Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Бог слушает фанк? | Размышления над "Хижиной"



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко




— Можно узнать, что ты слушаешь?

— А тебе правда интересно?
— Конечно.
— Стиль Вест-кост джюс. Группа называется «Диат-райб», а альбом, который еще не вышел, — «Путешествия души». На самом деле, — она подмигнула Маку, эти ребята еще даже не родились.
— Ну конечно, — отозвался Мак, не слишком убежденный, — Вест-кост джюс, так? Звучит не слишком-то религиозно.
— О, поверь мне, вообще никакой религии. Больше смахивает на евразийский фанк и блюз с идеей и отличным ритмом. — Она шагнула вбок и повернулась к Маку, словно выполняя танцевальное движение, и хлопнула в ладоши.
Мак попятился.
— Бог слушает фанк? — Мак ни разу не слышал, чтобы слово «фанк» сопровождалось какими-нибудь приличными эпитетами. — Мне казалось, ты станешь слушать Джорджа Веверли...

Пол Янг, «Хижина»

Велик соблазн сделать Бога «своим в доску», не правда ли? Хочется, вроде бы далекого от нас Бога, сделать близким, таким себе, свойским парнем (ну, или прихлопывающей и пританцовывающей черной женщиной), говорящим на твоем языке, имеющего схожие с тобой повадки и даже увлечения. Но правильный ли это путь?

Это дошли мои руки, наконец, до «Хижины». Много уже было высказано мнений об этом произведении, причем кардинально противоположных мнений. Одни называют его ересью, а другие ортодоксальным христианским произведением.

Художественные достоинства этой книги обсуждать нет смысла, потому что их попросту нет, книга, мягко говоря, написана из рук вон плохо.

Если мне бы предложили охарактеризовать роман одним словом, я бы сказал: он инфантилен. Инфантилен от А до Я. Причем как по форме, так и по содержанию. Книга якобы посвящена детям, но читают во всем мире ее явно не дети, да и слишком громоздка она для них. Впрочем, я не знаю, какого возраста были дети автора  в момент написания этой книги.

В чем проявляется инфантилизм? Практическим во всем: в наивном сюжете, в наивности главного героя, и, что главное, в наивных попытках через вот это человеческое (и даже слишком человеческое), сделать Бога более понятным, что, лично для меня, превращается в откровенный фарс. По моему мнению, искренняя попытка автора разрушить привычные стереотипы о Боге и приблизить человека к Его пониманию - заведомо провальная. Выглядит неубедительно, примитивно, если не сказать пошло.

Умение задавать правильные вопросы – это, конечно, хорошее качество для христианина, но не менее хорошее качество – умение не позволить себе, давать на эти вопросы тривиальные и попсовые ответы. Этого Полу Янгу избежать не удалось. Да, он плохой писатель, но, как мне кажется, он и не очень хороший богослов. Кто-то говорит, что он выразил на современном языке то, что говорили Святые Отцы. Ему явно польстили. Мне кажется, что Пол Янг только профанировал и примитивизировал то, что они говорили, тем более, по всей видимости, он их и не читал. Мне кажется, история давно уже научила нас, что "изобретение велосипеда" – не самый лучший способ развития (в том числе духовного развития) потому что, очень часто, этот изобретенный велосипед является жалкой пародией на оригинал и не способен проехать и метра.

Нужна здоровая апофатика. Не стоит, пытаясь понять и объяснить Бога, рисовать на Него карикатуры. Одни, при изображении Бога, скатываются в наивный антропоморфизм, а другие рисуют Бога как самовлюбленного диктатора, купающегося в лучах собственной славы. Бог - бесконечно не такой, каким мы Его себе представляем. Очень велико искушение, создать образ Бога «под себя», под свои представления о мире. Так и хочется заключить Бога в рамку собственных стереотипов. Таким образом, Бог превращается в самый что ни на есть идол. Но «Бог начинается там, где заканчиваются человеческие представления о Нём» (приписывают эту фразу Дионисию Ареопагиту). Так вот, пытаясь разрушить одни стереотипы и штампы о Боге, автор создает свои, ничем не лучшие.

У человека всегда должно оставаться по отношению к Богу чувство такта. Простите, наш Бог, Он - наш Отец, но не папаша, Он - наш Друг, но не кореш.

Мы можем и должны, конечно, представлять в своем сознании Того, Кому молимся, но всегда должны давать себе отчет, что наш ограниченный разум не способен постичь Сущего от начала, и каждое наше представление полностью неадекватно. Ни в коем случае нельзя убедить себя в том, что ты знаешь каков Он на самом деле, тем более приписывать Ему какие-то земные качества, будь то антропологические, будь то социальные или какие либо другие.

Возвращаясь к «Хижине», можно сказать одно: читать – не вредно, вредно – не читать. Запрещенной литературы быть не может, даже "нерекомендуемой". Зрелый христианин сможет отделить зерна от плевел, для ищущего человека этот роман может стать первым шагом в сторону церковного порога. Но все зависит от нас.

Справедливости ради, нужно сказать, что в  книге есть и много интересных и полезных метафор. И это тоже нужно использовать.

«Хижина» - это отличный повод, который мы можем использовать в миссионерских целях. Мы живем в постмодернистском мире, сама книга – постмодернистская по своей сути, предлагает читателю делать свои собственные выводы, а это, в свою очередь, предполагает диалог – как внешний, так и внутренний. Так давайте же проводить дискуссии на сей счет, давайте писать статьи на эту тематику. Давайте разберем эту книгу на детали, на буквы, если надо, раз уж наделала она столько шума, и используем это в общении с миром.

Я думаю, что эту книгу наверное стоить прочитать, но даже не столько для себя, сколько для других, чтобы владеть предметом для разговора. А если у кого-то при чтении этой книги, возникают чувства возмущения по тем или иным поводам, то и это тоже полезно, всегда нужно пересматривать свои богословские основания, это помогает утверждаться в них. Отбрасывая эту книгу как ересь, мы только оттолкнем от себя людей, которые может и пришли бы в храм, но их может оттолкнуть наше такое к ней отношение. Тем самым, мы можем только лишь утвердить их в мысли, которая прослеживается в книге, что церковь погрязла в своей религиозности и в ней нет жизни.

Но лучше всего читать хорошие книги, которые оттачивают наш ум, обогащают наш язык и наполняют сознание яркими образами. И первая из них - это Слово Божие.

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф



Количество просмотров 6531
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна