормальные способности позволяют экстрасенсу-мошеннику раскрыть серию таинственных смертей от разрыва сердца, следующих в маленьком городке одно за другим. Убивает людей привидение-маньяк, санитар, при жизни убивший в больнице 13 человек и приговоренный к смерти. Его тень терзает желание побить рекорд «этого русского», убившего 50 человек (уж не знаю, кто имеется в виду, возможно, Чикатило). Самый запоминающийся образ в фильме — спецагент ЦРУ, мазохист, любящий Родину и принимающий во имя этой любви всевозможные истязания и пытки, неизбежные во время экзотических спецопераций. Он весь покрыт шрамами, одновременно робок и непреклонен, когда речь идет об исполнении долга.



17 «Оскаров»


После «Страшил» Джексон стал добиваться возможности реализации двух своих любимых идей — римейка знаменитого «Кинг Конга» 1933 года, поразившего его в детстве, и «Властелина колец», которого он прочитал в подростковом возрасте залпом за 12 часов все три тома. Положение осложнилось тем, что правами на экранизацию «Властелина колец» с начала 1970-х владел С. Заентц, а права на экранизацию «Хоббита», которого больше всего хотелось Джексону снять, принадлежали кинокомпании United Artists. Процесс подготовки к работе был долгим и мучительным, студия Miramax в какой-то момент отказалась его реализовывать из-за гигантских расходов, пришлось искать новую (ею оказалась New Line Cinema). Съемки начались 11 октября 1999 года и продолжались до 22 декабря 2000 (438 дней). За это время был снят материал для всех трех фильмов одновременно, потом на протяжении четырех лет отснятый материал постепенно превращался в отдельные части трилогии (в окончательном варианте она длится более девяти часов, но в полном могла бы длиться и шестнадцать — столько отсняли материала). Съемки проходили в Новой Зеландии в 150 различных местах; одновременно работало до семи съемочных групп под руководством ассистентов режиссера, а Джексон координировал их деятельность.



На съемках происходили самые разные истории, некоторые просто по Станиславскому. Например, когда король Арагорн обнаружил обгоревшие останки орков и понял, что с хоббитами, которых орки накануне похитили, случилась беда. В отчаянии Арагорн должен был пнуть тяжелый металлический шлем, валявшийся рядом с орками. Актер Вигго Мортенсен, исполнитель роли Арагорна, раз за разом пинал шлем, пока, на пятом дубле, вдруг не закричал и не упал на колени. Именно этот пятый дубль как наиболее выразительный вошел в фильм, но в действительности в этот момент актер Мортенсен сломал два пальца на ноге.


Были и забавные и поучительные подробности: например, для массовки понадобилось большое количество людей, умеющих хорошо управлять лошадями. Столько мужчин-«лошадников» в Новой Зеландии не нашлось, и армия Рохана состоит, на самом деле, по большей части из загримированных женщин. Исполнитель роли гнома Гимли Дж. Рис-Дэвис имеет рост метр девяносто, то есть в действительности он был самым высоким из всех членов Братства кольца. На память о съемках Джексон подарил Э. Вуду (Фродо) и Э. Серкису (Голлуму) по кольцу из тех, что сняты в фильме, и каждый пребывал в убеждении, что ему достался экземпляр № 1 и т. д.


Может быть, трилогия Джексона и не обладает всепроникающим влиянием книги Толкиена, но колоссальный проделанный труд был оценен по достоинству американской Киноакадемией. Три фильма собрали 17 «Оскаров», из них 11 получил третий — «Возвращение короля» (лучший фильм, лучший режиссер, сценарий, декорации, костюмы, звук, монтаж, визуальные эффекты, грим, песня, саундтрек), — присоединившись, таким образом, к держателям рекордов прежних лет — «Бен-Гуру» (1959) и «Титанику» (1987).



Обезьяна с блондинкой


И вот, наконец, настал черед «Кинг Конга» (2005). Джексону не давал покоя фильм 1933 года, в котором Конг, с белокурой красавицей Фэй Рэй в лапе, карабкался на вершину Эмпайр-стейт-билдинг, где его расстреливали с самолетов. Но в 1976 году режиссер Дж. Гиллермин уже переснимал «Кинг Конга» с поправкой на прогресс и изменившиеся нью-йоркские реалии. В его фильме обезьяна взбиралась на одно из зданий Всемирного торгового центра, и расстреливали ее уже с боевых вертолетов (в этом фильме, кстати, представлена корыстная блондинка в исполнении Джессики Ланж, думающая только о своей карьере и не испытывающая к Конгу симпатии). Эта версия не имела особого успеха в прокате (хотя отечественный зритель знает, скорее, именно этого Конга). Кроме того, между замыслом середины девяностых и воплощением середины нулевых лежит еще 11 сентября 2001 года. Не гигантская обезьяна, а сам Всемирный торговый центр был атакован и рухнул, и в восстановлении классической версии «Кинг Конга» появлялся дополнительный смысл, одновременно как бы и намек на то, почему невозможно вспоминать фильм 1976 года, и возможность избежать травмирующих напоминаний: в мире, где господствует Эмпайр-стейт, Всемирный торговый центр словно бы и не существовал, и его невозможно было разрушить.


Рекламная графика к фильму Питера Джексона "Кинг-Конг"


Прекрасную блондинку сыграла Наоми Уотс, сражение Кинг Конга с динозаврами было дополнено избыточным количеством всепожирающей биомассы, напоминающим нездоровую иллюстрацию к теории Дарвина о поединке всех со всеми не на жизнь, а на смерть, а самым трогательным эпизодом был, пожалуй, тот, где гигантская обезьяна, неохотно признав блондинку полноценным существом, любезно пригласила ее вместе полюбоваться закатом солнца.



Короче


Следом появилась картина «Милые кости» (2009) по одноименному роману С. Сиболд, про четырнадцатилетнюю девочку, убитую маньяком.


Кадр из фильма "Милые кости"


Девочка смотрит с небес, как пытаются ужиться с горем ее родные и будет ли разоблачен убийца. Здесь чудовищем оказался человек; звериную сущность этого мира теперь следует искать не снаружи, а внутри. А то, что она может выступить на поверхность и стать заметной окружающим, показал малобюджетный фантастический фильм «Девятый район», который Джексон продюсировал. Фильм этот вызвал множество споров своею «странностью» — тем, что же именно его авторы хотели сказать: то ли вызвать «милость к падшим» — пришельцам, не хуже инопланетян заполняющим улицы наших городов; то ли показать, что человечество настолько убого в нравственном отношении, что переход на сторону инопланетян, в том числе физический (тело главного героя вследствие химической реакции превращается в тело пришельца), не такой уж необъяснимый порок. «Девятый район» был чем-то вроде профилактической прививки перед «Аватаром», не предотвратившей, правда, последовавшую эпидемию.


Надо сказать, что Джексон настолько разноплановый режиссер, что некоторые наивные зрители, видевшие, например, «Милые кости» и «Властелина колец» или «Живую мертвечину» и «Кинг Конга», не отдают себе отчета, что все это снял один человек, если не имеют привычки читать титры. Есть, однако же, у этих фильмов общий объединяющий признак: их исключительная продолжительность и постоянное ощущение, что фильм мог бы быть короче минут на двадцать (как в «Милых костях», похоже, не найдено другого способа дать понять зрителю, что прошло время, кроме как заставить физически эту продолжительность пережить).


Теперь мы ждем «Хоббита», снятого по книге, раз в восемь, наверное, меньшей по объему, чем «Властелин колец», и превращенного во все те же три части грандиозной киноэпопеи. Ждать осталось недолго.


Татьяна Шоломова
www.nsad.ru


Количество просмотров 2734
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна