Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Сердце знает свою беду, и радости его чужой не разделит» (Притчи 14:10)

Сергей Санников: онлайн образование в будущем будет массовым

С 26 по 30 марта 2012 года библейскую онлайн-школу «Снаряжение» в городе Сакраменто, Калифорния, посетит преподаватель, пастор и автор многих публикаций и книг о истории христианства Сергей Санников.

В рамках его поездки в Калифорнию будет прочитан курс лекций на тему истории христианской церкви. Готовясь к поездке, Сергей Викторович согласился ответить на вопросы, заданные администрацией онлайн-школы «Снаряжение».

— Сергей Викторович, у вас колоссальный опыт в изучении истории христианской церкви. Как получилось, что именно эта тема стала для вас столь интересной?

Господь буквально «заставил» меня заниматься историей. В 1985 году меня пригласили преподавать на Заочных библейских курсах в Москве. Тогда это было единственное учебное заведение в СССР для всего евангельского сообщества, и я должен был преподавать там экзегетику и историю церкви. Но учебное пособие по истории было составлено на основании книги И. Бокмельдера, написанной в XIX веке, которая никак не могла удовлетворить, ни меня, ни слушателей. Поэтому мне пришлось собирать исторические материалы и самому писать учебник по истории христианства. Правда, ушло на это довольно много времени — 12 лет.

— Как изучение истории христианства отразилось на ваших убеждениях и жизненных принципах?

Думаю, что изучение истории значительно расширило мой духовный горизонт и позволило взглянуть на Церковь как бы «с птичьего полета». Я стал гораздо лучше понимать как Господь, несмотря на человеческие слабости и заблуждения, готовит Невесту Сыну Своему Иисусу. Я увидел христиан в разных ситуациях, и это позволило мне гораздо терпимее и спокойнее смотреть на современное христианство. И хотя мои убеждения и принципы, по сути, не поменялись, Господь перенес многие акценты в них.

— Сергей Викторович, вы являетесь автором двухтомника «Двадцать веков христианства». Написание этой книги потребовало невероятного количества времени и энергии. Что вы хотели сказать своим современникам, проделав такой огромный труд?

Прежде всего, мне хотелось показать масштабность и красоту дела Божьего. То есть, показать, что христианство — это не только мое церковное сообщество, но это колоссальное движение, начавшееся с маленького, как горчичное зерно, явления на окраине Римской империи и за 20 столетий превратившееся в могучее дерево, охватившее весь мир. Во-вторых, я хотел сказать, что христианство — это не религия, хотя оно почти с самого начала стало одеваться в религиозные одежды и для многих стало только религией. Но по-настоящему, христианство — это образ жизни, меняющий мировоззрение, быт, культуру и все стороны жизни своих последователей. И еще — я хотел бы сказать всем моим читателям, что во все времена христиане были такими же людьми как и мы: со своими слабостями и победами, с горем, непониманием Христа и тут же — с изумительным подвигом веры. Не надо очернять историю и не надо ее идеализировать. История христианства — это зеркало нашей жизни.

— В какие периоды истории, по вашему мнению, церковь была наиболее успешной? Что делало ее слабой в остальные периоды времени?

Я бы предпочел говорить не о Церкви, а о христианстве, и тогда очевидным кажется ответ, что наиболее успешным христианство было в апостольский период. Но это не значит, что тогда не было слабостей и ошибок. Почитайте письмо апостола Павла коринфской церкви и вы найдете там заблуждений и ошибок гораздо больше, чем во многих современных общинах. Христианство — это движение победы и оно успешно и несокрушимо до тех пор, пока в нем не появляется грех. Как только в христианскую среду входит грех — Господу приходиться применять «Бич Божий» в виде самых различных неприятностей.

— Глядя на историю ретроспективно, в какое время быть христианином было сложнее — во время гонений или спокойствия, лишений или достатка?

Конечно, во время достатка и свободы быть христианином гораздо сложнее, чем в периоды гонений и лишений. История это доказала тысячи раз. Во времена гонений мир становится «черно-белым», все ясно — ты или христианин или не христианин, а во время свободы можно быть христианином чуть-чуть. То есть можно иметь христианское мировоззрение, но нехристианскую жизнь. Человек может проявлять яркие таланты и дары, но плод ваш, который есть святость, как пишет апостол Павел, может не наблюдаться. Поэтому во времена свободы и господства христианской цивилизации часто возможен самообман, что является самым страшным из всех обманов.

— Как вы понимаете принцип отделения церкви от государства?

Этот принцип означает, что церковные структуры должны быть совершенно отделены от государственных управленческих структур, то есть никто из служителей церквей не должен никаким образом — прямо или косвенно участвовать в государственном управлении. Однако, это не значит, что церковь как сообщество людей не должна влиять на другие человеческие сообщества. Надо разделять церковь и государство, но нельзя разделять церковь и общество. В СССР разделение церкви и государства трактовали как разделение церкви и общества, запрещая всякое влияние на общество. Мне кажется, что это же пытаются сегодня навязать христианству в Западной Европе и Америке. Это неверная позиция. Христианство, как собственно и любые другие мировоззренческие взгляды, не может быть только «частным делом граждан». Эти взгляды имеют полное право на распространение и влияние, но без использования государственных структур, которые по определению есть органы насилия.

— Является ли предмет «История Церкви» востребованным в христианских учебных заведениях?

Да, практически во всех учебных заведениях изучают этот предмет, но очень часто его изучают односторонне. То есть, как историю только моей деноминации или историю только одной части христианства — например, только западного христианства, или только восточного христианства. Но практически везде этот предмет считают важным.

— Есть ли в истории в целом какая-либо закономерность, кроме той, что она «ничему не учит», и, на ваш взгляд, есть ли у нее цель?

В истории христианства четко просматривается закономерность количественного роста и богословской зрелости. То, о чем сегодня легко говорят ученики воскресных школ, еще несколько столетий назад было гениальным богословским откровением. То же можно сказать в области церковной организации, библейской интерпретации и т.д. Что касается цели, то на мой взгляд, история христианства явно целеориентирована, или как сегодня модно говорить — целеустремлена. Но чтобы увидеть эту цель — надо взглянуть шире. История христианства — это часть истории человечества и чтобы понять цель существования человечества надо «выйти» из этой истории. Мы никогда не смогли бы это сделать, если бы не откровение Того, Кто стоит над историей и вызвал к жизни эту историю. Библия говорит не только о начале истории человечества, но и о ее финале. Конец истории — это вечность, в которой совершается «Брак Агнца». То есть, Невеста Христа приготовлена и начинается история «новой земли и нового неба». Глядя на откровение того, что будет в конце, можно понять причины происходящего в прошлом и настоящем. Земля и все дела на ней нужны для того, чтобы подготовить Церковь. В этом цель истории.

— Сергей Викторович, вы приезжаете в Сакраменто, чтобы прочесть курс лекций об истории церкви в библейской онлайн-школе «Снаряжение». Что вы думаете о методе христианского образования через интернет, которое предлагает школа «Снаряжение». Есть ли у христианского онлайн-образования будущее?

Я очень активно поддерживаю идею онлайн обучения и считаю, что такая форма будет очень существенным дополнением к традиционной форме образования. Я не разделяю пессимистические взгляды, что очное обучение скоро умрет. Это не так. Оно будет всегда, хотя и примет новые формы, но живое общение учителя и ученика не может исчезнуть. И все же, массовой формой обучения в будущем станет интерактивное онлайн образование.

— И в заключение, как вы думаете, почему изучение истории христианства важно для современного поколения христиан?

В заключении вы задали самый трудный вопрос. Изучение истории важно даже не для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. К сожалению, мы их повторяем постоянно. Но изучение истории важно, чтобы понять себя и понять руку Божью в делах людей. История христианства — это продолжение библейской истории и хотя у нас нет канонического текста истории, но мы имеем облако свидетелей, жизнь и труды которых ободряют нас и просто помогают жить.

Источник: www.invictory.org


Количество просмотров 1077
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна