Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Не многие делайтесь писателями



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко




В прошлом «Рыбном четверге» мы с вами говорили о христианском бестселлере, под названием «Хижина». По этому поводу, в разных соцсетях, возникли локальные дискуссии. Одни люди выражали согласие с моей позицией, другие же выражали по этому поводу недоумение, даже на грани обиды.

Именно поэтому, пользуясь случаем, хотел бы несколько уточнить свою позицию.

Есть литература хорошая, а есть литература плохая. Хорошая литература всегда убедительна, всегда берет за живое, цепляет, всегда обогащает твой внутренний мир, обогащает язык. Плохая литература на это неспособна.

С художественной точки зрения, «Хижина» написана плохо, именно поэтому она меня не убедила, не взяла за живое, не зацепила, не обогатила мой внутренний мир (ну ладно, почти), и уж точно не обогатила мой язык. Ну вот такой я сноб. Ну, большие у меня требования к тому явления культуры, которое мы называем литературой, да и не только к литературе. Сразу хочется перефразировать отрывок из Библии (да простят меня фундаменталисты за такую дерзость): не многие делайтесь писателями.

Для меня, даже очень хорошее содержание, не оправдывает плохую форму. Если форма плоха, то и содержание мне становится глубоко неинтересным. Хорошие идеи не обязательно воплощать в (плохие) книги, можно их доносить через проповеди, лекции, дискуссии, я не знаю, через какие-то теле или радиобеседы. (Не многие делайтесь писателями...)


Слышал множество свидетельств о том, как эта книга помогла тому или иному христианину смириться с утратой близкого человека. В этом смысле я вот что могу сказать: если эта книга способна была утешить человека и помогла в трудные минуты жизни понять Бога, значит, она уже имеет смысл. Наверное, эта книга адресована, в первую очередь, отцам и матерям, которые утратили своего ребенка, а для утешения, все средства хороши, тем более, что утешение это – не сеанс у психотерапевта, а все-таки размышления над отношениями с Богом. Иов, между прочим, задавал Бог очень неудобные вопросы, проблема заключается в том, что религиозные люди склонны все это держать в себе. Если у тебя есть вопросы к Богу – задавай их, не молчи. Бог готов выслушать, в том числе наши причитания, претензии. По моему мнению, проблема этой книги еще и в том, что автор, пытаясь дать универсальный ответ для всех, пытаясь приблизить Бога к человеку, заигрался и довел все это дело до абсурда. Посему, неубедителен для меня сюжет этого романа, неубедительны образы, неубедительны диалоги, неубедительна теодицея, все как-то за уши притянуто.

Это мое восприятие книги! И это восприятие глубоко субъективно.

Ни в коем случае не хочу сказать, что те люди, которым эта книга понравилась, помогла что-то понять, являются глупыми, недалекими, или недуховными. Я знаю многих из них лично, так вот, среди них много умных и образованных людей и они являются очень духовными людьми. Дело в том, что у каждого человека свой неповторимый духовный опыт, у каждого и свои критерии и подходы к чему бы то ни было. Значит, задел этот роман какие-то струны их души, значит содержание было важнее формы. Бывает же такое, что и плохая проповедь иногда приводит человека к покаянию.
Кто-то плакал над этой книгой… Я не знаю, может сердцем нужно было ее воспринимать, а не разумом? Но для меня эти вещи неразрывно связаны, по крайней мере, что касается искусства. Я не могу выключать разум и оставлять только сердце. Еще раз повторюсь, раз книга кому-то реально помогает, значит она уже не является бесполезной. Я только против того, чтобы ее возводили в какой-то культ, а это происходит. Не нужно, конечно, ничего запрещать, но и нездоровый ажиотаж разводить не стоит.

И еще.

По-моему мнению, данный роман и весь этот шум вокруг него - это реальный симптом кризиса христианства. Старые, столетиями выработанные, схемы перестают действовать, приходится выдумывать новые, которые на поверку, весьма сомнительного качества. И, оказывается, что эти новые схемы ближе людям, чем старые-столетиями-выработанные. Происходит переход, выражаясь языком Дитриха Бонхёффера, к "безрелигиозному христианству". Ведь, по большому счету, претензии к "Хижине, могут выдвигать не только библейские фундаменталисты за умаление роли Писания, но и прочие ортодоксальные христиане, за то, что умаляется роль Церкви. которая, фактически уже и не нужна. В "совершеннолетнем мире" совершенно ненужным оказывается и церковное Предание. Есть ТЫ и довольно таки продвинутый, слушающий фанк, Бог, а посему, как любят преподаватели говорить студенту-первокурснику: забудь все, о чем тебя учили в школе. Забудь об этих ребятах в рясе, забудь и о ребятах с галстучками, с Библиями в руках, забудь и о ежедневных чтениях этой нудной Библии (есть куда более захватывающая литература), забудь о традициях, о сидении на церковной лавке и прочая и прочая... Христианство переходит в иные формы. Чтобы выжить. Лично я не против иных форм, лишь бы они были качества, как минимум, не худшего, чем формы предыдущие, иначе, зачем менять шило на мыло. Но традиции все-таки призываю уважать, а не то останемся у разбитого корыта...

Читайте хорошие книги!

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф


Количество просмотров 1763
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна