Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Время менять ход истории



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко




31 октября протестантский мир отмечал День Реформации.

Отношение к Мартину Лютеру в мире довольно неоднозначное. По-разному относятся к историческим последствиям его деятельности, но трудно поспорить, что это был великий человек.

Меня всегда восхищали люди, которые вершили историю. Интересно, каково это ощущать себя виновником кардинальных исторических перемен?..

Трудно переоценить весь масштаб того, что удалось сделать этому человеку. Мало того, что в христианстве возникла третья ветвь, которая стала самой динамичной. Изменился социальный и экономический уклад многих стран Запада. По-сути, изменилась господствующая и веками здравствующая социокультурная парадигма. Протестантизм зародил новый тип цивилизации и об этом пишет знаменитый социолог Макс Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма». По его мнению, Реформация стала движущей силой развития капитализма. Не экономические отношения определяли социальные и религиозные, а, скорее, наоборот.

Принцип «призвания» и «всеобщего священства» стал у истоков рождения протестантской трудовой этики. Согласно этому принципу, Бог благоволит успешным людям. Вернее, материальный достаток является признаком того, что ты имеешь дар спасения. Это стало отличным стимулом для достижения успеха в материальном плане. Бурно развивается частное предпринимательство и протестанты стали более успешными предпринимателями, чем кто-либо другой. Существенно выросла производительность труда. Ибо Богу человек служит и Его славит на всяком месте.

Полезность протестантской трудовой этики отмечают даже многие православные. Так,  на открытии II Конгресса Всероссийского содружества Евангельских христиан (ВСЕХ) сотрудник Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви Ю. В. Зудов сказал следующее: «Протестантам есть что сказать обществу, если бы наш народ руководствовался принципами протестантской трудовой этики, то жизнь наша стала бы гораздо лучше»

Что-то в этом есть, глядя на страны Запада, можно уследить такую закономерность, что протестантские страны, как правило экономически более развитые, нежели страны католические, а тем более православные. В то же время, это и серьезный вызов для христианства в целом и для протестантизма в частности... Парадокс заключается в том, что уповая на Бога в вопросе финансов, протестантский мир быстро пришел к тому, что Бог стал не особо то и нужен. Религиозность все больше и больше становится формальностью.

Поэтому сейчас мы можем говорить уже о кризисе самого протестантизма, когда церковь начинает заигрывать со многими, веками установленными моральными предписаниями, когда финансы и политические игры затмевают Бога. Мы уже говорили, что при защите прав человека, частенько стали попираться права Бога.

Тем не менее, размышляя о Лютере и его значении в мировой истории, ты понимаешь насколько мал человек и насколько велики обстоятельства. Как будто все сложилось в его пользу. Подобных оппозиционеров в церкви всегда было много, в Средневековье существовали целые движения, которые сопротивлялись власти папы Римского. Но тут случился исторический «звездный час», настала полнота времени - кайрос (выражаясь языком Пауля Тиллиха). Почва была достаточно подготовлена, и Бог бросил в нее зерно. Человек полагает, а Бог располагает.

Как известно, сам Лютер не планировал никакой Реформации и у него точно не было в планах создавать параллельную ветвь христианства. Он был орудием в руках Божьих. Как было сказано Вячеславом Стариковым на недавнем семинаре, нужно вдохновляться не Лютером, а Божьим провидением.
Движение было не остановить.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но мы можем задать риторический вопрос: а что было бы, если бы не было Лютера? Нашелся ли бы кто-то другой? Ведь, казалось бы, все было готово для Реформации. Ошибки католической церкви накопились и превысили критическую массу. Но история очень персонифицирована, и неизвестно, что  нее остается, если начать убирать из нее конкретных личностей.

Когда православные обвиняют протестантов в том, что они отрывают себя от истории, то же самое можно сказать и о православных. Ведь история продолжается. А то создается впечатление, что Бог никоим образом не контролирует ее ход. Неужели кто-то думает, что Реформация произошла случайно, и на это не было воли Божьей? Разве Бог ушел отпуск? Если мы допускаем контроль Бога над историей, то мы должны признать, что и Реформация произошла по Его воле. Возникает вопрос: зачем Он это допустил? Почему Бог допустил очередной раскол церкви? Или Бог совершает исторические ошибки?

История церкви чрезвычайно сложна и не менее сложна ее конструкция. Одному Богу известны ее границы, и, как я уже тоже писал, не человеку ограничивать благодать Божью.

Лютер был максималистом. И он был последовательным в словах, действиях и взглядах. Говоря «А», он сказал «Б», а за ними произнес и весь алфавит. Он вышел из зоны комфорта и не побоялся идти до конца. Готовы ли к такому мы?
Думаю, Бог очень ценит принципиальных и трудолюбивых людей, которые не боятся двигаться вперед, не боятся рисковать, готовы к решительным переменам.

В наше кризисное время довольно много говорят о "новой реформации", о ее необходимости, и чуть ли не неизбежности. Кто знает, может быть и так. Церковь должна во все времена быть актуальной, и, что самое главное, эффективной. Церковь – это не музей, но и не тусовка. Если церковь перестала отвечать запросам времени, она точно нуждается в реформации. Но и ассимилироваться в светскости ей нельзя.

Как бы там ни было, заслуга Лютера в том, что он обратил простых людей к Священному Писанию, сделал Библию доступной каждому простому человеку. Именно он повернул человека в сторону личных отношений к Богу.
Реформация также стала толчком к созиданию гражданского общества, принципов демократии, прав и свобод человека, а также идеи верховенства права. Реформация подчеркнула ценность каждой отдельной личности и провозгласила ее свободу.

Реформация благотворно повлияла и на католическую церковь, которая прошла процесс контрреформации, оправилась от многих язв на своем теле, обратила свое лицо к людям и стала более гибкой.

Конечно, можно говорить и о негативных последствиях Реформации, к примеру о том, что христианству суждено было раздробиться на неисчислимое множество разных конфессий и сект, поскольку каждый счел свое понимание Библии исключительно правильным. Можно протестантизму выдвинуть обвинения и в том, что, благодаря ему, помимо догматического плюрализма, в христианство проник моральный релятивизм. Для многих протестантских направлений Запада, благословение однополых браков стало нормой. Ну и, косвенно, протестантизм можно обвинить в созидании общества потребления с его тотальным гедонизмом и склонностью жить в кредит. Но сам Лютер не имеет к этому ровно никакого отношения.

А что же мы?
Радуемся тому, что церковь Христова жива и не стоит на месте. Радуемся личным отношениям с Богом и доступу к Его Слову.

Да, наверное, никто из нас не изменит историю, да это и не нужно. Но историю мы можем пытаться изменить вместе, сообща. Ведь и Лютер ничего бы не сделал, если бы не единомышленники, которые его поддерживали, и если бы не последователи, которые несли его идеи дальше.

Я не изменю логику развития мировой истории, но я могу изменить ход истории вокруг себя. Я могу делать счастливыми моих близких и друзей. Я могу организовывать интересные встречи и заводить новые знакомства. Я могу помогать ближним и спасать погибающих. Один обратившийся грешник – это уже изменение хода истории. Тогда и страна, в которой я живу потихоньку будет становиться другой.

Время вершить историю!


Андрей Рябенко,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 2970
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна