| |
Поиск по сайту:
|
||
«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон) |
||
БогодухновенностьКак уже известно, существуют различные точки зрения на богодухновенность. Начиная от механического взгляда богодухновенности, заканчивая различными более утонченными философскими определениями. "Механическая теория" или "теория диктовки", начну с нее, заявляет, что Дух Святой буквально нашепал необходимые слова, которые автору нужно было записать. Такая теория зародилась в кругах лютеранской ортодоксии. Но прижилась она не надолго, поскольку библейская наука, скажем так, как и любая другая наука на месте не стоит. "Механический взгляд" на богодухновенность сегодня, пожалуй, характерен для фундаменталистов и, насколько я знаю, для мусульман. Но евангельские богословы, какие бы у них ни были на этот счет разногласия, с этой теорией больше не считаются. И правильно делают. Но они также верят в "вербальную" богодухновенность Библии: каждое слово сакрального текста значительным образом было вдохновленно и использованно благодаря сверхъестественному действию Святого Духа при составлении Писаний (т.о. они считают, что в противном случае наше занятие экзегезой не имело бы никакого смысла). Однако здесь у евангельских библеистов больше расхождений, нежели богословской солидарности. А расхождения и разногласия всегда зависят от аудитории, где начинаются сами дебаты.Далее, многие евангельские - а это то, что их в целом объединяет - считают, что положение о богодухновенности Библии подразумевает одну важную вещи: в Библии нет никаких ошибок: ни богословских, ни исторических, ни литературных, ни географических. Отсюда появилось, на мой взгляд, вопиющее недоразумение, связанное. прежде всего, с критическим, т.е. научным подходом в изучении текстов ранней церкви. Как я уже сказал, та или иная формулировка о "богодухновенности" и "безошибочности" (как это видно в тексте Чикагского заявления и Вестминстерского Вероисповедания") начинает принимать более сложную и более утонченную формулировку, когда проповедников сажают в лужу люди с лингвистическим и историческим образованием. В таких ситуациях часто возникают компромиссы и оговорки, хотя частью такого дискурса остается незыблемым: "все равно я верю..." Что же это означает? А означает это то, что многие, кто являлся частью составления подобных вероисповеданий, сами не были этими лингвистами и историками никогда на расстоянии ракатеного выстрела. Но это еще часть проблемы. В принципе, скажу самое главное, богословы на популярном уровне всегда являются и остаются такими же "благочестивыми читателями" библейских текстов, как и их паства. Хотя и более "продвинутыми". Поэтому отсюда возникает конфликт: молодые христиане поступают куда-нибудь в Йельский Университет, но в церковь потом не возвращаются. Почему? Я полагаю, что для этого есть несколько причин. Первая - богословская, а вторая - философская. Во-первых, в Библии только в одном месте что-то да говорится о богодухновенности библейских книг (2 Тим. 3:16 "Все Писание богодухновенно (πᾶσα γραφὴ θεόπνευστος) и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен"). Самое занимательно, что только в этом девтеро-паулинистском отрывке мы впервые слышим от автора, что Библию все же надо читать (во всех ранних произведениях Павел ни разу не говорит о важности чтения текстов Ветхого Завета, хотя сам их часто цитирует - как и во 2 Петр. 1:19-21). Да и то, нужно заметить, что самого канона Нового Завета тогда не существовало. И сразу возникает ремарка: автор этого текста ставит богодухновенность наряду с полезностью. Он никаким образом не проясняет ни на богословском, ни на философском уровне, что же такое θεόπνευστος. И специалисты могут спекулировать только на уровне собственно морфологии. Более того, означает ли θεόπνευστος безошибочность и непогрешимость? Из текста этого не видно. Я же считаю, что определение богодухновенности в 2 Тим. главным образом связано с практикой (т.е. полезностью) и имеет динамический, нежели статический характер. Другими словами, оно богодухновенно в том, что полезно для совершенства праведника. Во-вторых, философское понимание проблемы. И тут я должен признать, что это самый важный момент для внимания консервативной библиологии. Проблема в том, что вопросы о непогрешимости и безошибочности - это именно те вопросы, которые были навязаны библейской науке в эпохе Просвещения и модернизма. Сам вопрос "ошибки" или "неточности" - это те вопросы, которые характерны для модернистского понимания науки per se, которая есть эмпирическое и верифицирующее явление. Однако авторы Нового Завета жили в совершенно иной эпохе. Для них были характерны преувеличения, метафоры, символы и обобщения. Важна была, проще говоря, не данность (и данные), а дух и значение. Т.е. представьте, что в комнату входит Ваш приятель и говорит: "я только чудом очутился тут вовремя!!!". Критик-модернист (а-ля Барт Эрман), грубо говоря, заявит, что это вопиющая и наглая ложь! (хотя, конечно, ради иллюстрации я и сам преувеличиваю - все мы в каком-то смысле модернисты и легко понимаем природу метафоры. Однако пусть этот пример все же останется примером). Однако библейский автор или читатель, который живет в ДО-критическую т.е. в ДО-модернистскую эпоху, прекрасно поймет, что это просто метафора, а не указание на внутренние рейсы на коврах-самолетах. Другими словами, вопрос о безошибочности и непогрешимости Писаний - эта повестка, которая была навязана христианам эпохой модернизма. Когда на британском острове поехал первый поезд, когда запыхтели первые трубы пароходов, а Дарвин занялся своей теорией, христиане, возложив бремя доказательства на свои плечи, должны были доказывать "научно", что они не дураки. И многие были пойманы на эту удочку. Хотя в действительности, нужно было просто пересматривать свою апологетику. Хотя, разумеется, двести лет спустя, имея богатый исторический ресурс и опыт истории церкви, намного легче рассуждать на тему библейского авторитета, нежели апологетам "обезъяних процессов", Виктор Шлёнкин qui-credit.livejournal.com Количество просмотров 3929
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |