Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Мы просто будем!



"Рыбный четверг" -  христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко



Поговорим о свободе.

Вот что писал Достоевский:
"Ну а как же — «Свобода! Равенство! Братство!» — провозглашенные французской революцией? Неужто и здесь никаких уроков для нас? Отчего же, уроки, конечно, есть, и серьезные. Лозунги прекрасные, но революция-то буржуазная, а потому и плоды ее соответствующие: «Свобода! Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать все, что угодно, в пределах закона. Когда можно делать все, что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все, что угодно, а тот, с которым делают все, что угодно». Равенство? У вас ни копейки, у соседа миллион, а в остальном вы... равны, конечно... Братство? Братство действительно великая движущая сила человечества, только сколько его ни провозглашай, откуда ж оно возьмется, если его нет в действительности?".
Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя»,
январь 1877.

Как будто про наше время пишет. Да, жил бы Федор Михайлович в наши дни, по всей видимости, он и сейчас скептически относился бы к западным либеральным ценностям.

Все дело в том, что там провозглашается внешняя свобода, «свобода от» – независимость ветвей власти друг от друга, независимость граждан от этих ветвей власти, свобода от разного рода монополий – экономических, идеологических, религиозных. Но есть внутренняя свобода - "свобода для", которая не обязательно связана со свободой внешней, можно жить в свободной стране, и, в то же время, быть несвободным внутренне и наоборот. Как написал недавно Евгений Сарапулов - «Тебя ограничивают? Это возможность обрести еще большую свободу».
Или, можно жить в, якобы, свободном обществе, где провозглашаются права и свободы граждан, но не иметь ни собственного мнения, ни собственной воли.

Соответственно, либеральное общество может быть не менее тоталитарным, по своей сути, чем общество консервативное. Свобода не есть либерализм. 

Правильно писал Герман Гессе в «Степном волке», что люди поменяли свободу на удобство. Создается впечатление, что производство №1 сегодня – это производство комфорта. Свободный рынок представляет собой рынок самых разнообразных видов удобств, на самый привередливый вкус. Потребление стало целью жизни современного человека. Человек обложился сотнями вещей, он не досыпает, зарабатывая на них деньги.
Удобство заканчивается там, где начинается удобство другого! Удобство – это осознанная необходимость!

Так возможна ли свобода в современном обществе потребления?

На самом деле возможна! Но свобода – это не дешёвая тряпка на мировой барахолке, свобода дорогого стоит. За свободу нужно бороться, нужно быть достойным свободы. Призываю всех бороться против иллюзорной, мнимой, марионеточной, халявной свободы.
Для того же Достоевского, подлинная свобода заключается в другом: "Главный признак величайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшей свободы собственной воли — способность к вполне сознательному, никем не принужденному самопожертвованию всего себя в пользу всех"
Ф. М. Достоевский, "Зимние заметки о летних впечатлениях"

Нечто подобное сказал и Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13).

Пока есть герои веры, мир еще держится. Возможно, Бог терпит этот мир, потому что есть горстка праведников, святых… Мир держится на свободных духом, ибо: где Дух Господень - там свобода.

Бог не ушел в длительный отпуск, не бросил нас на произвол судьбы. Да, они диктуют свои правила игры, они пытаются нас оболванить, но для нас они не указ, мы служим другому Граду.  Нас мало, но мы сильны! И мы не будем мириться с существующим положением вещей, мы будем отвоевывать клочки украденной у нас свободы, собирать её по крупицам и делиться с другими.
Мы... мы просто БУДЕМ! 

Завершу эти оптимистичные размышления словами замечательного протестантского богослова Дитриха Бонхёффера, настоящего героя веры, который был по-настоящему свободен и за эту свободу дорого заплатил (он был повешен в немецком концлагере 9 апреля 1945 года):

«Нужны ли мы еще?


Мы были немыми свидетелями злых дел, мы прошли огонь и воду, изучили эзопов язык и освоили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а может быть, просто стали циниками—нужны ли мы еще? Не гении, не циники, не человеконенавистники, не рафинированные комбинаторы понадобятся нам, а простые, безыскусные, прямые люди. Достанет ли нам внутренних сил для противодействия тому, что нам навязывают, останемся ли мы беспощадно откровенными в отношении самих себя— вот от чего зависит, найдем ли мы снова путь к простоте и прямодушию».

Дитрих Бонхёффер "Сопротивление и покорность".

Будем будить себя и других!

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Количество просмотров 3911
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна