Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

О романе бесы и сверхчеловеке по фамилии Липутин

Литературоведческая миниатюра

Роман Достоевского «Бесы» - трагический текст о тяжелейшей из русских болезней, об устрашающем распаде русской души, утратившей связи с абсолютными смыслами, ценностями и нормами и потому неуклонно мельчающей и катастрофически дичающей.

О «Бесах» написано немало. Образы героев романа исследованы специалистами-литературоведами достаточно основательно. Однако среди них имеется персонаж, который до сих пор пребывал как бы в тени, не привлекал к себе специального внимания исследователей, не порождал у них ни особого интереса к себе, ни желания вглядеться и вдуматься в его характер. Может быть, это происходило из-за уж слишком явной его мелкотравчатости, а может быть просто из-за того, что еще не наступило его время.

Но вот, вероятно, пришла пора перевести этого героя из романной периферии на аналитическую авансцену, представить его, так сказать, в натуральном виде и повнимательнее присмотреться к нему. Фамилия его Липутин. Это немолодой губернский чиновник, слывущий в городе атеистом и отличающийся какой-то особенной злой веселостью. Он имеет подросших дочерей и всю семью держит в страхе.

Будучи чрезмерно скуп, он сумел службой скопить себе капитал. В городе его мало уважают, а в высшем круге не принимают. Он принадлежит к группе единомышленников, которые сами себя называют «Наши». «Невзрачная и чуть не подленькая фигурка» этого семейного грубого деспота, скряги и процентщика, неизменно выныривает во всех ключевых сценах «Бесов». Будучи явной посредственностью, а в духовно-нравственном отношении и вообще отрицательной величиной, Липутин чрезвычайно энергичен, активен, деятелен, обладает необыкновенной приспособляемостью и вездесущей пронырливостью. Степан Трофимович Верховенский прозорливо подмечает эти его свойства, назвав Липутина «золотой серединой, которая везде уживется… по-своему».

Немало скандальных акций проводится в романе «под редакцией» Липутина. Пребывающий вне рамок элементарной порядочности, не ведающий различий между нравственностью и безнравственностью, приемлемым и постыдным, изощренный в добыче самых свежих скандальных новостей, в распространении сплетен, шпионстве, организации всевозможных провокаций, Липутин отличается чудовищной изворотливостью. Это стопроцентный макиавеллист, пронырливый прохвост, хорошо разбирающийся в людях, умеющий ловко использовать их слабости и выходить сухим из самых скользких ситуаций.

При всей своей внешней невзрачности, мелкотравчатости и кажущейся второстепенности, он выступает одной из главных пружин в механизме, предназначенном ликвидировать прежний порядок вещей и погрузить губернский город в катастрофическое состояние аномии. Не случайно хроникер, от лица которого ведется романное повествование, говорит этому завзятому провокатору: «Я вам удивляюсь, Липутин, везде-то вы вот, где только этакая дрянь заведется, везде-то вы тут руководите!» Еще определеннее звучит авторская характеристика Липутина: «Человек этот был настоящий и прирожденный шпион…»

При всей своей несомненно «бесовской» сущности, Липутин предстает в романе мелким служивым бесом русской политической периферии. Но совершенно очевидно и то, что сложись в литературном сознании Достоевского его жизненная судьба иначе, эта злокачественная человеческая личинка вполне бы могла вырасти в романе в здоровенного политического демона, поскольку она располагала всеми необходимыми для этого личностными предпосылками.

Владислав Бачинин
gazeta.mirt.ru


Количество просмотров 6326
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна