Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

Нужна ли нам апологетика? Интервью с Игорем Кошелевым

Предлагаем вашему вниманию интервью с апологетом, диаконом Новотушинской церкви ЕХБ, Игорем Кошелевым

Игорь, расскажите о том, как Вы начали заняться апологетическими исследованиями?

Получилось так, что уже на протяжении многих лет я участвую в полемике с атеистами и скептиками – как на различных Интернет-форумах, так и в реальной жизни. Если кто-то нападает на христианство, выдвигая те или другие аргументы против него, я не могу молчать и всегда стараюсь высказаться на эту тему. Я вообще люблю полемизировать, а тем более, когда речь идет о славе Божьей, когда вера Христова безосновательно подвергается поношению. В таких случаях мне всегда хочется вмешаться и объяснить человеку, что он неправ, что он исходит либо из абсолютно неверных предпосылок, либо просто находится в плену стереотипных заблуждений. И, несколько лет назад, я, наконец, решил завести в Интернете блог, в котором стал публиковать свои мысли о жизни, вере и атеизме, а также рассматривать наиболее распространённые аргументы против христианства, и просто давать ссылки всем интересующимся теми или иными аспектами христианства.

Я пришел к выводу, что практически все возражения скептиков сводятся к одним и тем же аргументам: что Библию переписывали много раз, и поэтому ей нельзя доверять, что истории о Христе, к тому времени, как были записаны Евангелия, уже обросли мифами, что император Константин решал, какие Евангелия должны войти в состав канона, что у Иисуса была семья, что Церковь учила, что Земля плоская и стоит на трёх китах, что она веками препятствовала прогрессу науки, что вера – это, прежде всего, бизнес, а все священники – сплошные лицемеры… и так далее. За редким исключением, практически одно и тоже, как под копирку. И вот на эти стереотипные аргументы я и решил отвечать в своём блоге.

После того, как я опубликовал комментарий на довольно известный фильм «Дух времени», в котором утверждается, что христианство – это ни что иное, как заимствование из более ранних религий и служит исключительно для манипулирования массами и обогащения церковной иерархии, один христианин написал мне письмо и попросил разрешения опубликовать выдержки из статьи на своём сайте, посвященном разоблачению этого фильма. Благодаря этому многие прочитали мою статью, и вскоре я обнаружил, что её цитируют в Интернете на многих форумах, где обсуждается «Дух времени». Кроме того, ко мне на сайт стали заходить гости, задавать вопросы, вступать в полемику или же, наоборот, поддержать.

Вот Вы упомянули про «плоскую землю»... А можно узнать поподробнее, что Вы на это отвечаете – просто в качестве примера?

Люди приводят подобные, с позволения сказать, аргументы, даже не задумываясь над тем, что это просто глупость. Я вообще не понимаю, откуда они это берут? Церковь никогда ничему подобному не учила. Совсем наоборот: ещё бенедиктинский монах Беда Достопочтенный, живший в VIII веке, доказывал шарообразность Земли естественно-научными аргументами, а самый авторитетный католический богослов Фома Аквинский, – это XIII век, – приводил шарообразность Земли в качестве примера общеизвестного факта, который по-разному доказывается астрономами и физиками. Оба они, кстати, причислены к лику святых.

Интересно! А этому есть какие-нибудь документальные подтверждения?

Да, конечно, Аквинат писал об этом в своём фундаментальном труде «Сумма теологии». Всё это можно найти в свободном доступе, и то, что многие предпочитают руководствоваться какими-то нелепыми предрассудками, не имеющими ничего общего с действительностью, можно объяснить лишь интеллектуальной ленью и нежеланием отказываться от удобных стереотипов.

А как у Вас возникла идея написать книгу?

В какой-то момент мне захотелось расширить целевую аудиторию и сделать собранный мною материал, которого уже накопилось достаточно много, доступным не только обитателям Интернета.

А уже изданных книг, Вы считаете, недостаточно?

Книги по апологетике, конечно, есть, причём неплохие. Например, книги Джоша Макдауэлла, такие как «Не просто плотник» и «Неоспоримые свидетельства» – я имел честь проработать с ним восемь лет в качестве личного ассистента и переводчика. Есть и другие, но всё дело в том, что в большинстве книг затрагивается только какие-то отдельные вопросы, пусть даже очень важные, остальные же либо не освещены вообще, либо затронуты вскользь. Кроме того, не вся переводная литература (а нужно сказать, что практически вся апологетическая литература – переводная) учитывает нашу местную специфику.

А как вы оцениваете состояние апологетики в России?

В России, я бы сказал, состояние апологетики оставляет желать лучшего, хотя мне и попадались очень неплохие публикации на те или иные темы. Но здесь нужно учитывать, что семидесятилетнее господство атеизма внесло свои коррективы. Государственному атеизму не особо нужна была сильная аргументация (вполне хватало какого-нибудь Емельяна Ярославского или «Настольной книги атеиста»), поскольку на его стороне был пресловутый административный ресурс. Да и верующим в таких условиях тоже было не до апологетических исследований. Совсем другую ситуацию мы наблюдаем, к примеру, в США, где в условиях религиозной свободы и острого противостояния между христианами и атеистами уровень полемики на порядок выше: пишется огромное количество книг и статей, проводятся публичные диспуты между известными христианскими философами и представителями противоположного лагеря…

С другой стороны, я бы отметил некоторых православных авторов, в частности, протодиакона Андрея Кураева, чьи книги рассчитаны на достаточно широкую аудиторию и написаны доступным, популярным языком.

А что касается нашего братства? Как дело обстоит с апологетикой здесь?

К сожалению, я не могу назвать ни одной апологетической работы, изданной в нашем братстве. На развитие и формирование богословской школы вообще и апологетической в частности нужны многие годы. Надеюсь, что всё это нас ждёт в будущем.

Как вы думаете, а нужна ли нам, кроме общехристианской, конфессиональная апологетика? Например, защита баптизма от православия?

Я об этом как-то не задумывался. Лично я ставил своей целью защитить от нападок неверующих именно христианство в целом, заинтересовать людей либо ищущих, либо готовых искать, то есть посеять семя, которое могло бы прорасти. Что же касается внутриконфессиональной апологетики, то об этом наши братья писали довольно много – здесь ситуация намного лучше, чем с апологетикой общехристианской. Если, конечно, не считать такие откровенные «ляпы», как книга П.Рогозина «Откуда это всё появилось». На мой взгляд, лучше вообще никакой апологетики, чем такая. Можно не соглашаться с доктринами и практикой других конфессий, вступать с ними в полемику – но для этого нужно, как минимум, сначала разобраться в предмете, изучив их богословие. А то мы возмущаемся брошюрками типа «Баптисты, как самая зловредная секта», а сами?

Вообще я думаю, что самая главная апологетика братства – это святость в повседневной жизни. Приведу один пример. Много лет назад на православном форуме один атеист написал приблизительно следующее: я отвергаю все религии, все их догматы, но вот единственные верующие, которые действительно вызывают у меня уважение – это баптисты. Вероятно, этот человек лично сталкивался с кем-то из баптистов, возможно, неоднократно. Многие наши предшественники, безусловно, внесли огромный вклад, показав своими страданиями за Христа, своей святой жизнью, что такое настоящее христианство. Думаю, что вместо бесконечных диспутов, которые все равно ни к чему не приводят, нужно просто демонстрировать, что такое действие преображающей благодати Христовой в жизни наших церквей и наших верующих.

Я вовсе не отрицаю важность конфессиональной апологетики, но это не совсем мой профиль.

Какой объем литературы Вам пришлось привлечь? И какого направления эта литература?

Объем литературы очень большой. Это книги, посвящённые достоверности Библии, историчности Евангелий, формированию канона, литература по истории, философии. Пришлось использовать, конечно, не только христианские, но и атеистические источники.

Как Вы думаете, насколько важно образование в данной сфере?

Думаю, что очень важно. Я абсолютно согласен с Иваном Степановичем Прохановым, одним из пионеров нашего братства, который считал, что каждый верующий должен получить высшее образование. Это было сказано почти сто лет назад, когда многие в стране ещё были неграмотны, а сейчас, как мне кажется, высшее образование – это необходимый минимум для современного человека. Но дело, конечно, не только и не столько в наличии формального диплома, сколько в постоянном самообразовании, стремлении приобретать мудрость. Вспоминается, как английский король Карл II однажды спросил знаменитого проповедника д-ра Джона Оуэна, зачем он, учёный человек, слушает проповеди лудильщика Джона Буньяна? На что Оуэн ответил, что за такую способность привлекать сердца людей, какой обладает Буньян, он с радостью отдал бы всю свою учёность. Что мы видим? Книга, написанная простолюдином, стала классикой, она переведена на десятки языков мира, на неё писали комментарии лучшие богословы.

Если Бог, в Которого мы верим – Источник всякой премудрости и всякого познания, то разве верующий в Него имеет право быть малограмотным, невежественным и неэрудированным? Это очень плохое свидетельство миру.

Нередко случается, что когда христианин начинает всерьез заниматься науками, сопоставлять многие вещи, у него могут возникать разные сомнения? У вас такое бывало?

Бывало и много раз. Я вообще по своей натуре скептик, привыкший во всём сомневаться, всё проверять. И, безусловно, за свою христианскую жизнь я не раз сталкивался с кризисами, вызванными именно сомнениями. Что я с этим делал? Честно в молитве приносил свои сомнения Богу и с верой начинал искать ответы. И всегда их находил, после чего моя вера ещё больше укреплялась. Сомнения – это вполне нормальное явление в духовной жизни: настоящая вера должна быть выстрадана, она должна пережить испытания. Датский богослов и философ-экзистенциалист Сёрен Кьеркегор говорил о «прыжке веры», прыжке в неизвестность. Подвиг веры в том и состоит, что мы доверяемся Богу, жертвуя Ему свою жизнь, не имея стопроцентных доказательств, идя, так сказать, на риск. И за эту веру Бог и вознаграждает. Вообще, нужно сказать, что ни религиозная, ни материалистическая картина мира в принципе не могут быть доказаны, они обе так или иначе принимаются на веру. Да и в повседневной жизни мы постоянно вынуждены полагаться на веру. И речь здесь идёт исключительно о нашем выборе – хотим мы верить кому-то или чему-то, или же нет. При этом было бы в корне неправильным утверждать, что христианство требует слепой веры: Писание призывает нас возлюбить Бога в том числе и всем разумением своим. И, вопреки распространённому заблуждению, христианству нечего бояться исследования: всякая истина есть истина Божья.

Я благодарен Господу за то, что Он посылал в мою жизнь людей, которые помогали мне найти ответы на мучащие меня вопросы и разрешить сомнения. Надеюсь, что и моя книга поможет тем, кто хочет обрести Истину.

Когда Вы планируете закончить книгу?

Пока не могу сказать. Работы очень много, а свободного времени мало. Очень надеюсь с Божьей помощью закончить к концу этого года.

Андрей Рябенко, специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 2614
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна