Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Я бы в пасторы пошёл, пусть меня научат...

 

Наш портал запускает серию статей и интервью посвященную проблемам христианского образования.

Предлагаем Вашему вниманию статью студенческого декана Московской семинарии евангельских христиан, Сергея Леонидовича Червоненко.

                     

                       Я бы в пасторы пошёл, пусть меня научат...

                               Нужно ли образование современному служителю?

В стихотворении «Кем быть?» Владимир Маяковский написал фразу, известную всем: «У меня растут года, будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?... Я в рабочие пойду, пусть меня научат». В этом стихе приводится описание различных профессий, и для каждой из них справедлива фраза «пусть меня научат». Когда тебе 17 лет, то вопрос о необходимости чему-то учиться стоит вполне естественно.

Но нужно ли обучаться современному служителю церкви? Нужны ли вообще все эти семинарии, христианские институты и академии? Мы постараемся разобраться в этом вопросе.

Для начала определим, каково отношение к обучению среди христиан. Существует два основных мнения об обучении:

1. Учиться необходимо только у ног Иисуса Христа c Библией в руках. Всякое обучение в Семинарии вредит, лишь мешает служить и слышать голос Бога.

2. Обучение в Семинарии необходимо служению, служитель должен быть образованным, т.к. между временем Христа и нами лежит большой промежуток времени и разница культур и для верного толкования Писания эту разницу необходимо знать и верно истолковывать. Государство также требует наличие академического образования для служителей церкви.

Приведу пример из жизни. Однажды в нашу церковь приехали гости - один из руководителей региона в объединении церквей, и «сопровождающие лица». После служения часть братьев церкви вместе с прибывшими гостями отправились на общение за обедом. Во время обеда, в личной беседе с одним из числа «сопровождающих», я заговорил о важности образовательной деятельности. В ответ услышал высказывание, смысл которого был таков - учиться надо у ног Иисуса Христа, с Библией в руках, а всё остальное лишнее. Подобное мнение встречается довольно часто в христианских кругах. Многие убеждены в правильности такого подхода. В качестве примера приводят случаи, когда обучение в семинарии не помогло служителю, а наоборот, навредило церкви. Бывали случаи, когда потенциальный служитель, отучившись в семинарии, получив знания, возвращался в церковь, и начинал революцию против пастора церкви. Оперируя знанием греческого алфавита, терминами «герменевтика», «апологетика» и подобными им, создавал ауру «высшего знания», ставя себя в противовес пастору, часто непонимающему смысла этих терминов.

После этой беседы, я размышлял о подобных доводах, и мне вспомнился другой пример - пастор реформаторской церкви. Он рассказывал, что в их объединении церквей строгий порядок - к проповеди в церкви допускаются служители с образованием не ниже магистра. Даже бакалавру богословия не позволят проповедовать. И в его церкви таким «допуском» обладает только сам пастор и ещё один служитель. Сделано это в целях защиты паствы от неверного толкования Писания. Этот подход порождает трудности, т.к. этот пастор регулярно ездит в регионы, и в его отсутствие вся нагрузка по проповеди ложится на второго служителя. Как бы там ни было, но одному человеку еженедельно готовить качественную проповедь невероятно трудно.

Какой подход является более правильным? Должны ли мы учиться «только у ног Христа с Библией в руках» или необходимо получать систематическое богословское образование? Переведя этот вопрос в другую плоскость, перефразируем вопрос: должны ли служители заниматься самообразованием или закончить ВУЗ?

Давайте вместе представим, каковы условия применения полученных знаний у этих категорий людей - выпускник ВУЗа и самообразованный. Где и как в реальной жизни могут найти работу эти две категории людей? Мы даже предположим, что оба имеют сопоставимый уровень знаний.

Выпускник ВУЗа

В современном мире человек, окончивший ВУЗ, имеет больше шансов получить приличную работу и высокую зарплату, чем занимавшийся самообразованием. Ведь наличие диплома подтверждает тот факт, что уровень знаний, полученных выпускником ВУЗа, соответствует определённым стандартам. Если же человек не имеет диплома, то необходимо сначала доказать уровень своих знаний на практике, а это требует дополнительного времени и сил. Да и не всякий работодатель согласится нанимать такого сотрудника, ведь может оказаться, что уровень знаний такого специалиста значительно ниже ожидаемого.

В этом смысле выпускник ВУЗа в более выгодной ситуации. Итак, образование, полученное в ВУЗе имеет свои преимущества.

Самообразование

Основное преимущество - нет нужды тратить несколько лет на обучение, можно сразу приступать к делу. Такие специалисты встречаются довольно часто, их в народе называют «спецы». Много таких спецов в автомастерских, ремонтных центрах, среди строителей и других рабочих специальностей. Обычно, такие люди не стремятся руководить другими, но очень хорошо выполняют свою работу. Их квалификация определятеся не дипломом, а умением. «Спец» с удовольствием будет изучать литературу, непосредственно связанную с его деятельностью, например устройством автомобиля. И на работу его будут брать скорее по рекомендации или по результатам его деятельности. Независимо от наличия или отсутствия диплома.

Образование в христианской среде

То же самое можно сказать и об образовании в христианском мире. Пастор может быть самородком, нигде не учившись, являться знатоком текста Писания и практического служения. До тех пор, пока его деятельность распространяется только на членов церкви, и не выходит за рамки общины это еще может быть приемлемым. Но, помимо всего прочемы, мы живём в государстве, в котором между церковью и государством сложились вполне конкретные отношения. Нередки случаи, когда государство, со своей стороны, требует у служителей наличия подтверждённого образования. Подобные вопросы встают особенно остро в процессах, связанных с регистрацией церкви, организацией публичных мероприятий, таких как социальные акции, благовестие и др. Пастор может быть отличным проповедником и душепопечителем, но для государства этого недостаточно, необходимо образование. И не «абы какое» образование, а вполне приличное. Приведу пример. Недавно обнаружил в почтовом ящике дома рекламную газету. Среди множества объявлений увидел рекламу некоего института, которые предлагает получить высшее образование за небольшие деньги. Ради интереса посмотрел адреса филиалов, и нашел филиал в своём городе. Стало интересно, посмотрел внимательнее, и обнаружил, что филиал в соседнем доме, в квартире номер 26! Дом жилой, квартира тоже. Это значит только одно - образование, которое даёт этот «институт» липовое. Но обещание диплома «гособразца» большими буквами значится в рекламе.

Похожая ситуация сложилась и с христианским образованием. Множество учебных заведений, обещающих высокие степени в короткие сроки и с минимальной нагрузкой, делают такое образование неэффективным. Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация евангельских учебных заведений даёт подтверждение уровня степени бакалавра при условии, что нагрузка составит 3-4 года обучения. Для получения следующей степени - магистра необходимо ещё от двух до четырёх лет. Такова система, таковы правила. Невозможно получить степень магистра, не имея степени бакалавра. Тем не менее, не все это соблюдают. И это негативно сказывается на отношении к христианскому образованию в целом. Негативно сказывается на самом образовании, его качестве.

Как определить качество образования?

Мы пришли к выводу, что не всякое учебное заведение стоит того, чтобы там учиться. Зададим вопрос - как мы можем определить качество образования в семинарии? Какие применить критерии? На что обратить внимание? Давайте вновь обратимся к аналогии со светским образованием.

Преподаватели

Почему Московский Государственный Университет, сокращённо МГУ, является таким популярным и уважаемым? Ведь не потому что у них большое здание, или безлимитный интернет для студентов. И даже не потому что «Московский», хотя и это играет роль. Определяющими факторами являются преподаватели и выпускники университета.

Преподавательский состав МГУ если не самый лучший в России, то по крайней мере один из самых лучших. Чем лучше преподаватель знает свой предмет, тем лучше будет его знать студент. Преподаватель заинтересовывает студента, вкладывает в него свой опыт и знания, пробуждает желание учиться.

Если же преподаватель относится к предмету обучения как к некой обязанности, без интереса, то и у студентов этого интереса к предмету не появится. Даже если в класс такого преподавателя попадёт студент, желающий обучаться и развиваться, то существует вероятность, что его внутренний «огонь» погаснет, столкнувшись с «холодом» безразличия преподавателя.

Выпускники

Выпускники МГУ являются желанными сотрудниками во многих предприятиях и фирмах. Руководители и директора знают уровень образования в МГУ, и они уже ожидают от выпускника определённой отдачи в работе. И, как правило, их ожидания оправдываются. Почему? Да всё потому же - хорошие преподаватели обучали заинтересованных студентов. И дальнейшая деятельность выпускника МГУ на его рабочем месте является хорошим свидетельством образования. В конечном итоге, человек имеет вдвое больше - качественное образование и диплом, подтверждающий это образование.

В случае с христианскими учебными заведениями ситуация будет похожей, работать будут те же принципы. Кто обучает студентов? Кандидаты наук и доктора богословия, или просто хорошие служители? Ведь если я желаю, отучившись в семинарии или другом учебном заведении, получить степень магистра, это значит, что мои преподаватели должны быть докторами или кандидатами наук. Таковы правила. С другой стороны, часто бывает так, что служитель, не имеющий академических званий, может быть хорошим преподавателем, отлично знающим тот или иной предмет. Этого вполне достаточно для уровня Библейской школы и сугубо практического служения. Но для присвоения степеней этого недостаточно.

Один мой знакомый служитель так хотел кого-нибудь учить богословию, сам занимался богословием день и ночь. На мой вопрос: «Скажи мне, как ты отдыхаешь?» Он мне ответил: «Читаю богословскую литературу». И он не хитрил, для него это было действительно удовольствием и отдыхом. Он наслаждался богословием. Но при всей своей тяге к обучению, он так и не получил вообще никакого систематического образования - ни светского, ни христианского. Он остался самоучкой, и его мечта - обучать других, так и не воплотилась. Жаль.

Итак, при выборе учебного заведения, важно обращать внимание на преподавателей. Ведь в конечном итоге, влияние на дальнейшее служение окажут знания, полученные от учителей, а не величина класса или удобство общежития.

Дальнейшее служение выпускников учебного заведения является показательным, как лакмусовая бумажка. Чем заняты выпускники? Где они теперь? В какую деятельность вовлечены?

Степень получена. Что дальше?

Некоторое время назад, я получил весточку от выпускника Даллаской Семинарии, США. Он родом из Казахстана, отучился в Даллаской семинарии и вернулся домой. На вопрос: «Как там обучение, студенты?», он ответил: «9 из 10 поступающих учится в США всеми правдами и неправдами стараются остаться там на ПМЖ». Является ли такое обучение эффективным? Ведь посылая студента на обучение в семинарию, церковь ожидает его возвращения для дальнейшего служения в этой церкви. Если только у этого студента нет призыва к миссионерской деятельности. Выпускник учится для того, чтобы применять полученные знания в Церкви Христовой. Было бы печально видеть выпускника, полностью занятого бизнесом или иной деятельностью, и не приносящего никакой пользы в поместной церкви. Для чего учился? Зачем кто-то потратил приличную сумму денег на образование этого человека, бездействующего в церкви?

Нужны ли Церкви профессиональные служители?

Семинария не может быть самостоятельным элементом, она является инструментом, помогающим Церкви готовить служителей, пасторов, миссионеров. Это прикладная задача. Ведь Христос, придя на землю, установил Церковь, а не что-то иное. Поэтому Семинария, это место обучения и подготовки служителей. Если хотите - профессиональных служителей. Хотя на территории бывшего Советского Союза у многих бытует мнение, что работа отдельно, а служение отдельно. И само словосочетание «профессиональный служитель» воспринимается почти как ругательство. Но позвольте, как же так? Если мы идём к врачу в больницу, мы желаем, чтобы этот врач был профессионалом, т.е. отучился в хорошем медицинском институте, прошёл приличную практику, и только после этого лечил нас. Но если мы так щепетильны по отношению к личности, лечащей наше временное тело, то почему мы считаем, что нашей вечной душой может заниматься любой дилетант?! Дилетантский подход в душепопечении приводит к ещё большим проблемам личности. Дилетантский подход в проповеди может привести к ересям. Дилетантский подход в благовестии может оттолкнуть человека от Благой Вести. В своей обычной жизни мы желаем быть окруженными профессионалами, но не спешим распространять это желание на церковь.

Почему сложилась такая ситуация? Возможно, оказывает влияние наше прошлое. При советской власти учить в Церкви было некому и некого. Верующим людям путь в ВУЗы был закрыт. Постепенно церкви смирились с этим положением. Всё обучение сводилось к самостоятельному изучению Библии. Но сейчас, по прошествии почти 20 лет с момента, как СССР не стало, продолжает бытовать мнение, что такое обучение и является единственно верным. Это мнение ошибочно. Служителю церкви необходимо иметь качественное образование. Необходимо использовать имеющиеся возможности для укрепление и развития служения церкви.

Пример Апостолов - Петр и Павел

Возможно, кто-то, дочитав до этого места, подумает: «Всё сказанное выше вроде бы верно, но мы не видим примеров из Библии». Поэтому рассмотрим примеры из Библии.

В качестве таких примеров возьмём апостолов Петра и Павла. Если провести параллель между этими апостолами, то видно, что апостол Петр человек «некнижный» (Деяния Апостолов 4:13), а апостол Павел получил высшее образование «у ног Гамалиила»(Деяния Апостолов 22:3). Можно сказать что Петр был самоучкой, который не получил систематического образования подтверждённого дипломом. Он обучался лично у Учителя Иисуса Христа практическому служению, пройдя через множество собственных ошибок. С другой стороны, апостол Павел был бы сейчас дипломированным доктором философии.

Чьё же служение было более продуктивным? Мы знаем, что от проповеди Петра за один раз покаялось 3000 человек (Деяния Апостолов 2:37-41). С другой стороны Павел ставил церкви среди язычников, и благовествовал вельможам и правителям своего времени. В конце концов Павел рассчитывал встретиться с Римским императором, чтобы поведать ему Благую Весть.

Мы часто называем Петра - апостолом для еврейского народа, а Павла - апостолом для язычников. Но при этом, Петр был призван Богом для благовестия язычникам (Деяния Апостолов 10 глава). А Павел мог так же общаться с иудеями на равных, будучи фарисеем (Деяния Апостолов 23:6).

Каждый из апостолов был эффективен в том служении, к которому призвал его Господь. Я не склонен ставить кого-то из них выше или ниже другого. Цели их служения были разные. Но если Петру было достаточно тех знаний, которые он получал с самого детства, будучи воспитан в иудейской среде, то Павлу требовались дополнительные знания для эффективного служения вне привычной среды.

Учится или не учиться?

Исходя из примера апостола Петра, можно сделать вывод, что если человек желает нести служение внутри церкви, без взаимоотношений с государственной властью и язычниками, то ему образование не нужно. Я бы согласился, если б каждый такой потенциальный служитель, как и апостол Петр, изучал Священное Писание с детства, и первым заученным в его жизни стихом был бы «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:4-5). Но современный мир не таков. Подавляющее большинство людей в церкви приходят в неё извне, из мира. Поэтому обучение необходимо большинству служителей, независимо от целей их дальнейшего служения.

Я в пасторы пойду, пусть меня научат

Итак, мы ответили вопрос «учиться или не учиться» и приняли решение учиться. Теперь возник новый вопрос - где учиться?

Каждый может на основании вышеизложенного принципа «преподаватели/выпускники» определить для себя учебное заведение, в которое следует поступать.

Я являюсь сотрудником Московской Семинарии евангельских христиан. В этой Семинарии, как нельзя лучше, проявляется принцип «преподаватели/выпускники». Чтобы не быть голословным, приведу цифры.

Преподаватели Семинарии: Доктор богословия - 4 человека, Доктор библеистики - 4 человека, Доктор практического служения - 3 человека, Кандидат наук - 12 человек, Магистр - 8 человек, Специалист (выпускник ВУЗа) - 3 человека.

Выпускники Семинарии и их служение: пастор церкви - 18%, миссионер - 6%, служитель церкви (дьякон, проповедник, учитель воскресной школы и др.) - 42%, сотрудник христианской организации - 20%. В общей сложности 86% выпускников Семинарии в активном служении Церкви.

В чем причина такого высокого процента? В том, что Московская Семинария евангельских христиан активно взаимодействует с поместными церквями, как в период обучения служителей, так и после выпуска. Цель такого взаимодействия является двусторонней. С одной стороны - необходимо, чтобы обучающийся применял полученные знания на практике. Иначе эти знания становятся мертвым грузом, не приносящим пользу церкви. С другой стороны - обучение в Московской Семинарии строится на систематическом подходе к образованию, но обязательно отвечающем сегодняшним нуждам и реалиям Церкви. Семинария не существует изолированно от Церкви, она существует в помощь ей. Обучение направленно на укрепление и развитие поместных церквей, а не является самоцелью.

Мы понимаем, что не всем удобно приехать в Москву на несколько лет, для получения качественного образования. Поэтому была запущена заочная форма обучения через Интернет, которая позволяет служителям оставаться в своей церкви, и одновременно обучаться в Московской Семинарии.

Приведу другой пример взаимодействия. Многие церкви в настоящее время организуют реабилитационные центры для алко и наркозависимых. В большинстве случаев служение в центрах несут добровольцы, действующие по наитию. Церкви ощущают нехватку подготовленных для этого служения людей.

В Московской семинарии отреагировали на эту нужду, и был введён курс «Теория и практика реабилитационного служения». Это и есть двусторонняя связь между Церковью и Семинарией.

Кроме этого, Московская Семинария евангельских христиан межденоминационное учебное заведение. Другими словами здесь обучаются баптисты, пятидесятники, методисты, пресвитериане и другие. Пасторы церквей различных деноминаций доверяют Семинарии обучение своих служителей. Как же это стало возможно? Ведь богословие в деноминациях отличается. И мы в Семинарии это знаем. Но делаем упор на то, что является общим в богословии евангельских христиан. Порядка 75% и выше богословия всех евангельских христиан идентично, и отличия сокрыты в этих 25 и менее процентах. Исходя из этого, в Семинарии преподаётся консервативное евангельское богословие, которое и составляет эти самые 75%. А остальное - имеющиеся различия, преподаются представителями деноминаций. В Семинарии нет цели обучить всех одинаковому богословию и развивать отдельную деноминацию. Цель помогать каждой поместной церкви, и этим расширить границы Царства Небесного.

Надеюсь, всё вышесказанное поможет Вам определиться в вопросах «Нужно ли мне богословское образование?» и «Где его получить?»

Мы будем рады видеть Вас в Московской Семинарии евангельских христиан.

______________


Наш портал благодарит Сергея Леонидовича Червоненко за предоставленный материал.

Андрей Рябенко, специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 3264
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна