Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Работа секций на конференции "105 лет легализации русского баптизма"

Завершила свою работу международная научно-практическая конференция «105-летие легализации русского баптизма», которую проводил Российский Союз Евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ), совместно с Московской богословской семинарией ЕХБ,  Центром изучения религий РГГУ, Российской национальной комиссией Международной комиссии по сравнительной истории церквей (Comission internationale d’histoire ecclésiastique comparée) и Институтом теологии и истории Боннской библейской семинарии (Bonn).

Конференция собрала довольно большое количество как христианских, так и светских ученых. Помимо общих пленарных заседаний, работали и тематические секции, на которых поднимались самые разнообразные темы, от исторических, до культурологических и богословских. Именно тематическое разнообразие делало конференцию особенно интересной и живой.

В первый день было проведено три секции:

  •  Формирование идентичности российского евангельского движения, на которой хотелось бы отметить такие доклады;
  •  Евангельские христиане-баптисты в Российской империи: на пути к легализации.
  •  Евангельские христиане-баптисты в жерновах Советской власти в 1920-1930-е годы.

Во второй день добавилась секция «Государственная политика в отношении евангельских христиан-баптистов во время и после II Мировой войны», а в третий день «Культура и быт евангельских христиан-баптистов во второй половине XX века»

Среди докладов хотелось бы отметить следующие:

Пузынин Андрей, PhD «Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874–2008)», в котором ссылаясь на исторические факты, докладчик показал, что самоидентификация евангельских христиан от зарождения до наших дней не была статичной, она претерпевала изменения в зависимости от социальных и политических процессов. Поэтому было предложено  искать решение  в неизменном и универсальном контркультурном Кресте Христовом и его творческой реконструкции. Евангельские христиане обязаны помнить свое прошлое и прошлое своего социально политического и культурного контекста в свете Креста. Они должны стремиться стать эсхатологической общиной Нового Века, демонстрирующей жизнь победы воскресшего Иисуса. Крест Христа — это символ победы Бога над падшими и коррумпированными властными и религиозными структурами этого мира, а также их идеологиями и ложными концепциями мессианства. Это символ победы над грехом в его личном и общественном аспектах.

Черенков М.Н., доктор философских наук «Есть ли будущее у баптизма в России?», в котором было отмечено, что евангельские верующие добились своей легализации, но правовой статус не гарантирует реального места в социальной структуре. От легализации к социализации путь долгий и непростой, начинать его нужно как можно скорее, и с ясным пониманием перспективы преобразования всех сфер общества в соответствии с евангельским учением. Будущее открывается не за многозначительными, туманными, пусть и гениальными фразами, но за крепкими семьями, устойчивой нравственностью, добросовестным трудом, осознанной личной верой, принципиальной верностью своим убеждениям. Евангельские верующие не создают своих идеологических триад, но их уважение к православной традиции, гражданская ответственность перед государством, служение окружающему обществу всем известны. Евангельская идентичность предполагает сосуществование с иной церковной традицией, верность своим убеждениям в условиях любого государства, контекстуализацию в любой социальной среде. Присутствие евангельских церквей обогащает и духовную, и социальную жизнь страны, вносит в нее фактор динамики.Опыт истории показал, что будущее церкви связано не с благоприятными внешними условиями, но с себетождественностью, с верностью своему пути, Богом врученной миссии.

В докладе «К вопросу о крещении: обещание или вопрошение?» кандидат филологических наук Г. А. Савин совершил попытку показать, что следуя морфологическому, словообразовательному, логическому и богословскому анализу греческого слова «еперотема» следует прийти к выводу, что данное слово целесообразнее переводить как «вопрошание», а не как «обещание. Это приводит нас к переосмыслению нашей евангельской традиции в отношении к крещению. В заключении Г. А. Савин отметил: «Выбирая между «обещанием» и «вопрошением» мы становимся перед выбором своей позиции перед Богом как Абсолютом: обещать Богу иметь добрую, непорочную совесть, т.е. ни в каком случае, ни в каких обстоятельствах не отступать от Истины, даже в мыслях и чувствах; или с величайшем смирением признать, что абсолютная чистая, непорочная совесть — это такой уровень духовной зрелости, который для нас практически недоступен (Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти), но крайне желателен, и мы молим Бога о том, чтобы Он всегда корректировал нас, наш духовный императив, нашу несовершенную совесть. Акт крещения — это отождествление себя с умершим человеком, для которого крещение — это видимый знак (символ) своей неспособности достичь Божеского совершенства, но в этот величайший момент своего смирения, крещаемый должен осознать, что это погружение или омовение — шаг спасения, которым он просит Господа и Спасителя Иисуса Христа, быть с Ним всегда. Так и мы спасаемся воскресением Христа, вопрошая Бога о милости к себе в величайшем сокрушении и смирении, осознавая величие жертвы Христа".

В докладе «Христианские коммуны И.С.Проханова и город Солнца» кандидат исторических наук  М. В. Попов рассказал о попытках И. С. Проханова создания христианской коммуны в рамках советского государства.

Доктор философии Г. А. Сергиенко  поделился интересными размышлениями в докладе «Проблема культурной ассимиляции евангельских верующих советского периода», в котором отметил, что советское прошлое наложило огромный отпечаток на сознание евангельских христиан. Из-за политики сталинских репрессий, в результате которой было обезглавлено евангельское движение, оно, по сути, было обречено идти по сектантскому пути развития, часто во многом копируя формы и методы авторитарной системы. Отсутствие интеллектуальной и духовной элиты, то есть той самой прослойки «сильных, мудрых, благородных» сказывается до сих пор на отсутствии у нас ясно выраженного национального богословия, что, в свою очередь, означает нашу повышенную зависимость от западных учителей. Г. А. Сергиенко отметил, что сегодня мы только учимся жить на правах полноправных граждан страны. Уже многое сделано в этом направлении, ещё многое предстоит сделать. Чем больше будет уверенность в том, что возврат к тоталитарному прошлому невозможен, тем больше основания для того, чтобы мы осознавали себя сынами и дочерьми русской земли.

Следует также отметить два очень ценных, с точки зрения исторического анализа, доклада кандидата философских и доктора исторических наук С. М Дударенок «Баптизм и евангельское христианство на российском Дальнем востоке (1917 -1930-е гг.)» и «Евангельские христиане-баптисты на российском Дальнем востоке (40-50-е гг. хх в.), а также кандидата исторических наук О. П Федирко: «Религиозное просвещение общин ЕХБ на Дальнем Востоке в 20-е годы ХХ в». Эти доклады показали, что евангельское движение на Дальнем Востоке имеет, пусть и трудную, но очень богатую историю.

Интересными и весьма полезными были также такие доклады: Прохоров К., ThM «Монашествующие» и Христа ради юродивые в отечественном баптизме», Гончаренко Евгений Семёнович «Музыкальное образование в церквях Евангельских христиан-баптистов России. История и традиции», Добсон М. PhD. «Первые диссиденты. Обсуждение законности в 60-е гг.», Белякова Н.А., к.и.н. «Взаимоотношения между государственной властью и ЕХБ в 1970-80-е гг. в СССР: «спор» о границах легальности религиозной активности», Шиманская О.И. «Формирование понятия свободы совести в Российской Империи» и мн. др.

Как мы видим, конференция прошла на самом высоком уровне, которая привлекла ученых из самых разных гуманитарных сфер. Будем надеяться, что традиция проведения подобных конференций продолжится, и внутри нашего евангельско-баптистского братства действительно начнут формироваться серьезные научные сообщества.

Андрей Рябенко, специально для портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 2203
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна