Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

В. Убейволк: Точка невозврата или долго ли нам еще осталось


Экономические реформы, принятие новых законов, проведение политических дебатов, выстраивание структур власти, расширение международных контактов, борьба за права человека... что только не предпринимают правительства восточных стран, чтобы догнать и перегнать Запад. И всему этому, наверное, есть свое место в попытках повысить уровень жизни своих народов. При этом, они постоянно пеняют на разруху, доставшуюся после развала советского режима, называя все это "лихие девяностые". И здесь, скорее всего, есть доля истины.

Но... вспоминается профессор Преображенский, устами которого к нам обратился много лет назад Булгаков: "разруха - не в туалетах, разруха в голове... разве для того, чтобы попасть в писсуар, нужны особые условия?!". Не претендую на то, что воспроизвел его слова точно, но, думаю, что мысль его я поймал.

С каждым разом все больше убеждаюсь в том, что для того, чтобы понять, есть ли будущность (экономическая, культурная, социальная) у того или иного народа, мало прочесть его Конституцию, и даже бесполезно изучить законодательство. Система образования - вот индикатор, по которому с точностью можно предсказать развитие той или иной страны. И не надо быть пророком, достаточно посмотреть, что происходит в школах, с школами, у стен школ, чтобы определить, куда идет страна.

Для примера могу привести ситуацию в Молдове. В попытках завоевать благосклонность Европейского союза, Молдова приняла целый ряд законов, которые не то, чтобы хуже, иногда даже лучше европейских. Нам могут позавидовать многие. По таким законам только жить и жить. Но, почему-то ситуация не то, чтобы не улучшается, а ухудшается с каждым годом. Молодежь, для которой, якобы, эти законы принимаются, продолжает жить одной мечтой - подальше свалить, уехать, раствориться в европейских, североамериканских, и даже - азиатских странах. Лишь бы - подальше от родины. Что же доводит их от такого безнадежного состояния?

Во-первых, отношение государства к учителям. Можно ли уважать страну, порядок, систему, которая вынуждает талантливых, способных и посвященных людей выживать за мизерную зарплату? Можно ли рассчитывать, что учителя моего ребенка будут качественно делать свое дело, если их месячный оклад в несколько раз меньше, чем родители многих одноклассников заплатили за пару обуви для своих детей? Всем давно известен постулат - хочешь, чтоб послание (месадж) было услышано, повысь доверие к посланнику (месаджеру). Государство доводит учителей до состояния, когда они вынуждены побираться. Соответственно, дети перестают уважать своих учителей, и, как результат - не обращают внимание на их потуги.

Во-вторых, оторванность системы образования от реальной жизни. Мы (в восточной Европе) постоянно кичимся тем, что наше система образования лучше, чем на Западе. И, такие господа как Задорнов, нам в этом помогают, критикуя западные модели тестов и упрощенный взгляд на отсутствие глубины ответов. Но, именно эта система соответствует сегодняшним реалиям. Каждый вопрос предполагает наличие нескольких вариантов ответов, а значит - свободу выбора. В нашей традиционной системе вопросы чаще всего предполагают открытые вариант ответа. Ученик (студент) должен выложить максимальное количество информации, которые он должен был получить в процессе обучения. И, это - неплохо. Проблема заключается лишь в том, что он полностью потерян в этом огромном объеме информации. Он не готов принять решение относительно того, что из предложенного преподавателем и учебниками, ему пригодится в жизни.

И, дело не только в системе экзаменов. Весь процесс построен таким образом, что ученики совершенно не понимают, чего от них хотят. Мы продолжаем практиковать оторванность педагоги от дидактики, образования от обучения, знаний от навыков, информации от формирования характера. Аргументом для этого служит старый постулат о том, что формирование личности - это в первую очередь ответственность родителей и семьи. При этом, институт семьи рушится на глазах. И для этого есть как объективные причины, так и субъективные обстоятельства. Например, уже невозможно повернуть вспять роль информационных технологий, компьютеризации не только в сфере производства, но и в семейной жизни. Если раньше ребенок задавал отцу множество вопросов на разные темы, то, сегодня с ролью отца в этом смысле ГУГЛ справляется успешней. Еще два поколения назад досуг семьи был общим (люди ходили в гости и принимали гостей). Одно поколение назад слышалась критика в отношении того, что телевизор заменил живое общение членов семьи. Но, телевизор хоть "собирал" семью в одно место, и их вкусы и взгляды формировались пусть и под его воздействием, но совместно. Сегодня, в более или менее обеспеченных семьях, каждый член семьи имеет свой компьютер. Досуг проходит иногда даже в одном помещении, но а разных направлениях. Каждый увлечен своим. Хорошо это или плохо...? По этому поводу даже спорить не стоит - процесс пошел и точка невозврата пройдена. К субъективным обстоятельствам можно отнести перегруженность родителей на работе, необходимость многих родителей работать в две смены, в нескольких местах, частые командировки... Здесь уже выбор за каждой семьей. И по этому поводу я тоже спорить не собираюсь. Я лишь хочу подчеркнуть, что общество, государство, технический прогресс, культура создали все условия, чтобы разрушить институт семьи как место для воспитания. И, система образования не отреагировала на эту реальность. Те редкие классные часы или уроки по гражданскому воспитанию, которые школьники с успехом часто прогуливают, еще и превращаются в бесконечные дисциплинарные разборки, финансовые сборы на ремонт класса и тому подобные разговоры.

Система образования продолжает "образовывать", а точнее - "информировать" детей, но не воспитывать. Воспитание без идеологии невозможно. И, можно спорить с Максом Вебером, можно приводить современные примеры "экономического чуда", но глобальная реальность показала, что христианская идеология (в своей протестантско-евангельской интерпретации) является наиболее эффективной воспитательной системой, приводящей к изменениям в обществе, экономике... И, я не за слияние церкви и школы, но я категорически против полной секуляризации школ. Старая идеология разрушена, новой никто не создал. В этом "небытии" мы уже потеряли как минимум два поколения (с точки зрения наличия мировоззрения). Что произойдет с поколением "десятых" зависит от вменяемости нынешних государственных чиновников, активности гражданского общества, четко сформулированной и озвученной позиции церкви.

В-третьих, "зацикленность" государства на внешнем. Нас пытаются убедить, что, если за воровство будут всех сажать в тюрьму, воров станет меньше. И, опять же история показала, даже если вы их будете опускать "в чан с дерьмом и ятаганом над головой махать", люди воровали и воровать будут. Личный пример руководителей государства и чиновников - вот незаменимый инструмент, который действует почище любого ятагана. Ясно, что эти слова могут прозвучать как крик о помощи в пустыне... в том смысле, что его никто не услышит. Ведь руководители государства, политики и власть имеющие вряд ли будут тратить свое время на прочтение моего блога. А жаль ))

При этом, есть те, кто периодически просматривает мои "перлы" и могли бы показать пример и оказать влияние на развитие общества. Но, и они (мы) оказались также не на высоте. Я имею ввиду - церковь. Многие церкви с годами (веками), начиная за здравие, закончивали за упокой. Концентрация на внешних обрядах, соблюдении традиций, форме прославления, допустимой одежде, в которой можно приходит на поклонение, так называемых "духовных дисциплинах" принесла пользу только для тех, кто эти самые формы и традиции сформулировал.

Рост церквей в девяностых так и не принес пробуждения в бывших странах СССР. Пробуждение всегда соотносится с социальными изменениями. Увеличение количества верующих не привело к улучшению жизни. А это говорит лишь об одном - образ жизни верующих поменялся лишь в отношении внешних и легко контролируемых проявлений ("не пей", "не кури", "не ругайся матом", "не изменяй жене"). Что касается внутреннего состояния мира в сердце, наличия надежды, честности на рабочем месте, здесь реальность оставляет желать лучшего. Так называемое "радикальное" христианство оказалось в не в моде в среде нашего церковного истэблишмента. А точнее, его радикализм опять же коснулся лишь вопросов, связанных с церковной этикой. Что же касается трудовой, гражданской этики, то мы это оставили каждому отдельно взятому верующему - пусть сам решает трудиться ли ему "на совесть", "как для Господа" или пролеживать бока на работе... отдавать ли ему долги или заниматься ростовщичеством... заботиться о сироте, либо тратить безумные деньги на покупку новой машины от диллера... благословлять или проклинать свое правительство... молиться за власть имущих, либо предать их сатане...

История церкви обладает интереснейшими примерами, когда приход людей в церковь приводил к изменениям вокруг церкви (Уэсли, Финей, Бут, Проханов). Сложно обозначить причины, по которым это не произошло с нами. Но, мне видится, что церковь боится взять на себя ответственность в этот сложный период жизни. И, поэтому, хранит публичное молчание. Ведь, если мы начнем громко говорить, есть шанс, что нас услышат, и вдруг дадут нам возможность показать, на что мы способны.

И, если говорить в контексте данной темы, то можем ли мы показать эффективные программы по воспитанию молодежи? За двадцать лет мы свою, церковную, молодежь все никак не воспитаем, а не то, чтобы заняться воспитанием иных. Самое интересное, что такие программы существуют. Некоторые из них произведены на Западе, некоторые в СНГ, но все они маргинализированы лидерами конфессий. Единственное, что у нас получилось - это более или менее успешно адаптировать богословские программы для наших семинарий. Что же касается нравственного воспитания, привития жизненных навыков, развития критического мышления у молодого поколения, то мы этого боимся как "тот" ладана.

Чтобы не показалось, что я занимаюсь самопиаром, я могу порекомендовать программу разработанную Campus Crusade for Christ, которая называется "молодежь на перепутье". К слову сказать, команда, с которой я работаю в "Начало жизни" в Молдове также практически заканчивает разработку своей программы. И мы - не единственные. То есть, программы есть, материалы готовы... решительности не хватает. И это, на мой взгляд, как раз и является результатом тех самых пресловутых "открытых" экзаменов. Мы слишком много знаем, но выбор делать так и не научились.

Молодые лидеры, пасторы, миссионеры сегодня находятся в преддверии очередной точки "невозврата". По моим прогнозам нам осталось не больше трех-пяти лет, чтобы либо впрыгнуть в последний вагон активной жизни, либо отстать от поезда навсегда, распевая на своем полустанке песни прославления и гимны хвалы и вести свои "глубочайшие" споры о предопределении.


Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф


Предыдущие статьи автора:

Неизменяемая воля и изменяемые планы
Что, если бы мы исчезли... Слабый, бедный и невлиятельный Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/регресс


Количество просмотров 2035
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна