| |
Поиск по сайту:
|
||
«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль) |
||
От цинизма до слез: мужчина на пороге веры «Ты следишь за событиями во внешнем мире,
В средствах массовой информации мы нередко слышим разговоры о настоящих мужчинах. А какими они должны быть на самом деле? Оговорюсь сразу, что «единого “русского канона” маскулинности, - по справедливому замечанию И.С. Кона (1928-2011), - никогда не было, нет и не будет». Хотя, образ условно русского, позднее советского и постперестроечного мужчины, выглядит чаще всего одинаково непривлекательным. Вспомним, к примеру, известный диалог Михалевича с Лаврецким в романе И.С. Тургенева (1818-1883) «Дворянское гнездо»: «Я теперь нашел, как тебя назвать… ты – байбак, байбак с сознаньем, не наивный байбак. Наивные байбаки лежат себе на печи и ничего не делают, потому что ничего не умеют делать; они и не думают ничего, а ты мыслящий человек – и лежишь; ты мог что-нибудь делать – и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху… Вы знаете, на какую ножку немец хромает, знаете, что плохо у англичан и у французов, - и вам ваше жалкое знание в подспорье идёт, лень вашу постыдную, бездействие ваше гнусное оправдывает. Иной даже гордится тем, что я, мол, вот умница - лежу, а те, дураки, хлопочут… Есть у нас такие господа, которые всю жизнь проводят в каком-то млении скуки, привыкают к ней, сидят в ней. О, это мление скуки – гибель русских людей!». Два отрицательных образа мужчины предстают перед нами – наивный бездельник и бездельник мыслящий. Первый - лежит, потому что не только ничего не умеет делать, но даже не собирается учиться. Второй - лежит, поскольку ставит себя выше, чем окружающая его действительность, считая себя умнее и талантливее всех тех, кто трудится изо дня в день.
Однако «далеко не все постперестроечные российские мужчины склонны считать себя неудачниками». Взять хотя бы одну из перспективных, пусть даже и глянцевых моделей настоящего мужчины - «мачо». Американский социолог и антрополог Джозеф Стикос в ходе многолетних исследований в латиноамериканских странах выявил общие черты присущие термину «мачизм»: лидерство, чувство собственного достоинства, мужественность, стремление к завоеванию уважения, демонстрация высокой сексуальной потенции, превосходство над женщиной. Казалось бы, «комар носа не подточит», то, что нужно мужчине, однако если мы обратимся к определению слова «мачо», то в одном из испанских толковых словарей обнаружим следующие значения: «Животное мужского пола; Мул, бык; Часть детородного органа мужчины, с помощью которого происходит оплодотворение; Большой молоток кузнеца; Невежественный мужик; Сильный, здоровый, выносливый». Положа руку на сердце, признаемся, что приведенное определение точнее передает суть заявленной модели «мачо».
Отсюда разбалансированность взаимоотношений с самим собой, близкими, окружающим миром. Как следствие естественный уход с головой в работу или в безделье. Мужчина, ощущая «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл), последовательно ступает на путь «утраты Я» (Р.Мэй), прячась в «одинокую толпу» (Д. Рисмен). С возрастом у мужчины вырабатывается навык игнорирования событий внутреннего мира и уход от самого себя во внешний мир. Парадокс, но чем больше ценностей в мире вещей у мужчины, тем отчетливее сиротливость его собственной личности. Направленность во вне, по мнению австрийского психотерапевта А. Лэнгле, обусловлена дефицитом ценностей, который ослабляет отношения с жизнью. Более того, «любой депрессии предшествует дефицит субъективного переживания ценностей… В том случае, когда ценности отсутствуют, утрачиваются, разрушаются, то убывает и «духовная пища», происходит истончение отношений с жизнью». Зло всегда предлагает заманчивые внешние перспективы в ущерб внутренней красоте. Евангелие же предостерегает мужчину от подобного, пусть даже и эффективного, освоения внешнего мира: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Евангелие от Матфея 16,26).
С церковной точки зрения, мужчина осознает собственную ценность тогда, когда открывает для себя как веру в Живого Бога, так и веру Бога в себя. Ведь если Он умер ради меня и воскрес, значит я чего-то стою. Бог верит в меня. Даже если я, потерял веру в себя и еще не поверил в Него. То, что Бог верит в меня, по словам митр. Антония Сурожского (1914-2003), - «потрясающая тема»: «Если Бог так в нас сумел поверить, то мы должны верить в себя. А для этого мы должны научиться вчитываться в Священное Писание, в слово евангельское, искать, что в этом Писании вызывает в нас трепет, восторг, радость, на что мы отзываемся, говоря: Боже как это прекрасно! Как это истинно! Как светло! Мы коснулись Его человечества и узнали в Нем себя, но – в чистоте, во славе, в красоте, в истине. Поэтому вера в человека нас обязывает, она не дает нам права жить небрежно под тем предлогом, что Бог в нас верит, так же как не имеем мы права жить безответственно по отношению к человеку, который нам доверяет, нас любит, который в нас верит. Но если Бог может верить в нас, то мы имеем не только право – мы обязаны верить в себя и верить друг в друга». К принятию новых ценностей в свою жизнь мужчины подходят по-разному. Кому-то вера дается легко, радостно и естественно. А кто-то пробирается к вере через ропот и даже отчаяние, пробирается на ощупь и вопреки привычным шаблонам. Один из героев романа Ильи Стогова «Мачо не плачут» после международного конгресса «Религиозная молодежь на пороге третьего тысячелетия» в Малайзии решил помолиться так, как чувствовал собственную жизнь и как понимал неизвестного ему Бога. Пробираясь на ощупь к горнему миру, он начал изливать свою душу перед статуей будды: «"Может быть, на свете есть святые люди. Хорошие. Я таких не знаю. Я не хороший. Это как врожденная болезнь. Я родился уже уродцем. Мне не бывает стыдно. Я понятия не имею, что значит это слово. Слышишь? Ты бросил меня, и я живу, как умею. Как получается. Я не виноват! … Все говорят “быть хорошим”! Будто это старт. Как я понимаю - это финиш. До которого добегает один из сотни. Или нет? Если бы у меня был сын-инвалид... ребенок-уродец... я бы не наказывал его, а лечил... сидел бы у его постели... читал бы книжки, учил рисовать... а ты?.. что ты делаешь в нирване, если я здесь?!. или ты не любишь меня?.. а говорили, ты всех любишь... я тоже хочу... всех... всегда... всем сердцем... научи, а? Все говорят о какой-то чистой жизни. О какой чистой жизни?! Где она?! Ты знаешь: я хотел жить чисто! Не так, а... с женой... и вообще... И чего?! Ты видел: я старался! Пусть я мог не много... но ты-то вообще ничего не сделал!… Ты же видишь, на что похожа моя жизнь. Это как летучка у плохого редактора. Собрались вроде по делу, хотели горы свернуть. А потом отвлеклись, заболтались, выпили и до утра рассказывали друг дружке старые несмешные анекдоты. Прости... слышишь? Прости, что я так говорю... просто мне действительно нелегко... что я ни делаю, все без толку... я устал... слышишь?.. то есть ... ты скажи, что это нужно... скажи, что это правильно... я же не возражаю!.. я заслужил этот ад... я готов искупить... Но вместе с Тобой!.. не молчи... пожалуйста... помоги мне … Короче, это... Слезай!.. если ты Бог - слезай! Иди к нам... людям... Научи и исцели! Вот моя шея! Положи мне на затылок свою добрую руку. Скажи... хотя бы скажи... что тебе не все равно! Намекни... немножко кивни головой... я замечу!.. честное слово!.. мне хватит этого до конца жизни!.. Дай мне понять это, и я упаду на колени... я уже на коленях... перед Тобой!.. а ведь никогда раньше… Не обращай внимания, что я плачу. Это так... сейчас я прекращу... извини... Если бы я знал, что Ты со мной ... если бы я точно знал! я бы щекой прижимался к твоим ногам... слезами мыл бы твои ноги... вытирал бы твои святые ноги собственными волосами... только пусть Тебе будет не все равно, ладно?.. ничего, если ты не можешь мне помочь!.. это ничего!.. Но хотя бы заплачь рядом со мной!.. этого хватит! Я прижимал ладони к глазам и орал все громче.
Кто-то приходит к вере через жертвенник «Неведомому Богу», кто-то через исцеления от «опоясаний апостола Павла», кто-то через воскресение единственной двенадцатилетней дочери, а кто-то за мгновение до смерти на кресте…
Есть вещи, которые просто надо принять, не споря и не защищаясь...
Я рассказываю свою историю, поскольку чувства, которые я испытал при виде смятой фотографии, в точности совпадают с опытом, пережитым мною февральской ночью в общежитии колледжа, когда я впервые ощутил Бога. Я понял: Там Кто-то есть. Кто-то наблюдает за жизнью, проходящей на планете Земля. Более того - Он любит меня. То было поразительное ощущение нежданной, немыслимой надежды, нового, всепоглощающего упования. Вот на что я сделаю в своей жизни ставку...». А на что в своей жизни сделаешь ставку ты? Игорь МалинКоличество просмотров 1429
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |