Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Социальное служение религиозных общин в условиях пандемии

Круглый стол «Социальное служение религиозных общин в условиях пандемии COVID-19: вызовы и действия» в рамках XXIX Международных образовательных чтений прошел 17 мая в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП).

Председателем круглого стола выступил руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму социального отдела Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, протоиерей Максим Плетнев. Куратор мероприятия – сотрудник ОВЦС МП Маргарита Борисовна Нелюбова.

Представители разных конфессий делились своим опытом социального служения, жизни общин в это особое трудное время пандемии.

Иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям открыл встречу по основной теме круглого стола. Он подчеркнул, что в этой общей беде, которую мы переживаем в условиях пандемии, реакция Церкви особо важна. Голос Церкви в этой ситуации не просто востребован, а его хотят услышать люди. Важно знать, как реагируют на эту ситуацию Русская Православная, Католическая Церковь, протестантские церкви. Наши действия не должны противоречить нормам – санитарным ограничениям, которые вносит государство для того, чтобы наладить эпидемиологическую ситуацию, но с другой стороны вопрос тотального закрытия храмов для нас был не приемлем. Так богослужения, включая и Пасхальные, совершались клириками без участия мирян, где священство молилось за весь народ. Сейчас верующие возвращаются в храмы, всем понятно, какие надо соблюдать меры эпидемиологической безопасности. «Государства по всему миру поняли, что у Церквей есть определенная черта, за которую они не готовы переходить, – совершенная отмена богослужений из-за каких-то даже особых событий для церквей не приемлема», - подчеркнул отец Стефан в своем докладе.

Бондаренко Елена Михайловна, референт по внешним церковным связям Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России в своем выступлении по теме «Церковь в условиях пандемии – опыт служения Лютеранской Церкви» рассказала, как прожили это особое время пандемии лютеранские церкви, когда богослужения проходили в онлайн режиме без прихожан, что в этих условиях причастие, которое обычно проводится на каждом воскресном богослужении, было отменено по общему решению. Причастие онлайн для прихожан Лютеранской Церкви не приветствуется. Конечно, необходимая помощь была оказана нуждающимся прихожанам, которую оказывали волонтеры в этом служении.

Католический священник Игорь Ковалевский, администратор прихода святых Петра и Павла в храме святого Людовика в Москве, директор международной организации «Каритас» в Европейской части России отметил важность социальной помощи на примере деятельности организации «Каритас», действующей во многих странах мира, и как изменилось в условиях пандемии служение организации «Каритас». В Москве действует крупный проект помощи бездомным. Цель проекта - социализация таких специфических групп людей, работа с которыми очень трудная. Во время пандемии такие люди оказались в крайне сложной ситуации. На помощь пришла сеть отелей «Ибис», которые согласились принимать бездомных во время карантина. Каритас оказывает помощь где-то в 23 городах по России. Самый крупный центр - в Санкт-Петербурге. Были проекты по экстренной продуктовой помощи детям из неблагополучных и малообеспеченных семей, посещающим центры Каритас. Гуманитарная помощь (в первую очередь, продуктовая) оказывалась семьям, в которых люди потеряли работу; устраивались столовые, где ежедневно можно было получить еду. В Санкт-Петербурге действует благотворительный проект дневного пребывания для молодежи, имеющие особые потребности, с различными проблемами со здоровьем.

Отец Игорь отметил: «Главная цель - обучение, воспитание и социализации для молодых людей с проблемами развития. Из-за пандемии для обучения были использованы социальные сети. Роль виртуального пространства, социальных сетей, как показала особое время пандемии, раньше мы недооценивали. Но виртуальное богослужение должно быть все же исключением, а не обычной практикой.

…Пандемия перед нами всеми поставила вызовы и также обличила духовные и моральные проблемы не только христиан, но и всего человечества. Мы попадаем в две крайности. С одной стороны - безответственность, с другой - параноидальный страх перед опасностью заражения. Задача церквей, христиан как раз была избрать эту золотую середину- то есть ответственность по отношению к собственному здоровью и здоровью к окружающим, соблюдать ограничительные меры. Но с другой стороны, такая ответственность не должна сопровождаться параноидальными страхами, связанными, в том числе, с заражением и смертью. Все таки христианам есть что сказать людям на тему болезни, несения креста и пасхального измерения биологической смерти человека. Пандемия показала, что только, объединившись, мы можем не только помочь тем, кто нуждается, но сделать этот мир добрее и милосерднее. Причем объединившись не только с христианами, а с представителями различных религий и со всеми людьми доброй воли. Пандемия показала, что вирус не избирает нас по национальному, религиозному, политическому, экономическому признаку. Смертность от этого вируса достаточно высока. Здесь активно поможет лекарство от этого вируса - наше единство»

Также на круглом столе были представлены темы: «Взаимодействие православных и католиков в духе Гаванской декларации» (Гуменюк Петр Викторович, фонд «Церковь в нужде»), «Церковное служение в условиях пандемии – опыт Православной Церкви» (Иеродиакон Петр (Ахматханов), сотрудник секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС МП),

«Опыт социального служения в кризисных условиях, развитие и перспективы» (Протоиерей Георгий Артарьян, настоятель прихода Свято-Троицкого храма с.Долгодеревенское Челябинской обл., психолог Абалмазова Светлана Федоровна),

«Кризисный центр «Китеж» – опыт работы в период пандемии»

(Садикова Елена Евгеньевна, директор Кризисного центра «Китеж»). Миссия центра «Китеж» заключается в защите прав и создании системы эффективной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, страдающим от домашнего насилия и находящихся в группе риска попадания в трудовое и сексуальное рабство. За пять лет работы Центра консультативную помощь получили свыше трех тысяч человек, непосредственно проживали в шелтерах- приютах (Москва и Ростов) более трехсот, большинство из них дети. К участию в работе центра приглашаются верующие разных конфессий и все желающие, которые могут помочь решить проблемы.

По теме «Христианские группы самопомощи семьям зависимых в условиях пандемии» выступили Белякова Нина Владимировна, психолог-консультант, директор Христианского центра «Встань» и Надюк Руслан Иванович, магистр богословия, канд. психол. наук, магистр социальной работы, декан факультета дополнительного профессионального образования служителей Московской семинарии евангельских христиан, пастор церкви ЕХБ «Слово для души».

Христианские группы самопомощи оказывают важную духовно-психологическую помощь семьям с людьми, страдающими химической зависимостью (алкоголь, наркотики). Конечно, в условиях пандемии такие проблемы в семьях обострились. Нина Белякова рассказала о природе зависимости и созависимости, в основе которой лежит грехопадение, и о душепопечительских межконфессиональных группах, которые работают, следуя принципам известной многим программы «12 шагов». Программа «12 шагов» становится неким духовным детским садом и способствует воцерковлению, как для зависимых, так и для созависимых людей.

В частности Нина Владимировна отметила в своем докладе: «Во время кризиса, который создала пандемия коронавируса, проблемы в семьях, где есть зависимые, обострились, и жизнь во многих семьях стала невыносимой.

Как вести себя с химически зависимым членом семьи? Соблюдение мер предосторожности требует силы воли и ответственности, которых у зависимого, как правило, нет. Нынешнее время требует собранности, ответственности, взаимоподдержки и внимания друг к другу.

Что делать, если семья (которая является созависимой) живет с зависимым человеком на одной территории? Жизнь с зависимым человеком — это всегда угроза здоровью и жизни либо для алкоголика/наркомана, либо для близких, которые с ним находятся.

Специалисты проводят параллель между зависимостью и созависимостью.

Созависимость, как и зависимость - это сложное био-, психо-, социо- и духовное состояние, сформировавшееся в результате первородного греха в Эдемском саду и приведшее к нарушению общности с Богом, собой и другими людьми.

В результате человеком обладают разрушенные эмоции, искаженное мышление, ослабленная воля, разрушенные семейные и общественные связи деструктивное поведение... Поломанные судьбы, житейские неприятности приводят к тому, что потребность в помощи и поддержке непрерывно растет.

Одним из видов реальной, доступной помощи являются группы взаимопомощи, душепопечительские группы, в которых используется программа «12 шагов».

Групповая работа предназначена для тех, кто готов к изменениям для восстановления личностной целостности, которая была нарушена нашими прародителями.

Душепопечительская группа опирается на учение Иисуса Христа и Силу Духа Святого.

Душепопечительская группа может помочь страждущим в удовлетворении их запроса. Именно в группе участники, объединенные схожими проблемами, целями, смогут получить необходимую поддержку, обмениваясь опытом и надеждой.

Работа в душепопечительской группе - это эффективный способ получения информации о проблеме и обучение участников группы с целью обретения знаний и поиска Библейского взгляда на себя. Богоугодного решения в освобождении выявленного в духовной и эмоциональной сферах человека дефектов характера.

Созависимые смогут научиться осознавать и выражать свои чувства. Это очень важная часть групповой работы. Чаще человек не понимает, что происходит внутри него. Если не развить этот навык, то эмоции будут контролировать его, и человек будет находиться в постоянном чувстве вины из за своих негативных эмоций и не испытывать радости от позитивных. Это мешает им быть счастливыми во Христе.

Участники душепопечительской группы узнают, что у других схожие проблемы, что они тоже испытывают чувства неполноценности и отверженности и одиночества. И тогда они научаются реагировать на нужды окружающих и поддерживать их, и не осуждать, изменяя стереотипы поведения. А также принимать помощь от других, исполняя Слово из Святого Писания: «Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов» (Гал. 6-2).

Для работающих в программе людей – это процесс духовного обновления. Именно в начале этого процесса они ставят перед собой цель всей своей жизни отдать себя Богу, Сила которого более могущественна, чем они сами.

В душепопечительской группе совершенствуется умение общаться искренне, без масок.

Одним из факторов достижения подобного эффекта является соблюдение правил безопасного общения на группе, эмпатического отношения и наличие обратной связи

Сегодня многие церкви организуют и поддерживают работу групп духовно- личностного роста. Это позитивно влияет на выздоровление семей от созависимости, мотивирует зависимых к лечению и профилактирует срывы у выздоравливающих зависимых. Программа «12 шагов» оказалась для некоторых участников духовным детским садом и способствовала их воцерковлению. Слова из Евангелия от Иоанна, гл. 8, ст. 36 актуальны во всех сферах человеческой жизни: «Если Сын освободит, то истинно свободны будете».

Как же происходит помощь созависимым семьям в условиях пандемии, когда существует ограничения на встречи и собрания людей?

1. Появились новые возможности встречи групп поддержки в онлайн. Эти новые возможности включили в себя присутствие на группах людей из различных регионов России и других стран Ближнего и Дальнего зарубежья, где многим эта помощь была недоступна по различным причинам.

Сейчас желающие могут восстанавливаться, регулярно посещая группы в онлайн. Они также могут получать знания в области зависимости и созависимости на организованных нами вебинарах и создавать в своих регионах христианские группы поддержки.

В данный момент, когда карантин ослаблен, проводится гибридная форма проведения групп - офлайн и онлайн одновременно.

2. Пандемия обострила проблемы домашнего насилия.

Общение в группах помогло выявить эту проблему и найти возможности помочь семьям, где ситуация была критической. Женщины с детьми смогли получить профессиональную помощь в кризисных центрах для женщин и детей.

3. Также удалось помочь некоторым зависимым, направив их в реабилитационный центр.

Конечно, жизнь многих семей в пандемию оказалась очень тяжелой: алкоголизация членов семей, скученность, болезни и смерти. Но кризис стал вызовом, который дал энергию справиться с застаревшими невыносимыми проблемами и подумать о том: «Как же я хочу жить на самом деле?»

Могу утверждать, что с Божьей помощью, желающие получить духовно-психологическую помощь получили ее. А вместе с этим получили возможность продолжить свой духовно-личностный рост. И надежду на исполнение повеления из Святого Писания: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваши дух и душа и тело во всей целостности да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (Послн. Фес.5-35)»

Пастор и христианский психолог Руслан Надюк обратил внимание на то, что в период пандемии, самоизоляции работа христианских групп самопомощи и психологических консультаций не прекратилась, а трансформировалась в онлайн встречи, занятия и консультации, без потери «духовно-терапевтического эффекта», оказываемого на участников. На фоне вынужденной самоизоляции, в семьях обострились конфликты и проблемы домашнего насилия, поэтому потребность в душепопечительских группах и консультациях стала особенно актуальна.

Руслан Надюк отметил важную роль церкви в душепопечительской помощи человеку:

«Церковь, по своей сути, является духовно-терапевтическим сообществом, главным ресурсом которой является живая вера. При действенной спасительной вере происходит гармонизация духовного с психологическим, а психологического с физическим в духе, душе и теле. Поэтому задача церкви состоит ни сколько в том, чтобы быть религиозной имитацией поликлиники, социального, психологического или реабилитационного центра, а в том, чтобы через духовное взаимодействие с Богом и друг с другом стать благоприятной духовно-терапевтической и психологической средой гармонизирующей в человеке внутреннее и земное с Небесным. Человеческая душа умиротворяется и дух раскрывается в уединении с Богом. Поэтому важно церкви исполнять свою миссию духовно-психологического примирения с Богом, с сами собой, с ближним. Это можно назвать сутью душепопечительства, когда посредствам ресурсов веры, слова, гармонизируется психо-эмоциональная сфера жизни и с этим приходит уже ясность, понимание для чего и как жить.

Тезис о церкви как терапевтическом обществе сформулировал философ, теолог, герменевт - Фридрих Шлейермахер а развил в своих книгах наш современник, христианский психолог и душепопечитель - Гарри Коллинз. Наши усилия в душепопечительском образовании направлены на подготовку такого душепопечителя, который своим служением, посредством бесед и консультаций, способствует созданию в поместной церкви атмосферы терапевтического общества.

Душепопечительство как и многие «помогающие профессии» работает с психологией верующего и стремящегося к Христоподобию человека, что в некоторых кругах стали именовать христианской Психологией, хотя это не совсем верно. Все таки психология – это множество гипотез о том, что есть душа человека и множество версий и способов на тему помощи, поэтому разбираться в этом множестве – удел профессионалов, этому надо учиться, чтобы этим правильно пользоваться. Церковь же всегда будет уникальна своим духовно-психологическим ресурсом веры и единения верующих душ и это не заменить психологическими версиями о человеческом благополучии, поэтому Церкви не нужно «перестраивать» себя под место психологической целенаправленной помощи, а выполнять свою уникальную миссию – учить людей душеспасительно верить. Церкви нужно быть церковью веро-центричной и духовно-терапевтической. А правильная, душеспасительная вера будет формировать здоровую жизненную психологию»

О важности данного круглого стола, где собираются христиане разных конфессий, пастор Надюк Руслан Иванович, магистр богословия, магистр социальной работы, канд. психол. Наук, декан факультета дополнительного профессионального образования служителей Московской семинарии евангельских христиан так сказал:

- Во-первых, это полезно для социально-духовного саморазвития самих участников- представителей разных конфессий, которые при продолжительном общении в своей конфессиональной среде часто приобретают «тоннельное узко-религиозное мышление» и часто «за деревьями не видят красоты леса». Нам важно знать и понимать, что в других церквах такая же или даже более активная духовная жизнь, многоразличные плоды, есть настоящая жертвенная, социальная, душепопечительская и духовно-психологическая работа. Во-вторых, это обмен опытом, технологиями служения, нуждами. Это самый простой и мощный способ увидеть то, что нас представителей разных христианских конфессий объединяет – а это любовь к ближнему и служение любви к ближнему. Потому что любая теология проверяется практикой служения. Ведь и Сам Спаситель предлагал проверять пророков и лжепророков, делателей и лжеделателей по критерию духовного плода. Плоды, в отличии от идей, можно увидеть, попробовать и оценить. Многим из нас от служения словом важно переходит к служению делом. Здесь говорится о плодах, о современном мире, таких же проблемах, как с ними справляются. Общие впечатления, которые я лично выношу – это, во-первых, восхищение тем подвигом социального служения, которое совершается в католической, православной, лютеранской, адвентистской церкви. Во-вторых, происходит заимствование определенного опыта. В-третьих, понимание, что когда мы занимаемся Божьим делом, а не только Словом, у нас действительно больше общего, чем разного. Душепопечительство и социальное служение сильно сближает конфессии, акцентируя внимание на служении ближним. Поэтому важно консолидироваться вокруг служения ближнему в лице того сообщества, общества, района, города, где находится поместная церковь. Тогда всё богословие состыкуется, отформатируется в реальной жизни и служении.

Считаю, что такие диалоги и обмен опытом очень полезны.Хочется, чтобы было больше обсуждения благоуспешного опыта служения, больше возможности задать вопрос, услышать не только что они делают, а как у них это получается, какие технологии и способы работают. А так это очень полезный и необходимый формат для представителей всех конфессий.

- Во время пандемии социальная и психологическая помощь людям приобрела другие формы. В чем вы видите важность помощи христианского психолога?

Я бы сказал не просто христианского психолога, а психолога-душеведа, то есть человека, который живет христианской жизнью, является учеником Иисуса Христа и понимает и Слово Божие, и умеет Словом Божием, верою удовлетворить запросы человеческой души. Настоящих христианских психологов правильнее называть душепопечителями, для которых, в первую очередь, важно - услышать нужды людей и помочь найти им восполнение в переосмыслении себя в Боге. Особенно это важно в кризисные периоды, когда люди особенно часто хотят быть понятыми и услышанными. Второе, важно, помочь людям переоценить свои реальные и идеальные запросы. Великое приобретение быть благочестивым и довольным. И кризисы позволяют нам переоценить, что нам действительно важно, а что, в общем-то, является идеализацией или похотью. Третье, помочь им, проявляя ценности веры, дары веры, характер верующего человека, что-то понять перед Богом в этой ситуации, проявить лучшие христианские качества и добродетели и сделать все, что от них зависит, чтобы в Боге и с Богом, по примеру Иисуса Христа, удовлетворить тот запрос, который у них возник или решить проблему. Вообще я в свете пасторского опыта давно стал относиться к трудностям, которые выпадают на долю верующих людей, скорее как к урокам или тренажерам которые развивают способности жить на земле по законам Божьего Царства. «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор 5:8). Это центральная идея душепопечительского подхода к жизни. Бог учит, мы учимся и помогаем ближним у Бога учиться. Все мы ученики Христа. Бог чему-то учит или помогает развиться. Если помочь верующему человеку, столкнувшемуся в период кризиса, коронавируса, воспринять ситуацию как урок или тренажер и смоделировать с ним путь, который нужно пройти - это будет действительно христианской психологической помощью.

Зоя Бардина


Количество просмотров 1115
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна