Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Богодухновенность

Как уже известно, существуют различные точки зрения на богодухновенность. Начиная от механического взгляда богодухновенности, заканчивая различными более утонченными философскими определениями. "Механическая теория" или "теория диктовки", начну с нее, заявляет, что Дух Святой буквально нашепал необходимые слова, которые автору нужно было записать. Такая теория зародилась в кругах лютеранской ортодоксии. Но прижилась она не надолго, поскольку библейская наука, скажем так, как и любая другая наука на месте не стоит. "Механический взгляд" на богодухновенность сегодня, пожалуй, характерен для фундаменталистов и, насколько я знаю, для мусульман. Но евангельские богословы, какие бы у них ни были на этот счет разногласия, с этой теорией больше не считаются. И правильно делают. Но они также верят в "вербальную" богодухновенность Библии: каждое слово сакрального текста значительным образом было вдохновленно и использованно благодаря сверхъестественному действию Святого Духа при составлении Писаний (т.о. они считают, что в противном случае наше занятие экзегезой не имело бы никакого смысла). Однако здесь у евангельских библеистов больше расхождений, нежели богословской солидарности. А расхождения и разногласия всегда зависят от аудитории, где начинаются сами дебаты.

Далее, многие евангельские - а это то, что их в целом объединяет - считают, что положение о богодухновенности Библии подразумевает одну важную вещи: в Библии нет никаких ошибок: ни богословских, ни исторических, ни литературных, ни географических. Отсюда появилось, на мой взгляд, вопиющее недоразумение, связанное. прежде всего, с критическим, т.е. научным подходом в изучении текстов ранней церкви. Как я уже сказал, та или иная формулировка о "богодухновенности" и "безошибочности" (как это видно в тексте Чикагского заявления и Вестминстерского Вероисповедания") начинает принимать более сложную и более утонченную формулировку, когда проповедников сажают в лужу люди с лингвистическим и историческим образованием. В таких ситуациях часто возникают компромиссы и оговорки, хотя частью такого дискурса остается незыблемым: "все равно я верю..." Что же это означает?  А означает это то, что многие, кто являлся частью составления подобных вероисповеданий, сами не были этими лингвистами и историками никогда на расстоянии ракатеного выстрела. Но это еще часть проблемы. В принципе, скажу самое главное, богословы на популярном уровне всегда являются и остаются такими же "благочестивыми читателями" библейских текстов, как и их паства. Хотя и более "продвинутыми". Поэтому отсюда возникает конфликт: молодые христиане поступают куда-нибудь в Йельский Университет, но в церковь потом не возвращаются. Почему?

Я полагаю, что для этого есть несколько причин. Первая - богословская, а вторая - философская. Во-первых, в Библии только в одном месте что-то да говорится о богодухновенности библейских книг (2 Тим. 3:16 "Все Писание богодухновен­но (πᾶσα γραφὴ θεόπνευστος) и по­лезно для науче­ния, для обличе­ния, для исправле­ния, для наставле­ния в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу при­готовлен"). Самое занимательно, что только в этом девтеро-паулинистском отрывке мы впервые слышим от автора, что Библию все же надо читать (во всех ранних произведениях Павел ни разу не говорит о важности чтения текстов Ветхого Завета, хотя сам их часто цитирует - как и во 2 Петр. 1:19-21). Да и то, нужно заметить, что самого канона Нового Завета тогда не существовало. И сразу возникает ремарка: автор этого текста ставит богодухновенность наряду с полезностью. Он никаким образом не проясняет ни на богословском, ни на философском уровне, что же такое θεόπνευστος. И специалисты могут спекулировать только на уровне собственно морфологии. Более того, означает ли θεόπνευστος безошибочность и непогрешимость? Из текста этого не видно. Я же считаю, что определение богодухновенности в 2 Тим. главным образом связано с практикой (т.е. полезностью) и имеет динамический, нежели статический характер. Другими словами, оно богодухновенно в том, что полезно для совершенства праведника.

Во-вторых, философское понимание проблемы. И тут я должен признать, что это самый важный момент для внимания консервативной библиологии. Проблема в том, что вопросы о непогрешимости и безошибочности - это именно те вопросы, которые были навязаны библейской науке в эпохе Просвещения и модернизма. Сам вопрос "ошибки" или "неточности" - это те вопросы, которые характерны для модернистского понимания науки per se, которая есть эмпирическое и верифицирующее явление. Однако авторы Нового Завета жили в совершенно иной эпохе. Для них были характерны преувеличения, метафоры, символы и обобщения. Важна была, проще говоря, не данность (и данные), а дух и значение. Т.е. представьте, что в комнату входит Ваш приятель и говорит: "я только чудом очутился тут вовремя!!!". Критик-модернист (а-ля Барт Эрман), грубо говоря, заявит, что это вопиющая и наглая ложь! (хотя, конечно, ради иллюстрации я и сам преувеличиваю - все мы в каком-то смысле модернисты и легко понимаем природу метафоры. Однако пусть этот пример все же останется примером). Однако библейский автор или читатель, который живет в ДО-критическую т.е. в ДО-модернистскую эпоху, прекрасно поймет, что это просто метафора, а не указание на внутренние рейсы на коврах-самолетах.

Другими словами, вопрос о безошибочности и непогрешимости Писаний - эта повестка, которая была навязана христианам эпохой модернизма. Когда на британском острове поехал первый поезд, когда запыхтели первые трубы пароходов, а Дарвин занялся своей теорией, христиане, возложив бремя доказательства на свои плечи, должны были доказывать "научно", что они не дураки. И многие были пойманы на эту удочку. Хотя в действительности, нужно было просто пересматривать свою апологетику. Хотя, разумеется, двести лет спустя, имея богатый исторический ресурс и опыт истории церкви, намного легче рассуждать на тему библейского авторитета, нежели апологетам "обезъяних процессов",

Виктор Шлёнкин
qui-credit.livejournal.com


Количество просмотров 3929
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна