Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

В Москве открылся Восьмой Московский Пасхальный фестиваль

Восьмой Московский Пасхальный фестиваль открылся торжественным концертом 19 апреля 2009 года в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Выступал Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением вдохновителя и автора идеи Пасхального фестиваля, его бессменного художественного руководителя Валерия Гергиева. В программу VIII Пасхального фестиваля, который продлится по 9 мая, включены 100 концертов в 28 городах России и в столице Армении Ереване, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Александрове, Беломорске, Благовещенске, Великом Новгороде, Владивостоке, Владимире, Дмитрове, Екатеринбурге, Зарайске, Казани, Калуге, Коломне, Мирном, Можайске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Перми, Петрозаводске, Ростове Великом, Серпухове, Суздале, Тольятти, Туле, Хабаровске, Якутске, Ярославле. В концертах примут участие более 500 музыкантов из России, Армении, Абхазии, Болгарии, Венгрии, Израиля, Литвы, Сербии, Украины, Эстонии, Южной Осетии. 

Восьмой Московский Пасхальный фестиваль по традиции включает симфоническую и хоровую программы, а также "звонильную неделю". Оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева выступит в 11 городах. Хоровая программа Пасхального фестиваля, кроме концертных залов, пройдет еще и в 26 храмах (из них – в 14 московских). В "звонильной неделе" примут участие, кроме московских, еще и 35 звонарей из 12 городов России, Украины и Беларуси: Омска, Архангельска, Великого Новгорода, Тюмени, Риги, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Минска, Феодосии, Ростова Великого, Вологды, Каргополя, Ярославля. 

Большинство концертов Пасхального фестиваля – благотворительные. По традиции это концерты, предназначенные для социально незащищенных слоев населения, учащихся и студентов, ветеранов Великой Отечественной войны, музыкальной общественности. Концерты благотворительной программы пройдут в культурных центрах, детских домах и домах ветеранов. Это и дневные общедоступные выступления симфонического оркестра Мариинского театра для молодежи, студентов, преподавателей, которые состоятся в Свердловской Государственной Академической филармонии, Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, в Беломорске. 

В Ереване 4 мая с участием Валерия Гергиева пройдет открытая репетиция Государственного молодежного оркестра Армении. Традиционно состоится общедоступный праздничный концерт в День Победы 9 мая в Москве на Поклонной горе с участием симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Кроме того, при поддержке друзей Фестиваля, Благотворительного фонда Валерия Гергиева будут выкуплены и переданы в социальные учреждения порядка 30% билетов. Закрытие фестиваля, также по традиции, состоится вечером 9 мая в Большом зале Московского международного дома музыки. Программа 2009 года отразит 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В частности, в концерте, который состоится в МГУ им. Ломоносова, планируется исполнить комическую оперу Вячеслава Круглика "Коляска" по его одноименной повести.

До начала собственно концерта прошла небольшая официальная часть открытия Восьмого Московского Пасхального фестиваля, в ходе которой выступили министр культуры РФ Александр Авдеев, первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк и глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Выступления были короткие, достаточно трафаретные и ожидаемые. Оживление внес Ю.Росляк, назвавший о. Всеволода "владыкой", что предполагает архиерейский сан, которого последний пока ещё не имеет. Все выступавшие отметили, что разразившийся в стране и мире финансовый и экономический кризис не помешали подготовить такой грандиозный фестиваль и собрать на него блестящие музыкальные силы международного калибра. Но одна особенность церемонии открытия Восьмого Пасхального фестиваля бросилась в глаза: в зале, в отличие от прошлых фестивалей, не было не только ни одного архиерея РПЦ МП (часто предыдущие Пасхальные фестивали открывал епископ Истринский Арсений (Епифанов) – викарий Московской епархии), но даже ни одного священника РПЦ МП, кроме, собственно, протоиерея Всеволода Чаплина… 

Восьмой Московский Пасхальный фестиваль начался с мировой премьеры сочинения Родиона Щедрина "Симфонический диптих", созданного по мотивам его же оперы "Очарованный странник", российскую премьеру которой осуществил Валерий Гергиев в концертном зале Мариинского театра в 2007 году. "Симфонический диптих" произвел очень яркое впечатление: он действительно навевал воспоминания о замечательном щедринском "Очарованном страннике", был исполнен блестяще и бурно встречен залом. 

Вторым номером в первом отделении стало концертное исполнение первой оперы Игоря Стравинского "Соловей" по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена (либретто С. Митусова), сочиненной им в 1909-14 гг. Её премьера состоялась в том же году на сцене парижской Grand Opera в рамках "Русских сезонов" Дягилева в декорациях Александра Бенуа. Российская премьера состоялась в 1918 году на сцене Мариинского театра в постановке Всеволода Мейерхольда и сценографии Александра Головина.

В заглавной партии блестяще выступила солистка Мариинского театра Ольга Трифонова, обладательница яркого, лёгкого, подвижного сопрано. Остальные партии исполнили солисты Мариинского театра: Людмила Дудинова (сопрано), Дмитрий Воропаев (тенор), Николай Путилин (баритон), Юрий Воробьев и Эдуард Цанга (басы), Злата Булычева (меццо-сопрано), Андрей Васин и Артем Мелихов (теноры) - и хор Мариинского театра (хормейстер Андрей Петренко).

Во втором отделении прозвучала Симфония № 2 ми минор Сергея Рахманинова, соч. 27 (1908 г.) В целом исполнение симфонии можно оценить положительно: она прозвучала по-русски распевно. Даже без подсказки аннотации в программке прослушивалась её интонационная и эмоциональная связь с 6-й симфонией Чайковского. Особенно в первой ее части. Но есть и замечания к исполнению. Во-первых, в некоторых эпизодах стихия захлестывала Гергиева, и возникали некоторые неоправданные ускорения темпа. Были некоторые потери и в смысле единства формы. Во-вторых, проскакивали чисто технические огрехи – не всё прозвучало вместе. Эта симфония требует тщательной проработки и немалого числа репетиций. Вероятно, ввиду интенсивности рабочего графика Гергиева и его недавнего недомогания нужного числа репетиций не получилось и, хотя, 2-я симфония Рахманинова – репертуарное сочинение оркестра, она, тем не менее, требует более тщательной работы непосредственно перед её исполнением. 

На бис было исполнено adagio из балета Чайковского "Щелкунчик". Несколько удивил очевидно замедленный темп, но получилось довольно любопытно. Между тем, никакие мелкие огрехи не затмили общего впечатления и атмосферы наступления грандиозного музыкального и духовного праздника, которым всегда, в течение вот уже нескольких последних лет, становится Московский Пасхальный фестиваль. 

С программой Восьмого Московского Пасхального фестиваля можно ознакомиться здесь.

Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

Фото "Вестей"


Количество просмотров 1436
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна