Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

«Она сделала, что могла»

19 марта 2012 года на 92-м году жизни отошла в Вечность Анна Григорьевна Захарова, член Центральной московской церкви ЕХБ, представитель родственной ветви Павловых, где сохранялась память и христианские традиции видных основателей евангельско-баптистского движения в России.

Мне довелось познакомиться с Анной Григорьевной и ее сыном Александром еще в конце 80-х годов прошлого века, когда я начал собирать  материалы для книги о Василии Гурьевиче и Павле Васильевиче Павловых.

Анна Григорьевна и Александр тогда часто захаживали для беседы в тесный кабинет редакции журнала «Братский вестник» по приглашению диакона церкви, сотрудника журнала Евгения Илларионовича Соколова, одного из составителей истории церкви ЕХБ в СССР.

Анна Григорьевна хранила большой семейный архив с коллекцией фотографий, старых баптистских журналов, книг, статей, документов, связанных с жизнью и деятельностью «патриарха» русского баптизма В.Г.Павлова.

Знакомясь с архивными материалами, предоставленными Анной Григорьевной, историки, исследователи, художники, журналисты, получали еще один источник вдохновения для творчества. Содержание исторических документов, как правило, дополняли устные воспоминания и рассказы самой Анны Григорьевны.

Она приводила воспоминания своей матери Надежды Васильевны о том, как Василий Гурьевич совершал над ней молитву благословения, Она часто рассказывала о том, как преемник отца, Павел Васильевич, руководящий служитель Союза баптистов созывал всех малых и взрослых домочадцев на утреннюю молитву, читал Библию.

Еще в советское время Анна Григорьевна не уставала напоминать сотрудникам баптистского духовного центра о необходимости ходатайствовать перед властями о реабилитации Павла Васильевича, невинно осужденного в 30-е годы за проповедь Евангелия и убитого в местах заключения руками уголовников.

С наступлением в стране перестроечных процессов и выходе специального закона о реабилитации жертв политических репрессий Анна Григорьевна писала заявления в Управление госбезопасности с просьбой дать ей, как близкой родственнице, возможность ознакомиться с делом П.В.Павлова.

Настойчивая просьба Захаровой была удовлетворена, и Анна Григорьевна, уже достаточно пожилая женщина много дней подряд ходила в архивный отдел Управления, переписывая от руки содержание пухлых дел.

Талантливый художник и скульптор Вячеслав Андреевич Шмелев, также член Центральной московской церкви ЕХБ, познакомившись с Анной Григорьевной, слушая ее рассказы о судьбе Павловых, загорелся желанием создать скульптурную композицию «Отец и сын». Кандалы и раны, изображенные художником на бюстах проповедников, сделали эту скульптуру символом страдальческого пути отечественного баптизма.

Многие христианские и светские газеты не раз писали об Анне Григорьевне, как о хранительнице памяти святого доктора Ф.П. Гааза. Захарова жила в доме, окна которого выходили на маленький сквер, примыкавший к старому зданию бывшей тюремной больницы, где когда-то самоотверженно трудился врач-христианин и духовный просветитель России Федор Гааз.

В 1909 году в этом московском сквере состоялось открытие памятника Гаазу работы скульптора Н.Андреева. На темном граните был высечен жизненный девиз Гааза: «Спешите делать добро». Однако, имя доктора и скульптора не монументе не значилось.

Под впечатлением от прочитанной повести А.Ф.Кони о жизни врача-подвижника, Анна Григорьевна почти буквально «заболела» доктором Газом. Стала собирать заметки, статьи о нем из старинных отечественных и зарубежных журналов, рассказывать всем знакомым и друзьям о необыкновенном человеке, который спасал души и заботился о материальных нуждах обездоленных людей.

Накануне 19-го съезда КПСС Анна Григорьевна отправила в адрес форума правящей партии предложения о сооружении специальной стелы к памятнику, где было бы указано имя доктора и скульптора. Вскоре Анна Григорьевна оказалась на приеме у председателя Моссовета Промыслова, который и помог воплотить предложение неуемной москвички.

О бескорыстных хлопотах Захаровой узнали почитатели Гааза в Германии. Дружеские связи с немцами продолжались много лет. От Льва Копелева, известного советского писателя-эмигранта пришла книга о докторе Гаазе. Анну Григорьевну и Александра не раз приглашали в Германию для общения с членами различных культурных и религиозных учреждений.

В октябре 2009 года по инициативе директора Международного центра имени доктора Гааза Андрея Лихачева в больничном сквере по Малоказенному переулку прошел большой митинг, посвященный 100-летию создания памятника. На юбилейном собрании присутствовал посол Германии в России Вальтер Шмидт, политики, общественные деятели, служители православных, католических и протестантских церквей. В числе выступавших на митинге была и Анна Григорьевна. Представляя ее участникам, Лихачев подчеркнул: «Анна Захарова посвятила всю свою жизнь исследованию жизни Гааза».

Анна Григорьевна – коренная москвичка, представитель старой московской интеллигенции. После окончания полиграфического института работала корректором в журнале «Огонек», литературным редактором в издательстве «Наука», сотрудником Высшей аттестационной комиссии.

В 1990 году вместе с сыном Александром принимает водное крещение в Центральной московской церкви ЕХБ. С того времени она становится активным посетителем и участником многих собраний, семинаров, конференций, концертов и тематических вечеров, организуемых Христианским культурным центром «Логос». Основатель центра, христианский композитор и дирижер Евгений Гончаренко привлекает Захаровых к творческому сотрудничеству. Александр Захаров переводит выступления зарубежных ученых, музыкальных служителей, богословов и проповедников, Анна Григорьевна делится своими воспоминаниями о жизни великих баптистов России.

По приглашению английских баптистов в 1998 году Захаровы посетили Лондон и Оксфорд. На встрече с сотрудниками знаменитого на весь мир Кестонского института, они свидетельствовали о преданном служении Богу членов семьи Павловых, о мученической кончине за имя Христа Павла Васильевича Павлова. В Лондонской баптистской церкви их принимали как посланцев Российского союза баптистов.

Дом Анны Григорьевны был домом открытых дверей. Здесь бывали друзья из Англии, Германии, Голландии, Канады, Америки. В доме Анны Григорьевны находили желанный приют и ночлег верующие из разных городов России.

Анна Григорьевна обладала несомненным даром христианского гостеприимства и общительности. Эта волевая энергичная женщина с лидерским характером была в тоже время предельно самокритична. Она не боялась признавать своих ошибок, осуждать неверные решения в прошлом. В одном из интервью она высказывала сожаление о том, что многое делала не так, как заповедовал Иисус Христос. А потому она молит Христа о милости и о силе свыше для исправления.

На трудном пути следования за Христом, на пути духовного усовершенствования перед глазами Анны Григорьевны стояли образы великих христианских подвижников: доктор  Федор Гааз, апостол баптизма Василий Павлов, мученик за Христа Павел Павлов, много претерпевшая за веру ее мама Надежда Васильевна и тетя Вера Васильевна.

Вот это «облако свидетелей Христовых» более всего вдохновляло Анну Григорьевну и давало силы жить в соответствии с жизненным кредо Гааза – спешить делать добро всем ради славы Иисуса Христа.

Владимир Попов, специально для христианского информационно-просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 1769
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна